Оценка состояния земельных ресурсов РФ.
В Российской Федерации сегодня более 43 млн. собственников земельных участков, при этом не все земельные участки используются эффективно.
В ряде регионов полное разрушение системы управления воспроизводством плодородия почв привело к существенному ухудшению их качественного состояния. Так, за последние 25 лет площадь земель, подверженных водной эрозии увеличилась - на 28,4 млн.га. ; засоленных - на 12,0; содержащих солонцовые комплексы - на 13,9; заболоченных и переувлажненных - на 20,0; заросших кустарником и мелколесьем - на 10,5 млн. га. Содержание гумуса в почвах России снизилось на 20%. Внесение минеральных удобрений на 1 га пашни сократилось с 88 кг в 1990 г. до 15 кг за последние годы, а органических с 3,5 до 0,9 т/га.
По мнению ученых, низкое плодородие почв и их мелиоративная неустроенность, огромные масштабы и интенсивность их деградации приводят ежегодному недобору 37-45 млн. тонн продукции в расчете на зерно. Главными причинами сложившегося положения является бесхозяйственное отношение к земле, резкое сокращение инвестиций в химизацию, мелиорацию и противоэрозионные мероприятия.
Отсутствие у тысяч хозяйств разных форм собственности средств на минеральные и органические удобрения ускоряют истощение почв, разрушение их структуры, ухудшение всех показателей почвенного плодородия. По заключению экспертов, за последние годы вынос питательных элементов из почвы в 4 раза превосходит их внесение с удобрениями. Очень низким содержанием фосфора характеризуется 24,5 млн. га (21%) пашни, калия - 11,5 млн. га (10%), гумуса - 53,3 млн. га (46%).
Большая часть сельскохозяйственных земель России находится в зоне рискованного земледелия, с отрицательным влиянием засух, суховеев, высоких температур, заморозков и других негативных для сельхозпроизводства природных явлений. Так, около половины территории России подвержено воздействию засух, а 7% (до 100 млн. га) - опустыниванию. Это Поволжье, Предкавказье, Забайкалье, где проживает около 50% населения. Вследствие непродуманной распашки водосборов в земельном фонде возникло более 2 млн. оврагов площадью свыше 6 млн. га. Их ежегодный прирост составляет от 80 до 100 тыс. га.
За последние 10 лет объемы противоэрозионных мероприятий резко сократились. В соответствии с «Комплексной программой повышения плодородия почв России» к концу 90-х годов намечалось ежегодно закладывать свыше 115 тыс. га защитных лесных полос на склоновых эродированных землях, фактически создается лишь около 15 тыс. га.
Управлять землепользованием, плодородием земли невозможно без создания четко действующей системы планирования и землеустройства. Большое значение для России в XXI веке приобретает разработка и принятие долгосрочной (до 2025 г.) программы развития земельных преобразований, охраны и эффективного использования земли. Создание эффективной и динамичной системы управления и прогнозирования земельными ресурсами сегодня - объективная необходимость. До завершения работы по разграничению земель на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований учесть эти земли раздельно и обеспечить надлежащее планирование использования земельных ресурсов не представляется возможным. Наиболее объективными в такой ситуации будут планы составленные на уровне субъектов федерации, сведенные затем в единый план по России.
Планирование использования земель на региональном уровне.
(Схемы землеустройства территории субъектов российской федерации)
Для обеспечения системного планирования и организации рационального использования и охраны земель каждый субъект Российской Федерации должен иметь схему землеустройства своей территории.
Основное назначение схемы — детализация землеустроительных решений, намеченных в Генеральной схеме, и привязка мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов к территориям субъектов Российской Федерации. Главная задача схемы — определение реально возможного распределения земельного фонда по категориям и планирование использования земель в сельскохозяйственном производстве при обновляемых формах хозяйствования на земле.
В схеме землеустройства территории субъекта Федерации должен быть решен весь комплекс вопросов по использованию и охране земель, включая отдельные конкретные проблемы (консервация загрязненных и деградированных земель, защита почв от эрозии и др.).
