Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕРНОВЫХ И ЗЕРНОБОБОВЫХ КУЛЬТУР.
Наименование работы: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕРНОВЫХ И ЗЕРНОБОБОВЫХ КУЛЬТУР.
Цель: Научиться определять зерновые и зернобобовые культуры по семенам, плодам и соцветиям.
Норма времени: 2 часа.
Материально – техническое оснащение: образцы семян, сноповой материал зерновых и зернобобовых культур, муляж зерновки пшеницы, альбом «Полевые сельскохозяйственные культуры», плакаты «Морфология зернобобовых культур», разборные доски, лупы.
Литература:ГатауллиннаГ.Г. . «Практикум по растениеводству», М. Колос – 1988г. Л-1
Вступительный инструктаж
Из смеси зерна выделяют зерновки хлебов I и II групп. Для определения зерновых культур по зерну разбирают смесь зерна хлебных злаков по внешниму виду. Следует определить внимание на родовые признаки: пленчатость, форма зерна, поверхность чешуи, поверхность зерновки, наличие и характер бороздки и хохолок, окраску зерна.
Форма зерновок может быть шарообразной (просо, сорго), удлинненной (пшеница, рожь, ячмень, рис), округлой или гранистой (кукуруза). Форма зерновки служит основным показателем при очистки и сортировки зерна. Поверхность зерновки бывает гладкой (пшеница), слабоморщинистой (рожь), опушенной (овес) окраска бывает белой, желтой, красной, серой, коричневой, черной.
Для определения зерновых кульутр по соцветиям нужно запомнить, что у зерновых хлебов могут быть соцетия различного типа у пшеницы, ржи, ячменя. тритикале - колос; у овса, проса, сорго и риса – метелка; у кукурузы – метёлка (мужское соцветие) и початок (женское соцветие).
Семена зернобобовых кульутр различаются по форме, размеру, окраске и размеру семенного рубчика. Рубчик представляет собой место прикрепления семяножки к семяпочке, из которой сформировалось семя.
Плоды зернобобовых культур различаются по размеру, форме, окраске, опушенности, числу семян.
Правила техники безопасности
При работе со сноповым материалом избегать попадания остей в глаза, запрещается брать семена в рот. После работы с семенным материалом руки тщательно вымыть с мылом.
Содержание и последовательность выполнения заданий.
Задание №1.Определить зерновые культуры по зерну, данные оформить в таблицу №1. Зарисовать Л-7, рис. 5 стр. 31
Таблица №1.
п/п | Культура | Окраска | Пленча-тость | Размер | Форма | Наличие бороздки | Наличие хохолка |
Хлеба I группы | |||||||
Пшеница | |||||||
Рожь | |||||||
Ячмень | |||||||
Овес | |||||||
Хлеба II группы | |||||||
Кукуруза | |||||||
Просо | |||||||
Сорго | |||||||
Рис |
Задние №2Определить зерновые культуры по соцветиям Л-1 стр 34 табл 8
Культура | Соцветие | Число колосков на выступе стержня или на конце веточки метелки | Число цветков в колосе |
Пшеница | |||
Рожь | |||
Ячмень | |||
Овес | |||
Кукуруза Мужское соцветие Женское соцветие | |||
Просо | |||
Сорго | |||
Рис |
Задание №3. Изучить анатомическое строение зерновки, сделать обозначения к рисунку. Л-1, стр 33, рис. 6.
1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________ 6. _________________________________________ 7. _________________________________________ 8. _________________________________________ 9. _________________________________________ 10. _________________________________________ 11. _________________________________________ |
Задание №4. Определить зернобобовые культуры по семенам Л-1, стр 93-94 , таб. 25
культура | семена | Семенной рубчик | ||||
Размер,мм | форма | окраска | форма | окраска | местоположение | |
Горох посевной | ||||||
Горох полевой (пелюшка) | ||||||
Кормовые бобы | ||||||
Чечевица мелкосемянная | ||||||
Нут культурный | ||||||
Фасоль обыкновенная | ||||||
Соя культурная | ||||||
Люпин белый |
Задание №5. Изучить и зарисовать строение цветка зерновых бобовых Л-1 стр. 98 рис 39.
Задание №6.Определить зерновые бобовые культуры по плодам и сноповму материалу. Л-1. стр. 99-100, табл. 38
Культура | Форма | Окраска | Опушение | Размер |
Горох посевной полевой (пелюшка) | ||||
Кормовые бобы | ||||
Чечевица мелкосеменная | ||||
Чина посевная | ||||
Нут культурный | ||||
Фасоль обыкновенная | ||||
Соя культурная | ||||
Люпин белый |
После выполнения заданий студент
должен знать: отличительные признаки зерновых и зернобобовых культур по семенам, плодам и сноповому материалу;
должен уметь: определять зерновые и зернобобовые культуры по семенам, плодам и снопоовму материалу.
Задание для отчета: выполнить задания, написать выводы к выполненнной работе.
Задание на дом: Гатауллина Г.Г. Практикум по растениеводству М. Колос 2000г. стр. 31-37; 90-100.
Выводы:
Контрольные вопросы
1. Какие культуры относятся к хлебам I и II групп?
2. Назовите злаки с плёнчатым зерном.
3. Отличительные признаки зерен зерновых культур.
4. Назовите соцветия зерновых культур?
5. Отличительные признаки семян зернобобовых культур.
6. Отличительные признаки бобов зерновых бобовых культур.
Оценка ________________ Преподаватель: _________________
Лабораторная работа №2