V. Наблюдение над особенностями произношения гласного и согласного звуков.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос для вас приготовил Почемучка?
– Как вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 39.
3. Отгадайте загадку:
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Алфавит.)
– Произнесите в слове алфавит первый звук.
– Какой он – гласный или согласный? Докажите.
– Произнесите последний звук. Докажите, гласный он или согласный.
Учитель обращает внимание учащихся на три особенности согласного звука: воздух во рту встречает преграду, слышится шум, без гласного не образует слог.
– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если слово начинается с гласного звука, сделайте приседание, если с согласного звука – хлопните в ладоши.
Учитель называет слова: олень, слон, гусь, воробей, апельсин, тюлень, утка, ирис, друг, сон, иголка, аптека, ворота, трамвай.
4. Чтение сведений о языке на с. 21.
5. Работа над упражнением 40.
VI. Повторение алфавита.
1. Работа над упражнениями 41, 42.
2. Игра «Кто быстрее?».
Сидящие за первой партой получают листок, на котором написано слово, например берёза. Нужно написать на листке слово на следующую по алфавиту букву и быстро передать листок на другую парту. Выигрывает тот ряд, который быстро и правильно справится с заданием.
Дети работают в паре. Можно усложнить задание: предложить написать словарные слова.
VII. Звукобуквенный разбор слов: лыжи, мороз.
VIII. Итог урока.
– Что вы знаете про гласные звуки?
– Какими буквами обозначается мягкость согласных на письме? Докажите примером.
Домашнее задание. Упражнение 43.
Урок 11. Слово и слог. Перенос слов
Цели: развивать умение делить слова на слоги, обобщить правила переноса слов; формировать умение правильно переносить слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие новые слова у вас получились? Прочитайте их, назовите гласные, на которые падает ударение.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: стри.., стол.., гла.., тру...
– Прочитайте слова. Чем они похожи? (Все слова односложные. Во всех словах встречается орфограмма – правописание парных звонких и глухих согласных в корне: стриж – стрижи, столб – столбы и т. д.)
– Как вы узнали, что эти слова односложные?
жбзд жжббзздд …
– Определите порядок написания букв в цепочке. Продолжите строчку до конца. (Цепочка состоит из букв, которые являются орфограммами данных слов, количество букв в цепочке каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Словарно-орфографическая работа.
На доске записаны буквы: и, к, т, л, е, л, в, о.
– Какое слово рассыпалось? (Коллектив.)
– Что такое коллектив? (Группа лиц, объединенных общей деятельностью, общими интересами.)
– Найдите это слово в орфографическом словаре. Запишите его, выделите орфограммы. Запомните написание этого слова:
коллектив
– Сколько слогов в этом слове? Как вы определили?
– Как вы понимаете пословицу: «В коллективе – сила»?
– Какой может быть коллектив? (Огромный, маленький, дружный, ученический, студенческий, научный, … коллектив.)
V. Деление слов на слоги.
1. Беседа по вопросам:
– Прочитайте вопрос, который подготовил Почемучка.
– Что вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 44.
3. Чтение сведений по языку на с. 22.
Дружный коллектив
Дружат в нашем классе
Девочки и мальчики. (Кисти сложены в замок.)
С вами мы подружимся,
Маленькие пальчики. (Касание кончиками пальчиков.)
Раз, два, три, четыре, пять. (Поочередное касание пальчиков.)
Мы закончили считать. (Встряхивание кистей рук.)