V. Анализ написанных сочинений. Работа над ошибками.

VI. Итог урока.

Домашнее задание: записать отредактированные, исправленные сочинения на альбомном листе, проиллюстрировать (по желанию).

Урок 160
Составляем собрание сочинений.
Сочинение-рассуждение

Цель: обучать написанию сочинения-рассуждения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.

1. Работа с текстом.

– Прочитайте текст.

За .кном к.нец апреля. Нет уже жгуч.х морозов, х.лодных в.тров. Со?нце гре.т по-весеннему. Так почему же я с нет.рпением жду н.ступления мая? Что н.сет он с собой?

Он сп.шит украсить л.сные п.ляны з.лен. тр.вой и цв.тами. Деревья май н.ряжа.т м.л.дыми л.сточками. Н.ступа.т настоящий праз?ник юной л.ствы. Везде разнос.тся ч.дный зап.х от ч.ремухи. Белых цв.тов на ней больше, чем лист?ев. Звонк. п.ют скв.рцы и зяблики. В л.су слышна дро.ь дятла. По б.лоту разнос.тся крик жур.вля. Какая пт.ца в мае (не) п.ет?

Н.блюдая за всем происходящим, я чу?ствую себя самым счастливым. Хоч.тся дышать полной грудью и жить, жить, жить!

– Решите орфографические задачи.

(Дети объясняют правописание слов, учитель записывает на доске буквы на месте пропусков.)

– Как называется этот текст? (Рассуждение.)

– Как строятся рассуждения?

2. Чтение сообщения (с. 62, учебник).

– Прочитайте сообщения авторов.

– Какие тексты называют размышлениями?

– Как они строятся?

– Какие части есть в предложенном тексте?

– На какой вопрос отвечает автор в своем рассуждении?

3. Упражнение 641.

– Какое время года каждый из вас любит больше всего?

– Можете ли вы однозначно ответить на этот вопрос? Почему?

– Если можете, то о каком времени года поведете речь?

– Используйте свои ответы как мысли, которые надо раскрыть в рассуждении.

– Как можно начать сочинение, исходя из ваших ответов?

Я не могу назвать свое любимое время года, потому что я люблю все. Каждое время года хорошо! Летом… Зимой…

Больше всех времен года я люблю… и вот почему…

Больше всего я люблю… Попробую объяснить…

– О чем вы можете писать в основной части текста? (Описывать что-то, рассказывать о ком-то или о чем-то, например об играх, развлечениях.)

– О чем нужно сказать в заключении?

III. Написание сочинения-рассуждения на тему «Мое любимое время года».

(Учащиеся во время работы могут обращаться за помощью к учителю.)

IV. Анализ сочинений, редактирование.

(Дети самостоятельно анализируют орфографические ошибки после проверки работ учителем.)

V. Итог урока.

– Над каким текстом вы сегодня работали?

– Какие особенности у текста-рассуждения?

Домашнее задание: упражнение 642.

Урок 161
Составляем собрание сочинений. Составление
словесных зарисовок по серии картинок

Цель: обучать написанию словесных зарисовок по серии картинок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. «Конкурс сочинений».

Учащиеся разбиваются на группы по 5–6 человек. В группе зачитывают свои сочинения, по необходимости редактируют их, выбирают 1–2 лучшие.

Затем от каждой группы один ученик зачитывает лучшее сочинение, другой анализирует его (указывает на положительные моменты).

По окончании этой работы выявляется победитель конкурса.

III. Работа по теме урока.

1. Работа с серией картинок.

– Рассмотрите картинки.

– Рисунки серьезные или смешные?

– Какими должны быть рассказы?

– Чтобы задать юмористическую тональность рассказам, важно придумать соответствующие заголовки.

Для первого рассказа это может быть:

«Деловой малыш», «Весь день в работе», «Устал!», «Трудовой день».

Возможные названия второго рассказа: «Вот так помог!», «Хорошо помог!», «Старательный помощник».

– Впишите названия.

(Готовые названия не сообщаются, а рассуждения детей направляются в нужное русло учителем в беседе.)

– Что будут представлять собой рассказы по серии картинок? (Повествование.)

– Каковы «секреты» повествования?

(Показ последовательности действий, использование форм настоящего времени.)

– Какие слова в повествовании можно использовать для выделения «поворотных» моментов?