На основе этой схемы и в целях ее развития разрабатывают схемы землеустройства муниципальных районов, а также местные программы по планированию использования и охраны земель на перспективу.
Схема землеустройства территории субъекта Федерации относится к долгосрочной прогнозной и предплановой землеустроительной документации, разрабатываемой на период 5...25 лет с разбивкой по очередям, в которой: обосновывают потребности в земельных ресурсах для
различных отраслей промышленности, транспорта, сельского и лесного хозяйства и др. с учетом перспектив их развития, а также потребности в землях граждан (для коллективного садоводства и огородничества, дачного и индивидуального жилищного строительства, развития личного подсобного и крестьянского хозяйства и т. д.); разрабатывают предложения по перераспределению земель по формам собственности (государственная, муниципальная, частная), по категориям и угодьям, созданию специальных земельных фондов; выявляют наиболее эффективные направления использования и охраны земельных ресурсов, резервов земель, пригодных
для сельскохозяйственного и иного использования, обосновывают очередность вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот; разрабатывают меры по совершенствованию системы расселения на территории субъекта Федерации, развития городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов и определяют резервы земель, необходимых для дальнейшей застройки; проводят межотраслевое перераспределение земель, совершенствование системы землевладения и землепользования; обосновывают показатели интенсивности использования земельных ресурсов и продуктивности сельскохозяйственных угодий на основе природно-сельскохозяйственного
районирования; разрабатывают перспективы развития и размещения территориально-производственных комплексов, промышленных центров,
объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая дороги областного подчинения, аэропорты и т.д.; обосновывают меры по защите земель от эрозии, сохранению и повышению плодородия почв, осуществлению других природоохранных мероприятий; определяют потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий и оценивают их эффективность.
Схема землеустройства территории субъекта Федерации состоит из текстовой и графической частей. Схему рассматривают и согласовывают в установленном законом порядке, и после экспертизы ее утверждает орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Если схемы землеустройства территории субъектов Российской Федерации являются комплексными, так как в них рассматривают все вопросы организации производства и территории, то генеральные схемы использования и охраны земель, в современном понимании, могут рассматривать отдельные вопросы регулирования землепользования. К ним относятся, например, такие, как борьба с эрозией, опустыниванием, консервацией земель, повышение плодородия почв и т. п. Материалы схем землеустройства территории субъектов Федерации служат основой для разработки заданий на составление схем землеустройства муниципальных образований.
Планирование распределения земель Волгоградской области по категориям и формам собственности.
В Волгоградской области до 2020 г. предполагается завершить передачу права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости, а также завершить работы, связанные с переоформлением физическими и юридическими лицами права пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования на право собственности. Планируется продолжение перерегистрации крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В этом случае право собственности на земельный участок будет переходить от юридического лица физическому формально. В связи принятием дополнений и изменений в федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, активизируется процесс, уточнения правового статуса и принадлежности земель формирующих землепользования хозяйствующих субъектов, а именно преобразование земельных долей в составе сельскохозяйственного предприятия, в земельные участки. Планируются работы по разграничению государственной собственности на землю, включающие землеустроительные действия по формированию земельных участков, государственный кадастровый учет земельных участков и регистрацию права собственности в соответствии с действующим законодательством.
Фактическое состояние и план распределения земель Волгоградской области по формам собственности приведены в таблице 9.
Табл. 9. Распределение земель Волгоградской области по формам собственности: фактическое и планируемое.
Показатель | 2002 г. | 2010 г. | 2020 г. (планируемое) | |||
тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | |
Общая площадь, всего | 11287,7 | 100,0 | 11287,7 | 100,0 | 11287,7 | 100,0 |
В том числе в собственности: граждан и юридических лиц | 6729,8 | 59,6 | 7185,6 | 63,7 | 8006,0 | 70,9 |
В государственной и муниципальной собственности | 4557,9 | 40,4 | 4102,1 | 36,3 | 3281,7 | 29,1 |
По данным статистической отчетности, на 2002 г. в собственности граждан и юридических лиц находилось 6729,8 тыс. га, или 59,6 % земельного фонда области. Площадь земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, составляла 4557,9 тыс. га, или 40,4 %.
