Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для выполнения лабораторных

работ и практических занятий по учебной дисциплине:

ОСНОВЫ АГРОНОМИИ

Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства

студента 306 группы

__________________________________________________

ФИО

__________________________________________________

Наумовка – 2015 г.

Лабораторная работа №1

Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕРНОВЫХ И ЗЕРНОБОБОВЫХ КУЛЬТУР.

Наименование работы: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕРНОВЫХ И ЗЕРНОБОБОВЫХ КУЛЬТУР.

Цель: Научиться определять зерновые и зернобобовые культуры по семенам, плодам и соцветиям.

Норма времени: 2 часа.

Материально – техническое оснащение: образцы семян, сноповой материал зерновых и зернобобовых культур, муляж зерновки пшеницы, альбом «Полевые сельскохозяйственные культуры», плакаты «Морфология зернобобовых культур», разборные доски, лупы.

Литература:ГатауллиннаГ.Г. . «Практикум по растениеводству», М. Колос – 1988г. Л-1

Вступительный инструктаж

Из смеси зерна выделяют зерновки хлебов I и II групп. Для определения зерновых культур по зерну разбирают смесь зерна хлебных злаков по внешниму виду. Следует определить внимание на родовые признаки: пленчатость, форма зерна, поверхность чешуи, поверхность зерновки, наличие и характер бороздки и хохолок, окраску зерна.

Форма зерновок может быть шарообразной (просо, сорго), удлинненной (пшеница, рожь, ячмень, рис), округлой или гранистой (кукуруза). Форма зерновки служит основным показателем при очистки и сортировки зерна. Поверхность зерновки бывает гладкой (пшеница), слабоморщинистой (рожь), опушенной (овес) окраска бывает белой, желтой, красной, серой, коричневой, черной.

Для определения зерновых кульутр по соцветиям нужно запомнить, что у зерновых хлебов могут быть соцетия различного типа у пшеницы, ржи, ячменя. тритикале - колос; у овса, проса, сорго и риса – метелка; у кукурузы – метёлка (мужское соцветие) и початок (женское соцветие).

Семена зернобобовых кульутр различаются по форме, размеру, окраске и размеру семенного рубчика. Рубчик представляет собой место прикрепления семяножки к семяпочке, из которой сформировалось семя.

Плоды зернобобовых культур различаются по размеру, форме, окраске, опушенности, числу семян.

Правила техники безопасности

При работе со сноповым материалом избегать попадания остей в глаза, запрещается брать семена в рот. После работы с семенным материалом руки тщательно вымыть с мылом.

Содержание и последовательность выполнения заданий.

Задание №1.Определить зерновые культуры по зерну, данные оформить в таблицу №1. Зарисовать Л-7, рис. 5 стр. 31

Таблица №1.

п/п Культура Окраска Пленча-тость Размер Форма Наличие бороздки Наличие хохолка
Хлеба I группы
Пшеница              
Рожь            
Ячмень              
Овес              
Хлеба II группы
Кукуруза              
Просо              
Сорго              
Рис              

Задние №2Определить зерновые культуры по соцветиям Л-1 стр 34 табл 8

Культура Соцветие Число колосков на выступе стержня или на конце веточки метелки Число цветков в колосе
Пшеница      
Рожь      
Ячмень      
Овес      
Кукуруза Мужское соцветие   Женское соцветие      
     
Просо      
Сорго      
Рис      

Задание №3. Изучить анатомическое строение зерновки, сделать обозначения к рисунку. Л-1, стр 33, рис. 6.

1. _________________________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________ 6. _________________________________________ 7. _________________________________________ 8. _________________________________________ 9. _________________________________________ 10. _________________________________________ 11. _________________________________________
Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства - student2.ru

Задание №4. Определить зернобобовые культуры по семенам Л-1, стр 93-94 , таб. 25

культура семена Семенной рубчик
Размер,мм форма окраска форма окраска местоположение
Горох посевной            
Горох полевой (пелюшка)            
Кормовые бобы            
Чечевица мелкосемянная            
Нут культурный            
Фасоль обыкновенная            
Соя культурная            
Люпин белый              

Задание №5. Изучить и зарисовать строение цветка зерновых бобовых Л-1 стр. 98 рис 39.

