IV. Анализ изложений. Работа над ошибками.
V. Письмо по памяти(упр. 391, с. 58).
Проверка. Определение лица местоимений в тексте.
VI. Выполнение разноуровнего задания(по выбору учащихся).
Для слабых учащихся: списать текст, вставив местоимения 3-го лица в нужных падежах. Подчеркнуть местоимения с предлогами.
Охотник пошёл в лес. За (кем?) ... бежала собака. Вот они в лесу. Вдруг навстречу (кому?) ... выскочил заяц. Собака бросилась за (кем?) ... .Охотник вышел на полянку. На (чём?) ... было маленькое озеро. Там плавали дикие утки. Почуяв опасность, (кто?) ... улетели.
Для сильных учащихся: списать текст, исправив ошибки в употреблении местоимений.
Каштанка осталась одна. Грусть подкрадывалась к ей незаметно и овладела нею постепенно. Вдруг близко от её раздался крик. Гусь сидел на полу. Глаза у его были закрыты. Хозяин сел перед им , минуту глядел на его молча.
VII. Домашнее задание:упражнение 393, с. 59; подготовиться к письму по памяти (упр. 395, с. 60).
VIII. Итог урока.
– Какую работу выполняли на уроке?
– Что не удалось? Почему?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КАРТОЧКАМ
· Карточка 1. Списать словосочетания, поставив местоимения в нужном падеже. Составить 1–2 предложения, используя данные словосочетания.
Подарю (она), посмотри на (они), отошёл от (он), встречаю (они), горжусь (она), играю с (он), хвалили (он), увижусь с (она), поздравили (они).
· Карточка 2. Списать предложения, подчеркнуть местоимения, указать их лицо; число и падеж (если сможете).
Человека узнаешь, когда (с) ним пуд соли съешь. Одна (у) человека мать, одна (у) него и Родина. Мы бережём Родину-мать, (за) неё готовы жизнь (от)дать. Лучше (не) иметь сердца, чем (не) иметь (в) нём любви (к) народу.
· Карточка 3. Списать текст, исправив ошибки в употреблении местоимений.
Вернулся хозяин. Каштанка пошла за им. Она ходила около его и следила за каждым его движением. Хозяин взял блюдечко, налил в его воды. Собака и гусь жались к ему. Они очень любили него.
Урок 121. Упражнение в правильном
употреблении и написании местоимений
Цели: учащиеся развивают умение правильно писать местоимения с предлогами и без предлогов, употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
– Сегодня мы завершаем изучение темы «Местоимение». Наша задача – повторить всё, что мы узнали об этой части речи; поупражняться в написании местоимений, их употреблении в речи.
IV. Письмо по памяти(упр. 395, с. 60).
V. Повторение изученного о личных местоимениях.
– Что такое местоимение?
– Чем личные местоимения сходны с существительными, а чем различаются?
– Назовите личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица единственного числа; множественного числа.
– Как пишутся местоимения с предлогами?
– Бывают ли у личных местоимений приставки?
– Какую особенность местоимений 3-го лица можете назвать?