К 2010 г. площадь земель, находящихся в собственности юридических и физических лиц, увеличилась на 455,8 тыс. га. По данным планируемым Росреестром, к 2020 г. в частной собственности будет насчитываться 8006,0 тыс. га земель, в государственной-3281,7 тыс. га.
Планирование перераспределения земель по категориям, обусловлено следующими причинами: завершением работ по территориальному зонированию, установлением черты населенных пунктов, границ муниципальных образований и иных территорий;
предоставлением и изъятием земельных участков для государственных и муниципальных нужд ; переводом их в земли запаса. Часть особо охраняемых территорий ранее учитываемых в составе других категорий, планируется включить в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов с 33,1 тыс. га (2002 г.) до 377,3 тыс. га в 2020 году.
Планируемое распределение земельного фонда Волгоградской области по категориям приведено в таблице 10
Табл.10. Планируемое распределение земельного фонда Волгоградской области по категориям
Категория земель | 2002 г. | 2010 г. | 2020 г. (планируемое) | |||
тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | |
Земли с/х назначения | 8863,8 | 78,5 | 9243,6 | 81,9 | 8817,1 | 78,1 |
Земли населенных пунктов | 326,7 | 2,9 | 328,4 | 2,9 | 344,8 | 3,1 |
Земли промышленности и иного специального назначения | 730,7 | 6,5 | 727,4 | 6,4 | 763,8 | 6,8 |
Земли особо охраняемых территорий | 33,1 | 0,3 | 33,1 | 0,3 | 377,3 | 3,3 |
Земли лесного фонда | 560,5 | 560,6 | 588,6 | 5,2 | ||
Земли водного фонда | 364,8 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | ||
Земли запаса | 408,1 | 3,6 | 29,6 | 0,3 | 31,1 | 0,3 |
Всего земель в Волгоградской области | 11287,7 | 100,0 | 11287,7 | 100,0 | 11287,7 | 100,0 |
К 2020 г. планируется уменьшение площадей земель сельскохозяйственного назначения на 426,5 тыс. га в связи с переводом лесных земель в составе этой категории в лесной фонд, увеличение категории земель промышленности и иного специального назначения – на 36,4 тыс. га.
Планирование распределения и использования земель Волгоградской области по угодьям.
Планируемое распределение земель Волгоградской области по угодьям на перспективу до 2020 г. зависит прежде всего от соотношения сельскохозяйственных и несельскохозяйственных угодий в структуре земельного фонда, а также от изменения площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих особой охране и имеющих приоритет в использовании.
Планируемая площадь сельскохозяйственных угодий будет зависеть:
от наличия земель, объемов их освоения и рекультивации с целью вовлечения в сельскохозяйственный оборот;
планируемой трансформации и улучшения угодий и их перевода в другие категории земель и виды угодий;
изъятия сельскохозяйственных угодий для государственных и муниципальных нужд, их выбытия вследствие нарушения, зарастания кустарником и мелколесьем и последующего списания;
объемов осуществления комплекса мелиоративных, природоохранных и почвозащитных мероприятий, включая сплошное облесение и залужение эродированных земельных участков, строительство гидротехнических противоэрозионных и мелиоративных сооружений, консервацию земель с изъятием их из оборота.