Задание №6.Определить зерновые бобовые культуры по плодам и сноповму материалу. Л-1. стр. 99-100, табл. 38

Культура Форма Окраска Опушение Размер
Горох посевной полевой (пелюшка)        
Кормовые бобы        
Чечевица мелкосеменная        
Чина посевная          
Нут культурный          
Фасоль обыкновенная          
Соя культурная          
Люпин белый          

После выполнения заданий студент

должен знать: отличительные признаки зерновых и зернобобовых культур по семенам, плодам и сноповому материалу;

должен уметь: определять зерновые и зернобобовые культуры по семенам, плодам и снопоовму материалу.

Задание для отчета: выполнить задания, написать выводы к выполненнной работе.

Задание на дом: Гатауллина Г.Г. Практикум по растениеводству М. Колос 2000г. стр. 31-37; 90-100.

Выводы:

Контрольные вопросы

1. Какие культуры относятся к хлебам I и II групп?

2. Назовите злаки с плёнчатым зерном.

3. Отличительные признаки зерен зерновых культур.

4. Назовите соцветия зерновых культур?

5. Отличительные признаки семян зернобобовых культур.

6. Отличительные признаки бобов зерновых бобовых культур.

Оценка ________________ Преподаватель: _________________

Лабораторная работа №2

Вступительный инструктаж

Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства - student2.ru К группе корнеплодов относится свекла, семейство маревых, морковь – семейства сельдерейных, брюква и турнепс – семейства капустных. Все корнеплоды двулетние растения с мелкими семенами. При проростании все они выносят семядоли на поверхность. В первый год формируется корнеплод, а на второй год цветоносы с плодами и семенами. При изучении морфологических особенностей корнеплодов необходимо обратить внимание на семена, всходы, листья и строение самого корнеплода.

Картофель – многолетнее растение, но в культуре его возделывают как однолетнее. Клубень картофеля – орган вегетативного размножения, вместилище запасных элементов питания. Выращивания картофеля из семян применяют в селекционной работе.

Картофель относится к семейству пасленовые. Род включает в себя много видов, но в культуре получил распространение вид Solanum tuberosum

Подсолнечник культурный (Helianthus Cultus) относится к семейству астровые (Asteraceae), он имеет мощную корневую систему, опушенный высокий стебель с крупными цельными листьями. Соцветия подсолнечника называется корзинка и имеет довольно сложное строение. При изучении корзинки обратите внимание на разнообразные цветков, которые её составляют. Подсолнечник легко можно различить по семенам. Это масличный грызовой и межсумок.

Правила техники безопасности:

После работы с семенами тщательно вымыть руки.

Содержание и последовательность выполнения заданий

Задание №1. Изучить и описать, зарисовать морфологическое строение следующих корнеплодов: сахарной и кормовой свеклы, кормовой моркови, брюквы и турнепса. Л1 стр 201-205; 221-222; 228-229; 230-231

Плакат «Строение корнеплодов»; Л2 стр 115-116 рис 49

Задание №2.

Изучить, описать и зарисовать семена и плоды свеклы, моркови и турнепса.

Признаки Свекла Морковь Брюква Турнепс
Форма        
Величина, мм        
Поверхность        
Окраска        

Задание №3. Изучить и описать особенности строения растения картофеля, сделать обозначения к рисункам 1, 2, 3, 4. Практикум стр. 128-130, альбом стр. 55-56.

Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства - student2.ru 3.1. Строение растения картофеля.

1. _____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

4. _____________________________________________

5. _____________________________________________

6. _____________________________________________

Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства - student2.ru 3.2. Строение листа картофеля

1. _______________________________________________

2. _______________________________________________

3. _______________________________________________

Тип листа ________________________________________

_________________________________________________

3.3. Соцветие, цветок и плод картофеля.

Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства - student2.ru

Тип соцветия ___________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Окраска цветков ________________________________

Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства - student2.ru _______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

1. _____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

Тип плода ________________________________

_________________________________________

Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства - student2.ru Окраска семян _____________________________

_________________________________________

Масса 1000 семян __________________________

__________________________________________

2.1. Морфологические строение клубня картофеля.

