IV. Повторение изученного об особенностях текста.
1. Беседа по вопросам. (упр. 617.)
2. Составление текста по плану. (упр. 618.)
План
1) Какие книги я читал.
2) Что мне нравится в них?
3) Восстановление деформированных предложений.
а) растопила, снежные, весна, сугробы;
б) листвой, деревья, украсились, помолодевшие;
в) крылатые, в, насекомые, воздухе, закружились;
г) с, жаворонки, скворцы, ласточки, юга, прилетели;
д) слышатся, задорные, всюду, пернатых, песни.
– Из данных в каждой строке слов составьте предложения. Получившийся текст озаглавьте.
4. Изложение текста. (упр. 619.)
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Назовите части текста.
Домашнее задание. Упражнение 620.
Урок 165. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА. КОРЕНЬ
Цели: уточнить знания об однокоренных словах; развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова разных частей речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Как вы назвали свой текст-описание?
– Какова его основная мысль?
– Прочитайте составленный вами текст.
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
прилетит – б
замолчал – п
бежит – ?
– Букву, которую мы будем писать на минутке чистописания, нужно поставить вместо вопросительного знака. Какая это буква? (Прилетит – глагол будущего времени, поэтому стоит буква б. Замолчал – глагол прошедшего времени, отсюда буква п. Бежит – глагол настоящего времени, значит, вместо вопроса нужно написать букву н. Ее мы будем писать на минутке чистописания.)
Нн Ннн Нннн …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
IV. Упражнение в определении корня в однокоренных словах.
1. Игра «Подберите однокоренные слова». (упр. 621.)
– Какие слова называются однокоренными? Докажите это на своих примерах.
2. Определение корня в однокоренных словах. (упр. 622.)
3. Разбор слов по составу. (упр. 623.)
4. На доске записаны группы слов:
Гора, горький, горевать, горняк.
Смельчаки, осмелел, смелость, храбрый.
Больница, боль, больной, большой.
– Можно ли назвать слова каждой группы однокоренными? Обоснуйте свой ответ.
– Спишите однокоренные слова. Обозначьте корень.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Назовите два признака однокоренных слов.
Домашнее задание. Упражнение 625.
Урок 166. СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНКЕ
Цель: развивать умение учащихся создавать текст по картинке.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над сочинением по картинке.(упр. 624.)
1. Беседа с учащимися.
– Рассмотрите картинку. Озаглавьте ее.
Учащиеся озаглавливают картинку и тем самым определяют тему текста, который они будут составлять. (Весенние работы в саду.)
– Из скольких частей будет состоять текст?
– О чем вы расскажете во вводной части? (Можно рассказать о погоде в тот день, когда ребята пришли в сад.)
– О чем расскажете в основной части? (В основной части мы опишем работу в саду.)
– О чем поведете разговор в заключительной части? (В заключительной части мы передадим свое отношение к делам ребят.)
2. Запись текста с использованием опорных слов: ярко светит, весенние работы, стволы яблонь, окапывают деревья, сажают молодые деревца, поливают, подвязывают саженцы, сгребают, дружно работают.
3. Проверка выполненной работы.
III. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Составить текст (5–6 предложений) «Как я сажал дерево».
Урок 167. СОСТАВ СЛОВА. КОРЕНЬ, ПРИСТАВКА,
СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ – ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА
Цели: обобщить знания учащихся о роли приставок, суффиксов и окончаний; развивать умение разбирать слова по составу; закрепить умение правильно писать приставки и предлоги.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Дети читают составленные тексты на тему «Как я сажал дерево».
III. Минутка чистописания.
На доске записана пословица:
пруд кормит, а лень портит.
От бобра бобра не ищут.
Лось человека не красит.
Правда глаза полет.
– Цепочка букв, которую мы будем писать сегодня, состоит из букв, которые помогут исправить ошибки в данных пословицах. Найдите ошибки и назовите буквы, которые войдут в цепочку. (В первой пословице ошибка в слове пруд, нужно написать вместо буквы п букву т. Во второй пословице ошибка в слове бобра, нужно заменить первую букву б на букву д. В третьей пословице ошибка в слове лось, нужно написать вместо буквы с букву ж. В четвертой пословице должно быть слово колет, поэтому вместо буквы п нужно поставить букву к. Сегодня мы составим цепочку из букв т, д, ж, к.)
– Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
тджк джкт жктд …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.