VI. Подбор имен существительных.
Самостоятельная работа с последующей коллективной проверкой. (упр. 394.)
VII. Итог урока.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто? Приведите примеры.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 396.
Урок 110. ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Цель: развивать умение письменно передавать повествовательный текст без искажений фактического содержания, точно употребляя слова разных частей речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие однокоренные одушевленные имена существительные вы образовали и как разобрали их по составу?
III. Работа над изложением.
1. Чтение текста (упр. 397) детьми самостоятельно.
2. Чтение текста вслух.
3. Беседа по вопросам:
– Кто плыл на яхте через океан?
– Что такое яхта? (Парусная лодка для спорта.)
– Какая беда произошла с французами?
– Как вели себя спортсмены?
– Каково было их положение? Как об этом сказано в тексте? (Силы были на исходе.)
– Кто им оказал помощь?
– Почему французы назвали свою яхту «Спасибо»?
– Какова основная мысль рассказа?
– Что такое морское товарищество?
4. Пересказ текста. Словарная работа.
– Сравните сочетание слов: силы были на исходе – кончились силы – люди обессилели; упорная борьба – жестокая борьба.
5. Орфографическая подготовка.
На доске запись: трое французов, океан, оказались, началбсь, «Спасибо».
6. Повторное чтение текста.
7. Самостоятельная запись текста учащимися.
8. Проверка по учебнику.
IV. Составление устного рассказа.(упр. 398.)
Памятка «Как составить рассказ».
1. Определи тему своего рассказа.
2. Какая мысль в рассказе будет основной?
3. Как ты озаглавишь текст?
4. Продумай, с чего можно начать рассказ.
5. О чем ты расскажешь в основной части текста?
6. Как можно закончить рассказ?
Лучше всего, если у каждого ученика будет такая памятка.
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 399.
Урок 111. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ
СОБСТВЕННЫХ
Цели: углубить знания учащихся о написании с большой буквы названий населенных пунктов, рек, гор, озер, морей; развивать умение исправлять ошибки, редактировать текст.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа над ошибками в изложении.
1. Сообщение об общих результатах работы.
2. Выделение типичных ошибок.
3. Редактирование имен собственных.
III. Правописание имен существительных.
1. Слово учителя.
– Имена существительные бывают собственные (Волга, Москва) и нарицательные (река, город).
– Что вы знаете о правописании имен собственных?
– Я сейчас буду диктовать слова, а вы их запишете в два столбика: в первый столбик – имена собственные, во второй – имена нарицательные.
Учитель диктует слова парами: город Москва, река Волга, деревня Дубки, корова Зорька, собака Стрелка, сорока Галка, петух Смелый, котенок Васька, писатель Чуковский, улица Мира.
2. Сравнение двух текстов. (упр. 400.)
– Какой текст более точный? Почему?
IV. Творческая работа.(упр. 402.)
V. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание. Упражнение 403.
Урок 112. РОД ИМёН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель: познакомить учащихся с приемами определения рода имен существительных.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Дети читают предложения и называют известные части речи.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: грустный, вестник, честность, прекрасный, тростник, местность, звонкий, лестница, говорит.
– Прочитайте данные слова. Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, есть в каждом имени существительном. Какая это буква? (Это буква т, она есть во всех существительных: вестник, честность, тростник, местность, лестница.)
– Что объединяет имена существительные между собой? (Эти имена существительные отвечают на вопрос что? Они имеют одну и ту же орфограмму – непроизносимую согласную т.)
– Какое существительное среди них лишнее? (Лишнее слово – лестница. Правописание непроизносимой согласной нельзя проверить. К остальным существительным можно подобрать проверочные слова: вестник – весть, честность – честь, местность – место, тростник – трость.)
Ттд Ддт Ттд …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы т чередуются с парной согласной д. В следующей цепочке все наоборот: прописная и строчная буквы д чередуются с парной согласной т.)