Табл.11. Основные мероприятия, по улучшению и охране земель Волгоградской области планируемые на перспективу (тыс. га)
Показатели | Годы | ||||
Освоение земель, всего в том числе в пашню | 11,9 9,7 | 29,5 21,1 | 58,7 47,6 | 86,9 72,9 | 112,3 98,3 |
Улучшение с/х угодий гипсованием культуртехнические работы из них: на пашне улучшение кормовых угодий | 214,4 - 31,1 29,3 183,3 | 661,9 21,7 647,7 510,0 661,2 | 1533,7 101,7 1449,9 1030,0 1079,2 | 2548,7 191,7 2384,9 1555,0 1547,2 | 2866,5 271,7 3022,7 1843,2 1991,7 |
Противоэрозионные мероприятия, всего в том числе: агротехнические лесомелиоративные | 2206,3 2200,0 6,3 | 5090,0 5000,0 36,5 | 5180,5 5000,0 75,5 | 5273,2 5000,0 117,5 | 5315,2 5000,0159,5 |
Рекультивация земель, всего | 1,6 | 6,9 | 14,0 | 21,3 | 28,8 |
Мероприятия по защите земель от заболачивания, засоления, иссушения и подтопления В том числе подтопление | 38,7 9,7 | 71,2 30,6 | 147,0 51,9 | 243,3 71,9 | 335,3 91,9 |
Площадь природо-охраняемых территорий | 376,3 | 376,3 | 376,3 | 377,2 | 377,3 |
За последние годы площади рекультивированных земель, введенных в сельскохозяйственный оборот, были незначительны и не повлияли на общую динамику сокращения площадей сельскохозяйственных угодий и особенно пашни. Таким образом, на 2020 г. планируется следующая структура сельскохозяйственных угодий.
Табл.12. Планируемое использование сельскохозяйственных угодий в границах Волгоградской области
Вид угодья | 2000 г. | 2010 г. | 2020 г. | |||
тыс. га | % | тыс. га | % | тыс. га | % | |
Пашня | 5892,1 | 67,2 | 5859,6 | 66,9 | 5911,8 | 67,5 |
Залежь | 4,8 | 0,1 | 4,9 | 0,1 | 4,9 | 0,1 |
Многолетние насаждения | 43,5 | 0,5 | 35,8 | 0,4 | 0,5 | |
Сенокосы | 206,4 | 2,4 | 201,8 | 2,3 | 211,9 | 2,4 |
Пастбища | 2616,6 | 29,8 | 2656,2 | 30,3 | 2586,7 | 29,5 |
Итого сельскохозяйственных угодий | 8763,3 | 100,0 | 8758,2 | 100,0 | 8758,3 | 100,0 |
Площади пахотных земель увеличатся. По сравнению с 2010 г. планируемая к 2020 г. площадь пашни увеличится на 52,2 тыс. га. Площадь залежи за этот период не изменится. В целом площадь сельскохозяйственных угодий по области останется практически не изменой. Анализируя приведенные цифры, следует отметить, что нерациональное использование земель при складывающейся системе землепользования и землеустройства будет продолжаться, приводя к различным негативным последствиям и нанося ущерб экономике области.
21. Планирование использования земель в муниципальном образовании. (Обоснование необходимости разработки схем землеустройства).
В соответствии с законодательством (Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») административный район представляет собой муниципальное образование — совокупность городских и сельских поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой действует местное самоуправление, используются природные ресурсы, формируется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальном районе много собственников земли, землевладельцев и землепользователей, использующих землю под объектами промышленности, транспорта, сельского, лесного и водного хозяйства. Здесь постоянно идет земельный оборот, меняются границы землевладений и землепользований, организаций и учреждений, специализация и организационно-правовые формы хозяйствования.
Для упорядочения и организации рационального использования и охраны земель в районе, составляют Схему землеустройства — комплекс текстовых и графических материалов, имеющих юридическое, техническое и экономическое содержание, включающих научно обоснованные предложения по межотраслевому, межхозяйственному и внутрихозяйственному перераспределению и использованию земель на перспективу. Схема землеустройства района — предплановый и предпроектный документ, в котором на основе учета природных, экономических и социальных условий разрабатывают комплекс взаимоувязанных мероприятий по региональному использованию и охране земельных ресурсов, развитию и территориальной организации районного агропромышленного комплекса, регулированию земельных отношений. Схема служит основой для планирования развития АПК, разработки проектов землеустройства, мелиорации земель, объектов капитального строительства, дорожной сети и других элементов инфраструктуры. Главная задача схемы, научно обоснованное перераспределение земель, в условиях изменений форм собственности на средства производства, реорганизации сельскохозяйственных предприятий, приватизации земель. Обоснование экономически выгодного развития различных форм хозяйствования, информационное обеспечение становления элементов рыночных земельных отношений на территории района.