1. _________________________________________________

2. _________________________________________________

3. _________________________________________________

4. _________________________________________________

Форма клубней _____________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Окраска клубней ____________________________________

Форма глазков ______________________________________

Расположение глазков __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание №4.Изучить и описать, зарисовать растение подсолнечника Л2 стр. 145-148; рис 71

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рис. 71 стр 148 Л2

После выполнения заданий студент:

должен знать: морфологические строения растений корне и клубнеплодов, и подсолнечника;

должен уметь: определять корне и клубнеплоды подсолнечника по морфологическим признакам.

Заключительный инструктаж: Завершить выполнение заданий , написать вывод по выполненной работе

Задание на дом:Л2 стр. 114-124; 128-135; 143-153.

Контрольные вопросы

1. Морфологическое строение корнеплода свеклы.

2. Корневая система картофеля.

3. Какие условия нужны для клубнеобразования картофеля?

4. Какие цветки корзинки после опыления дают семена?

Лабораторная работа №3.

Вступительный инструктаж.

Сорняки – это дикорастущие растения в посевах культурных растений. Они заглушают и затеняют культурные растения, поглощают из почвы большое количество влаги и питательных веществ, снижают урожай возделываемых культур. Для успешной борьбы с сорняками необходимо знание их биологических особенностей. Например, механические способы уничтожения сорняков, выполняемые при обработке почвы, основанные на знании способов размножения и строения корневой системы, химические способы уничтожения (применение гербицидов) – на морфологических особенностях строении этих растений, биологические – на знании болезней и вредителей, повреждающих сорные растения.

Вред, причиняемый сорными растениями: Сорняки приносят большой ущерб сельскому хозяйству. Они заглушают и затеняют культурные растения. Поглощают из почвы большое количество влаги и питательных веществ и снижают урожай возделываемых культур.

Вьющиеся и сочные высокостебельные сорняки затрудняют обработку почвы и сбор урожая. Засоренное зерно нуждается в срочной очистке и сушке.

Вредные и ядовитые растения снижают качество продукции, например горчак и куколь вызывают отравления людей и животных, полынь горькая ярутка полевая, подмаренник делают молоко горьким или разжиженным овсюг ухудшает мукомольные и хлебопекарные свойства зерна и т.д.

Сорняки - очаги распространения вредителей и болезней растений часто вызывают аллергические заболевания у человека.

Классификация сорных растений: Для успешной борьбы с сорняками необходимо знание их биологических особенностей. Например, механические способы уничтожения сорняков, выполняемые при обработке почвы, основанные на знании способов размножения и строения корневой системы, химические способы уничтожения (применение гербицидов) - на морфологических особенностях строения этих растений биологические - на знании болезней и вредителей, повреждающих сорные растения.

По способу размножения сорняки подразделяют на две группы:

- семенные малолетники;

- вегетативные многолетники.

Семенные малолетники живут 1-2 года, размножаются только семенами и отмирают целиком, вместе с корневой системой. Среди них выделяются сорняки:

- озимые (костер полевой, костер ржаной, метлица обыкновенная), которые всходят осенью, перезимовывают и рано весной засоряют озимые хлеба и многолетние травы.

- зимующие (василек синий, живокость полевая, куколь обыкновенный, пастушья сумка, трехреберник непахучий, ярутка полевая и др.) могут разви­ваться или по озимому или по яровому типу, засоряя соответственно озимые или ранние яровые культуры.

- ранние яровые (овсюг, марь белая, лебеда, гречишка вьюнковая, курай и др.) основной вред наносят, пшенице ячменю, овсу, зернобобовым.

- поздние яровые (щетинники сизый и зеленый, куриное просо, щирица и др.) всходят во вторую половину весны и летом одновременно с просом и другими культурами поздних сроков сева.

- двулетние (донники, чертополох, болиголов) живут два года, развивая в первый год только вегетативные органы, а на второй год - генеративные.

Механические методы борьбы со всеми малолетними сорняками основаны на провоцировании их семян к прорастанию с последующим уничтожением обработками почвы осенью (лущение стерни с последующей вспашкой), весной (предпосевные обработки почвы) и летом (при уходе за посевами и парами).

