VII. Упражнение в склонении существительных.
– Разгадайте ребусы и самостоятельно просклоняйте существительные.
(листва) (изба)
VIII. Домашнее задание: повторить вопросы падежей, упражнение 112.
IX. Итог урока.
– Нашли мы с вами ответы на вопросы Почемучки?
– Давайте повторим их еще раз.
Урок 36. РАСПОЗНАВАНИЕ ПАДЕЖЕЙ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Цели: учащиеся отрабатывают умение склонять имена существительные с ударными окончаниями, определять падеж существительных в предложении; знакомятся с несклоняемыми именами существительными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
III. Словарно-орфографическая работа.
1. Отгадывание загадок, запись слов-отгадок. Выделение орфограмм, ударения.
Многолюден, шумен, молод, Скоростная дорога,
Под землей грохочет город. покрытая асфальтом.
А дома с народом тут (Шоссе.)
Вдоль по улицам бегут. Верхняя одежда для
(Метро.) холодного времени года.
(Пальто.)
2. Составление словосочетаний + существительное с данными словами, запись в тетрадь: приехал на метро, купили пальто, ушёл без пальто, ехали по шоссе и т. д.
IV. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.
– Что узнали на уроке вчера? Что нужно знать и уметь, чтобы определить падеж имени существительного?
– Как вы думаете, все ли имена существительные склоняются? Почему?
– На этом уроке мы получим ответ на этот вопрос.
V. Упражнение в склонении существительных.
– Что значит просклонять существительное?
– Какая часть слова при склонении изменяется?
– Просклоняйте существительные страна, труд, словарь.
Проверка выполнения задания.
VI. Наблюдение над несклоняемыми существительными.
1. Игра «Назови одним словом».
Верхняя одежда для зимы и осени. Подземная железная дорога. Клавишный музыкальный инструмент. Асфальтированная дорога. Сорт мороженого на палочке. Напиток из зерен кофейного дерева.
Запись слов в тетрадь.
2. Учитель предлагает просклонять устно некоторые из этих существительных.
– Что заметили?
3. Вывод.
– Эти существительные не склоняются, они составляют группу несклоняемых существительных. Все эти слова были заимствованы из других языков. Мы познакомились только с некоторыми из них.
4. Знакомство с правилом в учебнике.
5. Запись словосочетаний с несклоняемыми существительными под диктовку. Определение рода несклоняемых существительных.
Зимнее пальто, новое пианино, вкусное эскимо, крепкий кофе, горячее какао, швейное ателье, маршрутное такси, трамвайное депо, московское метро, интересное кино.
– Как определяли род несклоняемых существительных?
– Что заметили общего между ними?
– Что можете сказать о несклоняемом существительном кофе?
VII. Работа с учебником: упражнение 116, с. 65.
VIII. Домашнее задание: составить 5–6 предложений с несклоняемыми существительными.
IX. Итог урока.
– С чем познакомились на уроке?
– Почему эти существительные так называются?
Урок 37. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель: учащиеся знакомятся с особенностями именительного падежа имен существительных, его существенными признаками, ролью в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.