В схеме землеустройства осуществляется анализ состояния и использования земель в районе, определяются пути организации рационального использования и охраны земли. Подготовка нормативов по регулированию стоимости земли и платы за нее, ценообразования, среднерайонных норм бесплатной передачи земли, возмещения землевладельцам и землепользователям убытков и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при изъятии земель; уточнение границ населенных пунктов, а также
анализ состояния использования земель, находящихся в ведении органов местного самоуправления; выявление или уточнение площадей земель, используемых не по целевому назначению, неэффективно используемых,
выбывших из оборота или переведенных в менее ценные угодья, неиспользуемых земель. Формирование или корректировка площадей фонда земель, подлежащего перераспределению; выделение земель с различными режимами использования; планирование потребности в земельных ресурсах для развития отраслей реального сектора экономики, определение потребности в земле граждан и юридических лиц для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей; выявление резервов земель, пригодных для сельскохозяйственного освоения, мелиорации и улучшения, обоснование включения этих земель в фонд перераспределения и очередности вовлечения новых земель в сельскохозяйственный оборот; разработка рекомендаций по перераспределению земель сельскохозяйственного назначения с учетом устранения недостатков существующих землевладений и землепользовании, образование новых и упорядочение существующих сельскохозяйственных предприятий с учетом перспектив развития крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, расширения личного подсобного хозяйства, развития коллективного огородничества, садоводства и животноводства. Совершенствование территориального размещения отраслей сельского хозяйства, объектов производственной и социальной инфраструктуры, включая размещение хозяйственных и производственных центров, дорожной сети и других коммуникаций, разработка предложений по совершенствованию специализации и объемов производства сельскохозяйственной продукции с учетом перераспределения земель; уточнение границ территорий (земель) природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; разработка мероприятий по защите земель от эрозии, сохранению, восстановлению и повышению плодородия почв, улучшению ландшафтов, охране окружающей природной среды. Определение потребности в капитальных вложениях, материальных и трудовых ресурсах для реализации намеченных мероприятий, разработка предложений по финансированию и осуществлению мероприятий, намеченных в схеме землеустройства, за счет поступлений от земельного налога и других источников финансирования; расчет технико-экономических показателей, экологической и экономической эффективности мероприятий.
При наличии Схемы, управление земельным фондом в районе существенно улучшаются. В компетенцию районных властей входят вопросы, затрагивающие интересы проживающего населения. К ним относятся: владение, использование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, контроль за использованием земель в границах района; регулирование планировки, застройки, благоустройства и озеленения, использование водных объектов, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, дорожное строительство; охрана окружающей среды и др. Схема землеустройства координирует все мероприятия, связанные с использованием и охраной земель, а также определяет основные направления межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства в районе. Территорию района составляют земли различных категорий: сельскохозяйственного назначения, городов и поселков, промышленности и транспорта, лесного фонда и др. Организационно-территориальной основой развития любого района служит система землевладения и землепользования, отличающаяся по формам собственности, отраслевой принадлежности, методам хозяйствования. В экологическом отношении территория района
Рис.4. Схема землеустройства Быковского района.
выступает как единое и обособленное пространство с неповторимым комплексом природных и экономических условий и особенностями антропогенных воздействий. По отношению к схемам использования и охраны земельных ресурсов региона, схема землеустройства района представляет собой «единичную», частную разработку. Одновременно она является «общей» по отношению к проектам межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, выполняет функцию реализации стратегических землеустроительных замыслов, разработанных на уровне субъектов Федерации. Актуальность схем землеустройства районов определяется их значением как связующего звена между прогнозированием, планированием и проектированием в землеустройстве; необходимостью интеграции землеустроительной науки и производственной практики; локализацией землеустроительных действий на районном уровне.