По типу корневой системы все многолетники делятся на следующие группы:

1. Слабо размножающиеся вегетативно (мочковатые, стержнекорневые);

2. С сильно выраженным вегетативным размножением (луковичные, клубневые, ползучие, корневищные и корнеотпрысковые - последние самые злостные).

Стержнекорневые (одуванчик, полынь) распространены в основном на не обрабатываемых землях. У них одиночный стержневой корень с верхушечно-расположенными отрастающими почками. Любой механической обработкой почвы эти сорняки легко уничтожаются. Корневищные (пырей ползучий, острец, хвощ полевой, солодка) вегетативно отрастают от расположенных горизонтально под поверхностью почвы корневищ.

Механически корневищные сорняки можно уничтожить, применив метод "удушения" Он проводится в послеуборочный период и предусматривает лущение стерни в 2-3 следа с целью измельчить корневища на небольшие (5 - 8 см) отрезки. Кусочки корневищ, отрастая, расходуют много питательных веществ. В момент появления на поверхности почвы проростков приводят глубокую вспашку, после которой большая часть проростков погибает от недостатка кислорода и запасных питательных веществ, не достигнув поверхности.

Корнеотпрысковые способны образовывать на корнях все новые и новые отпрыски, уходящие очень глубоко в почву. В отличие от корневищных сорняков, поступление питательных веществ к отрастающим почкам, у корнеотпрысковых не прерывается. Это самые трудноискоренимые засорители посевов, особенно на орошаемых землях. Наиболее устойчивые из них - горчак ползучий, вьюнок полевой, осот розовый и желтый, молокан синий.

Для успешной борьбы с этой группой многолетников применяется способ, основанный на систематическом «истощении» корневой системы сорняков.

Для этого почву постоянно обрабатывают, поддерживая ее в чистом от сорняков состоянии, что исключает возобновление фотосинтеза, накопление запасных питательных веществ и способствует "истощению" растений. При сильной засоренности корнеотпрысковыми сорняками поле целесообразно оставлять под паром. В послеуборочный период эффективно сочетание лущений стерни, повторяющихся по мере отрастания сорняков с глубокой вспашкой.

Предпосевные культивации почвы, междурядные обработки пропашных культур также должны быть направлены на уничтожение и истощение корнеотпрысковых многолетников.

Содержание и последовательность выполнения заданий.

Задание №1. Изучить и описать сорные растения в соответствии с биологической классификацией. Л-3, стр. 252-292.

Сорные растения

Таблица 1

  Название сорного растения     Семейство Биологи-ческая группа Морфологи-ческие и биологичес-кие особенности Засо-ряемые куль-туры Меры борьбы
Механи-ческие Специи-фичес-кие
Звездчатка средняя            
Овсюг обыкновенный            
Горец вьюнковый            
Редька дикая              
Марь белая              
Подмаренник цепкий            
Щирица запрокинутая            
Василек синий              
Костер ржаной            
Донник белый              
Вьюнок полевой            
Пырей ползучий            
Хвощ полевой            
Бодяк полевой (осот розовый)            
Повилика клеверная            

Задание №2. Изучить и описать болезни и вредителей основных полевых культур. Л-4, стр. 123, 87. 105

Заключительный инструктаж.

Выполнить задания, написать выводы к работе, убрать рабочее место.

Контрольные вопросы:

  1. Какие растения называют сорными?
  2. Какие меры можно применять в борьбе с малолетними и многолетними сорняками?
  3. Какой характер повреждений сельскохозяйственных культур приносят болезни и вредители?
  4. Как называют вещества, используемые в борьбе с сорняками, болезнями, вредителями.

Выводы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _________________ Преподаватель ____________________

Практическое занятие №1

Тема: СЕВООБОРОТЫ.

Наименование работы: СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ СЕВООБОРОТОВ И РОТАЦИОННЫХ ТАБЛИЦ

Цель работы: Научиться составлять схемы севооборотов и ротационные таблицы.

Норма времени: 2 час.

МТО: данные о системе земледелия и структуре посевных площадей конкретных хозяйств, книги истории полей, агропаспорт поля, план внутрихозяйственного землеустройства, почвенная карта, картограммы.

Литература:

Л-1 Н.Н. Третьяков. «Основы агрономии». М., Академия, 2000г. стр. 204-210.