однажды

как-то раз

но тут

и вот

(Слова записываются на доске.)

2. Устное составление рассказа.

Дети составляют рассказ по картинкам, редактируют, вносят коррективы коллективно.

3. Составление рассказа по картинкам (письменно).

По выбору учащихся: картинки на с. 58 или с. 59.

IV. Итог урока.

– Прочитайте словесные зарисовки.

– Присутствует ли юмор в сочинениях?

– Какие слова это подчеркивают?

Домашнее задание: упражнение 644.

Урок 162
Составляем собрание сочинений.
Сочиняем письма

Цель: обучать составлению текста письма.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительная беседа.

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти,

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

С. Маршак

– Что вы знаете о письме?

– В рассказе А. П. Чехова «Ванька» девятилетний мальчик, отданный в ученье к сапожнику, написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: «На деревню дедушке».

– Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

– Что указывают на конверте?

2. – В повести Л. Давыдычева «Жизнь Ивана Семенова» высмеивается второклассник Иван Семенов. Он не любит учиться, и жизнь для него сплошная мука. Однажды он решил бросить учиться и пороситься на пенсию. Весь вечер трудился Иван над заявлением.

Заявление он положил в конверт, на котором написал:

Сталица Масква

Вминистерствонасчет

Пеньсии ат ивана

Семенова сприветам

квам заивление.

– Можно ли эту запись назвать адресом?

– Сколько ошибок допустил Иван Семенов?

– Попробуйте их исправить, объясняя.

3. Игра «Поиграем в почту».

У каждого ученика на парте конверт. Учитель объясняет, что каждый должен написать адрес получателя (адрес школы) и адрес отправителя (свой домашний адрес), а также указать получателя – директора школы, а отправителя – свою фамилию, имя.

Выигрывает тот, кто быстрее, аккуратнее, грамотнее подпишет конверт.

Конверты собираются. Специальное жюри – из представителей от каждого ряда – определяет победителей.

4. Составление текста письма.

а) А знаете ли вы, что письмо надо сочинять по определенным правилам?

– Перед вами два текста. В чем их сходство и различие?

– Какой из текстов – письмо?

В этом году у меня были необычные каникулы. Я летом много путешествовала. Мы с мамой ездили на экскурсию в Ленинград, а потом в Пушкинский заповедник. Везде было очень интересно. Особенно запомнились комнаты поэта и домик его няни. Я многое узнала этим летом и хорошо отдохнула.

Дорогая тетя Лида!

Большое спасибо за письмо. Отвечаю на твой вопрос. Летом я отдыхала с мамой в Ленинграде и в Пушкинском заповеднике. Мне очень везде понравилось.

Как ты отдохнула на юге?

Тетя Лида, большой привет тебе от бабушки и мамы.

Приезжай к нам в гости.

Целую. Оля.

20 сентября 2000 года.

– Какие же правила существуют для написания письма?

б) Обращение в письме.

– Как вы обратитесь в письме:

1) к однокласснику;

2) учителю;

3) другу;

4) бабушке;

5) маме?

– Запишите в тетради под каждым номером свои ответы-обращения и слова приветствия.

– Как обращаются чаще всего ко взрослым или малознакомым людям?

в) Содержание письма.

– Как может излагаться содержание в основной части письма?

(И повествование, и описание, и рассуждение.)

– Можно ли в письме договориться о каких-нибудь делах, помочь друг другу советами?

г) Окончание письма.

– Как должно заканчиваться письмо?

– Зависит ли формулировка концовки письма от того, кому вы пишете? Почему?

5. Чтение письма Ваньки своему дедушке из рассказа А. П. Чехова «Ванька» учителем.

– Какие чувства вызывает это письмо у вас?

– О чем бы вы хотели сказать Ваньке, отвечая на его письмо?

6. Написание текста письма.

– Представьте, что письмо Ваньки попало именно к вам. Напишите ответ мальчику.

7. Чтение написанных писем.

III. Итог урока.

– Что вы знаете о письме?

– Какие требования к написанию письма вы запомнили?

Домашнее задание: упражнение 646.

Урок 163
Сочинение по картине И. И. Шишкина
«Сосны, освещенные солнцем»

Цель: развивать умения воспринимать картину описательного характера и создавать по ней текст; точно употреблять глаголы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации