V. Упражнение в склонении имен существительных, определении падежей.

1. Упражнение 70, с. 36–37 (устно).

2. Упражнение 71, с. 37 (письменно с комментированием).

V. Упражнение в склонении имен существительных, определении падежей. - student2.ru

3. Самостоятельная работа с учебником. Упражнение 72, с. 37.

4. Зрительный диктант (упр. 73) с последующим выполнением заданий учебника (определение падежей существительных, разбор слов по составу).

Пожелтели (от чего?) от инея (Р.),

потемнела (в чем?) в реке (П.),

теряла (что?) листву (В.).

V. Упражнение в склонении имен существительных, определении падежей. - student2.ru

VI. Домашнее задание:упражнение 74, с. 37.

VII. Итог урока.

– Что повторили на уроке?

– Объясните, что значит склонение существительных?

– Что понравилось и запомнилось на уроке?

Урок 19. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
РОД И ЧИСЛО ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Цели: учащиеся уточняют знания о грамматических особенностях имён прилагательных, их роли в предложении, речи; развивают умение определять род, число прилагательных в словосочетании, предложении.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

V. Упражнение в склонении имен существительных, определении падежей. - student2.ru

III. Словарно-орфографическая работа.

1. Работа над правописанием изученных слов из словаря.

М..шина, гор..д, д..рога, ул..ца, ш..ссе, ш..фёр, п..сс..жир.

– Прочитайте слова. Чем они объединены по смыслу? (Связаны с дорогой, машиной, транспортом.)

– Вспомните написание слов, запишите их в тетрадь, выделите орфограммы, поставьте ударение.

– В каком слове знак ударения не поставили? Почему?

2. Знакомство с новым словом.

– Назовите синоним к слову машина. (Автомобиль.)

Это новое слово, с которым мы сегодня познакомимся. (Учитель выставляет карточку со словом.)

V. Упражнение в склонении имен существительных, определении падежей. - student2.ru

– Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, выделите непроверяемые гласные.

3. Знакомство с происхождением слова автомобиль.

– Это слово пришло к нам из французского языка. Составлено же оно из двух слов: греческого «аутос», что значит «сам», и латинского «мобилис», означающего «движущийся». Вот и получается: автомобиль – сам собою движущийся. В нашем языке много слов, в которых есть часть авто-. Вспомните такие слова. (Автокран, автовокзал, автопогрузчик и др.)

III. Сообщение темы и целей урока.

– Посмотрите на схему, которую видите на доске. Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Учащиеся высказывают свои мысли, учитель корректирует ответы.)

V. Упражнение в склонении имен существительных, определении падежей. - student2.ru

– Теперь прочтите вопросы Почемучки на с. 38–39. На них нам предстоит найти ответы на уроке.

IV. Наблюдение над ролью прилагательных в речи.

1. Работа с текстом (текст записан на доске).

– Прочитайте текст, определите тип текста, его основную мысль.

Косяк журавлей летел высоко в небе. Птицы держали путь на юг. Их крик звучал как привет местам.

(Тип текста – повествование, так как можно задать к тексту вопрос: что случилось? Основная мысль – отлёт журавлей на юг.)

– Теперь прочитайте текст упражнения 75 на с. 38. Сравните с данным. Что можете сказать? (Это тот же текст, но с именами прилагательными.)

– Какой из них вам нравится больше и почему? Обоснуйте ответ.

2. Вывод: имена прилагательные делают речь более яркой, выразительной, образной.

V. Упражнение в склонении имен существительных, определении падежей. - student2.ru

Наши рекомендации