Л-2 А.М. Лыков. Земледелие с почвоведением. М., колос, 2000 г стр. 278-300

Л-3. А.Ф. Сафонов Практикум по земледелию с почвоведением М ВО Агропромиздат 1990 стр. 121-127

Вступительный инструктаж.

Севооборот – это научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и пара во времени и в размещении по полям.

Схема севооборота – перечень групп сельскохозяйственных культур и паров в порядке их чередования в севообороте.

Севооборот имеет агротехническое и организационное значение и позволяет наиболее рационально использовать землю, удобрения, технику, успешно бороться с сорняками, с вредителями и болезнями, создавая тем самым оптимальные условия для формирования урожая.

По производственному назначению выделяют три типа севооборота: полевые, кормовые, специальные.

Вид севооборота определяют по соотношению культур, относящихся к различным группам по технологии возделывания и воздействию на плодородие почвы, наличию посевов многолетних трав и чистых паров. Основные виды севооборотов: зернопаровые, зернопаропропашные, зернотравяные, зернотравянопропашные, сидеральные, травяно-пропашные.

Для составления схем севооборотов следует знать основные правила размещения культур по предшественникам:

1. Ведущим культурам севооборота отводят лучшие предшественники.

2. Повторно (не ранее чем через 3 года) не рекомендуется размещать следующие культуры: сахарную свеклу, лен, сою, а подсолнечник не ранее чем через 7 лет.

Повторные посевы допустимы ля зерновых культур по зерновым при размещении первой культуры по чистому или занятому пару.

Хорошо переносят повторные посевы кукуруза, картофель, конопля.

3. Учитывают особенности засорения почвы при размещении сельскохозяйственных культур, темп их развития в начале роста, способ посева, который определяет возможность механизированной борьбы с сорняками.

4. Учитывают характер воздействия культур на плодородие почвы, особенности потребления и накопления питательных веществ и расхода влаги различными культурами.

После разработки схем севооборотов составляют ротационные таблицы.

Ротация – это интервал времени, в течение которого сельскохозяйственные культуры и пар проходят через каждое поле в последовательности, предусмотренной схемой севооборота.

Ротационная таблица – план размещения культур и паров по годам и полям севооборота.

Содержание и последовательность выполнения заданий.

Задание №1. Проанализировать структуру посевных площадей конкретного хозяйства. Результаты анализа записать в таблицу по форме.

Таблица 1

Культура и ее продукция Площадь, га Структура, %
Пар чистый  
Озимая пшеница, зерно  
Озимая рожь, зерно  
Яровая пшеница, зерно  
Ячмень яровой, зерно  
Овес, зерно  
Просо, зерно  
Гречиха, зерно  
Сахарная свекла  
Картофель  
Подсолнечник на семена  
Кукуруза на силос  
Многолетние травы  
Однолетние бобовые травы (вика)  
Капуста  
Лук на репку  
Морковь  
    100%

Задание №2.Описать причины чередования сельскохозяйственных культур в севообороте и охарактеризовать культуры как предшественники. Л-2. Стр. 278-340

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 3. Составить схему полевого и кормового севооборота для конкретного хозяйств, используя раздаточные карточки дать название вида севооборота.

Таблица 2

Культуры Схема полевого севооборота
Яровая пшеница – 80 га  
Сахарная свекла –80 га  
Озимая рожь на зеленый корм – 60 га  
Ячмень – 40 га  
Горох –80 га  
Многолетние травы. – 80 га  
Яровая пшеница – 80 га  
Овес -40 га  
Вико-овсяная смесь – 20 га  
   
Тип севооборота Тип севооборота
Вид севооборота Вид севооборота
Культуры Схема кормового севооборота
Озимая пшеница –20 га  
Озимая рожь –30 га  
Овес – 50 га  
Ячмень – 50 га  
Сахарная свекла – 50 га  
Чистый пар – 50 га  
Кукуруза на силос – 50 га  
Яровая пшеница – 50 га  
   
   
Тип севооборота Тип севооборота
Вид севооборота Вид севооборота

Задание №4. Для полевого или кормового севооборота составить ротационную таблицу

№ поля Выращивание культур по полям и годам
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й
I                
II                
III                
IV                
V                
VI                
VII                
VIII                

После выполнения заданий студент

должен знать: методику составления схем севооборота и ротационных таблиц,

должен уметь:анализировать структуру посевных площадей, составлять схемы севооборота.