22. Составные части, землеустроительной и градостроительной документации по планированию использования земель.
Землеустроительная и градостроительная документация по планированию использования земель в муниципальном районе состоит из следующих частей (разделов) :
1.Природно-экономическая характеристика района
2.Анализ использования земельного фонда района
3.Планирование развития материальных и нематериальных ресурсов района
4. Определение прогнозной численности района
5. Определение перспектив развития рынка недвижимости района
6.Планирование развития промышленной и селитебной застройки
района
7. Планирование отводов земель для промышленной застройки
8. Планирование отводов для селитебной застройки в районе
9. Планирование развития промышленной и транспортной застройки
10.Планирование природоохранных мероприятий в районе
11. Прогнозирование уровня загрязнения воздушного бассейна и других показателей здоровья населения
12. Планирование мероприятий по защите земель района от антропогенного воздействия и от эрозии и заболачивания
13. Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий в районе
14.Планирование межотраслевого баланса земель района и технико-экономических показателей
Планирование использования земель района осуществляется на основе показателей схем территориального планирования, материалов подготовительных работ проводимых при составлении схем землеустройства и др. источникам.
Содержательная часть, материалов планирования использования земель включает решение следующих вопросов:
обоснование использования и охраны земель и распределение земель по категориям;
распределение земель по формам собственности;
определение (уточнение) режима и условий землевладения и землепользования (ограничений, обременений, сервитутов), выделение территориальных зон;
разработка земельного баланса района.
Основными задачами планируемого перераспределения земель являются: устранение недостатков в целевом распределении земельных ресурсов и повышение научной обоснованности мероприятий, проводимых в рамках земельной реформы; приведение земельно-ресурсной базы различных отраслей в соответствие с перспективами развития производства и отраслевой пригодностью земель; достижение оптимальных пропорций между земельной обеспеченностью, наличием и размещением трудовых ресурсов, материально-техническими и инвестиционными возможностями; создание предпосылок для стабилизации экологической обстановки и окультуривания ландшафтов.
Научно-информационной основой перераспределения земель служит эколого-хозяйственное районирование территории. По комплексу первичных природных факторов (рельеф, почвы, подстилающие породы и т. д.) и совокупности социально-экономических условий устанавливают отраслевую пригодность земель (для сельского или лесного хозяйства; городского, промышленного или водохозяйственного строительства; охраны и воспроизводства природной среды). Целесообразность полной или частичной (поэтапной) реализации плана определяют с учетом ожидаемых изменений социально-экономических условий.
При распределении земель по формам собственности уточняют площади и месторасположение земель, находящихся в собственности (пользовании):
государства (федеральных министерств и ведомств); органов муниципального управления; юридических и физических лиц.
Параллельно с этим земли района перераспределяют по категориям земельного фонда: сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; особо охраняемые (природоохранного, природно-заповедно- го, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения); лесного и водного фондов; запаса.
Анализируют состояние и оценивают степень использования земельных ресурсов, определяют перспективы развития землепользования муниципального района по каждой категории земель, исходя из их приоритетности в конкретных природных, экономических и социальных условиях.
23. Планирование перераспределения и использования земель сельскохозяйственного назначения.
При планировании площади и состава данной категории земель в районе:
дают характеристику земельных угодий по основным агроэкологи-ческим, технологическим и культуртехническим свойствам и состоянию (засоленные, переувлажненные, заболоченные, каменистые, эродированные), выявляют состояние почвенного покрова, определяют степень деградации почв;
устанавливают соответствие состава и качества угодий, структуре посевных площадей агроэкологическим условиям земель района и перспективам развития сельскохозяйственного производства;
определяют потребность в сельскохозяйственных угодьях с учетом перспектив развития отраслей агропромышленного комплекса;
устанавливают необходимость и целесообразность улучшения сельскохозяйственных угодий и их трансформацию, объемы окультуривания, известкования, гипсования, орошения, осушения земель;
выявляют земли, пригодные для вовлечения в сельскохозяйственный оборот, а также малопродуктивные сельскохозяйственные угодья и нарушенные земли, требующие землевания и проведения рекультивационных работ; земли, непригодные для использования в сельском хозяйстве, с целью их облесения и размещения объектов внутрихозяйственного строительства;
намечают мероприятия и организационные формы использования земель, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот;
выявляют земли, которые целесообразно передать для организации новых сельскохозяйственных предприятий, личных подсобных и крестьянских хозяйств, коллективных садов и огородов, а также для других целей;
разрабатывают направления наиболее эффективного использования и охраны земель.
