Анализ изложений

Это очень важный в процессе обучения изложению вид работы. Проверяя работы, учитель классифицирует их, учитывая:

1) точность передачи, последовательность содер­жания текста;

2) непоследовательность передачи содержания текста;

3) ошибки в построении предложений;

4) неправильное употребление слов;

5) наиболее грубые орфографические и пунктуационные ошибки.

Исправленные работы учитель приносит в класс. Не разда­вая учащимся их работ, он выписывает на доске или читает неудачно употребленные в изложении слова и вместе с детьми устанавливает, почему данное слово следует считать неудач­ным, какое слово было бы лучше употребить вместо него. Затем разбираются неправильно написанные предложения, которые тоже подвергаются исправлению. Ошибки в нарушении после­довательности содержания исправляются так: учитель, читает одну или две-три работы, в которых имеются подобные недочеты, и вместе с учащимися устанавливает, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены, как следовало бы написать и т. д.

После того как письменные работы так разобраны, учащие­ся получают свои тетради и правильно записывают слова и предложения, в которых допущены ошибки.

Возможен и другой вариант работы над исправлением из-, ложений. Учитель раздает всем учащимся их работы. Затем дети отыскивают в. своих работах ошибки (они отмечены учи­телем в тетрадях) и под руководством учителя исправляют их. Этот вид работы над ошибками ,в изложении предполагает большую самостоятельность учащихся, чем первый. Учитель не может помочь всем сразу, и детям приходится ждать, когда учитель подойдет к каждому из них. Вот почему чаще всего в школах применяется первый из описанных видов организа­ции работы по исправлению детских изложений. При достаточ­ной подготовке учащихся возможен и второй вид организации работы над ошибками в изложении. Полезно в некоторых слу­чаях после разбора письменных работ дать задание — перера­ботать изложение, исправив в нем допущенные ошибки.

Примерные схемы анализа изложений

1. Количество учащихся, писавших работу.

2.Количество учащихся, написавших без орфографических ошибок.

3.Количество учащихся, правильно передавших содер­жание.

4.Количество учащихся, допустивших ошибки в передаче содержания (исказили содержание, упустили важный момент, непоследовательно изложили текст, отступили от плана).

5.Характер речевых ошибок, допущенных в изложении (выписать конкретные типичные ошибки): а) общее количество учащихся, допустивших ошибки в построении предложений; грубое нарушение порядка слов (два-три примера); пропуск не­обходимого слова для передачи мысли (два-три примера); на­рушение границ между предложениями (примеры ошибок); на­рушение связи между словами (примеры); б) количество уча­щихся, допустивших ошибки в употреблении слов ' (два-три примера)

Изложение имеет большое значение для развития речи учащихся, так как обогащает ее литературными формами и учит детей писать сочинения.

Наши рекомендации