Заключительный инструктаж.

Выполнить задание, сделать выводы к работе, убрать рабочее место.

Контрольные вопросы.

  1. Что такое севооборот?
  2. Назовите причины чередования культур?
  3. Какие предшественники считаются лучшими?
  4. Назовите типы и виды севооборотов?
  5. Что такое ротация?

Выводы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка _______________________ Преподаватель_________________________

Практическое занятие №2

Тема: УДОБРЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ.

Наименование работы: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УДОБРЕНИЙ, РАСЧЕТ ДОЗ ИХ ВНЕСЕНИЯ НА ЗАПЛАНИРОВАННЫЙ УРОЖАЙ.

Цель:ознакомиться с основными минеральными удобрениями по образцам и коллекциям. Научиться рассчитывать дозы удобрений под сельскохозяйственные культуры на запланированную урожайность.

Норма времени: 2 часа.

МТО: набор образцов минеральных удобрений, рекомендуемые для зоны дозы удобрений под планируемый урожай сельскохозяйственных культур, почвенная карта хозяйства, агрохимические картограммы, схема севооборота.

Литература: 1. Н.Н. Третьяков «Основы агрономии». М. Академия, 2000г. стр.122-138.

Вступительный инструктаж

Удобрения - это вещества, вносимые под культурные растения для улучшения обеспеченности их элементами питания.

Вес удобрения по происхождению (составу) подразделяются на органические, минеральные, бактериальные.

К органическим удобрениям относятся: навоз, навозная жижа, торф, зелёные удобрения (сидераты), компосты, птичий помёт, речной ил, органические бытовые отбросы и отходы промышленности.

Минеральныеудобрения делятся на две группы: макроудобрение и микроудобрения.

Макроудобрениясодержат элементы питания, необходимые растениям в больших количествах. Это, прежде всего, азотные, фосфорные, калийные.

Микроудобрениясодержат элементы питания, необходимые растениям в небольших количествах (бор, марганец, цинк, молибден, медь и др.).

По содержанию питательных веществ минеральные удобрения делятся на простые, содержащие один элемент питания, и комплексные, содержащие два и более элементов питания.

Бактериальные удобрения содержат микроорганизмы, усваивающие атмосферный азот или минерализующие органическое вещество почвы и удобрений (нитрагин, ризоторфин и др.).

По способу получения все удобрения делятся на местные и промышленные.

Местныеудобрения являются преимущественно органическими, за исключением золы, известковых материалов.

Промышленныеудобрения изготавливаются на химических заводах или являются отходами некоторых заводских производств. К ним относятся минеральные (азотные, фосфорные, калийные, комплексные и микроудобрения) и бактериальные удобрения.

Норма внесения удобрения - это количество питательного вещества, вносимого под сельскохозяйственную культуру за период ее выращивания. Норма удобрения зависит от вида культуры, ее урожайности (то есть выноса питательных веществ из почвы), почвенных (уровня плодородия почвы) и климатических условий выращивания, от коэффициентов использования элементов питания растениями из почвы и удобрений и т.д.

Оптимальные для каждой сельскохозяйственной культуры нормы вносимых удобрений устанавливаются на основе специальных агрохимических исследований. На их основе в справочниках, рекомендациях по сельскому хозяйству указывается, сколько в конкретной зоне необходимо внести килограммов питательного вещества на I га посева культуры, например: N100 H70 K80. Этоозначает, что необходимо внести 100 кг/га азота (N), 70 кг/га фосфора (Р2О3) и 80 кг/га калия (К2О).

В условиях хозяйства необходимо пересчитать эти данные в количествоI конкретного вила удобрения, в зависимости от содержания в нем элементов питания. Количество вносимых удобрений (туков) рассчитывают по формуле:

Специальность 35.02.07. Механизация сельского хозяйства - student2.ru где

Нт- количество туков, кг на 1 га;

Н - норма питательного вещества, рекомендуемого для внесения, кг д. в./га;

Д – содержание действующего вещества в данном удобрение, % .

Содержание и последовательность выполнения заданий.

Наши рекомендации