При формировании земельно-ресурсной базы сельского хозяйства района необходимо предусмотреть более полное, эффективное, экологически безопасное использование всех земель, пригодных для рентабельного производства продукции, экономного использования энергоресурсов.
Рис.5. Карта использования земель Красноярского сельского поселения.
Площадь земель сельскохозяйственного назначения устанавливают с учетом возможной передачи участков из фонда перераспределения вовлечения в производство новых мелиорированных и освоенных земель.
24. Планирование использования земель населенных пунктов.
В состав земель населенных пунктов, входят земельные участки, относящиеся в соответствии с градостроительным и земельным законодательством к следующим территориальным зонам:
1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.
Планируемая территория (площадь) населенных пунктов, определяется на основе изучения градостроительных проектов, генпланов, схем территориального планирования и других материалов.
При проведении работ устанавливают:
динамику площади городских земель и численность населения;
удельную обеспеченность землей;
изменении в связи с расширением городов и поселков городского типа и включением земель сельского поселения в городскую (поселковую) черту и отнесением их к категории городов (поселков городского типа);
Рис.6. Схема территориальных зон г.Серафимович.
состав городских земель по угодьям;
зоны возможного расширения городов и поселков городского типа за чертой населенных пунктов.
Площади, находящиеся в ведении сельской (поселковой) администрации, определяют в границах и вне границ сельских населенных пунктов. При этом составляют экспликацию земель, находящихся в ведении администрации сельского поселения, определяют площади для расширения личных подсобных хозяйств, устанавливают резервы свободных земель для строительства и сельскохозяйственного использования.
Рис.7 Карта функциональных зон.
Потребность земель для администрации сельского поселения определяют по данным проектов планировки и застройки, межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства, а при их отсутствии — на основе расчетов. Дефицит земель может быть восполнен за счет районного фонда перераспределения, а избыток — изъят и передан нуждающимся гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. В результате землеустройства района должны быть созданы условия, необходимые для динамичного развития всех населенных пунктов, возвращения им полноценного хозяйственного значения, а в ряде случаев — строительства усадеб крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
25. Планирование использования земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и иного специального назначения.
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
При планировании использования земель, на основе землеустроительной документации, определяют соответствие использования земель данной категории целевому назначению; площади, необходимые для развития промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных отраслей, а также площади, подлежащие охране от отрицательного воздействия
Рис.8.
промышленных и других предприятий. Общее правило формирования несельскохозяйственного землепользования — строжайшая экономия земель при строительстве и эксплуатации промышленных объектов, а также обеспечение выполнения природоохранных мероприятий. В процессе работ оценивают:
динамику изъятия земель для промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений;
состав и структуру угодий, нарушенные земли, в том числе подлежащие рекультивации;
фактическое использование земель и сельскохозяйственных угодий;
степень техногенного воздействия предприятий на природу.
По землеемким предприятиям (имеющим очистные сооружения, карьеры, подъездные пути, резервные территории, санитарно-защитные зоны и т.д.) оценивают соответствие их площади нормативам, аналогам или типовым проектам.
Использование земель менее землеемких промышленных предприятий анализируют в сравнении с проектам строительства и реконструкции предприятий путем сравнения фактической плотности застройки с нормативной.
Потребность в землях для промышленных предприятий, размещаемых вне город