Политическая система в 20-30гг ХХ в.
Революция «сверху», развернувшаяся в конце 1920-х годов, внесла серьёзные изменения во внутреннюю политику правящей партии, реанимировавшей военно-коммунистические методы управления страной, базировавшейся на принуждении и насилии. Большевики рассматривали революцию как апогей самой ожесточённой и непримиримой борьбы классов. В годы революции и войны как класс престала существовать крупная буржуазия. Теперь пришла очередь мелкобуржуазных слоёв – среды, по мнению большевиков, благоприятной для буржуазного перерождения ещё не совсем окрепшего общества. Наиболее многочисленной, а значит и особенно опасной, являлась прослойка сельской буржуазии – кулаки, по которым и был нанесён сокрушительный удар.
Поскольку в исправительно-трудовые лагеря стали направлять огромное число лиц, причисленных к классово-враждебным элементам, в структуре ОГПУ создали Главное Управление лагерей (ГУЛАГ). Труд заключённых широко использовался в народном хозяйстве. Заключённые добывали уголь и руду, нефть и золото, строили железные и шоссейные дороги, заготавливали древесину, выращивали хлеб, овощи, занимались животноводством. До 200тыс. заключённых периодически привлекались для выполнения наиболее тяжёлых работ на государственных предприятиях многих отраслей промышленности, включая оборонные, даже на ударных стройках пятилеток.
В первой половине 30-х годов завершилось формирование мощного, строго централизованного административно-политического аппарата принуждения. Милиция, ранее находившаяся в двойном ведении ОГПУ союзной республики и исполкомов местных Советов, была выведена из-под контроля республиканских и местных властей и подчинена непосредственно ОГПУ СССР. Органы ОГПУ самостоятельно вели следствия, устраивали судебные процессы, вносили приговоры и приводили их в исполнение. В июле 1934г. при ОГПУ, преобразованном в НКВД СССР, стал действовать внесудебный орган – Особое совещание.
Обновилось территориально-адмистративное деление СССР, основу которого, после упразднения округов, составили области и районы. Новая единообразная территориально-административная структура способствовала усилению централизованного управления страной.
В конце 1932г. в СССР складывается паспортный режим. Паспорта вводились для жителей городов, рабочих посёлков, районных центров, новостроек, совхозов, МТС и др. Сельское население (колхозники) паспортов не получало и учитывалось по спискам, которые велись сельсоветами. По существу она были прикреплены к деревне. Внедрение паспортной системы сопровождалось жёсткой политикой чистки городов. По решению Политбюро (апрель 1933г.) организовывались «трудовые поселения», куда ссылались крестьяне, саботирующие хлебозаготовки, а так же бежавшие в города кулаки, нашедшие работу на промышленных предприятиях. На принудительные работы были осуждены тысячи людей.
В разгар коллективизации организуются крупные публичные политические процессы. В ноябре 1930г. проходил процесс по делу Промышленной партии («Промпартией»), в ходе которого по обвинениям во «вредительской деятельности» был осуждён ряд высокопоставленных специалистов, якобы связанных с разведками империалистических государств и разрабатывавших в качестве их агентов планы интервенции против СССР. В марте 1931г. в Верховном суде началось слушание дела «Союзного бюро меньшевиков», которое обвинили в пособничестве иностранным спецслужбам.
В условиях острых спорах в аграрном секторе и роста социального напряжения в городах политические процессы начала 1930г. годов играли роль «превентивного удара» правящего режима по его «потенциальным противникам» в среде «старой» интеллигенции, представители которой работали в сфере государственного управления, в армии, в вузах, научных учреждениях и др. По мнению партийной верхушки, «буржуазные специалисты» могли сыграть роль идейных вождей в случае широкомасштабных социально-классовых конфликтов, угроза которых была вполне реальной. В этих же целях в партии разворачивалась компания по дискредитации лидеров «правой оппозиции», «идейно разгромленных» в конце 1920-х годов.
Сталин последовательно искоренял последние остатки оппозиционности в высших эшелонах власти. В декабре 1930 года из состава ЦК ВКП (б) были выведены кандидаты в члены Политбюро, председатель Совнаркома РСФСР Сырцов, которому инкриминировали неверие в обоснованность ускорения индустриализации, и секретарь Закавказской парторганизации Ломинадзе, которому ставили в вину намерение притормозить темпы коллективизации в своём регионе. Тем самым партийное руководство предупреждало коммунистов, что самые строгие меры будут приняты не только за попытки встать в оппозицию, но и за колебания и сомнения в реализации «генеральной линии» партии.
В начале 1930-х годов в правящей партии уже не было организованной оппозиции сталинскому курсу. Возникали лишь локальные очаги протеста сложившимся в стране порядкам. М. Рютин, один из непримиримых противников «новой оппозиции», создал в августе 1932г. «Союз марксистов-ленинцев», противопоставлявший себя «Сталину и его клике». Его организация просуществовала всего месяц. Уже в сентябре 1932г. начались аресты. В октябре на объединённом Пленуме ЦК и Президиума ЦКК Сталин провел решение о немедленном исключении всех, «знавших о существовании этой группы».
Сталинское руководство было обеспокоено тем, что среди коммунистов распространялись антисталинские документы, получавшие негласную поддержку. Правящий режим был вынужден отказаться от политики тотального насилия, не снимавшего социальной напряжённости, а наоборот загонявшей её вглубь. В социально-экономическую политику вносятся коррективы, некоторые послабления, суть которых заключалась в осуждении теории быстрого отмирания товарно-денежных отношений и ведения прямого продуктообмена. Пересматривается отношение к инженерно-техническим работникам: из разряда «социально-чуждых» они переводятся в разряд «активных строителей социализма». Массовые репрессии против инженеров и техников были официально осуждены. Часть специалистов амнистирована. Для детей инженерно-технических работников отменили ограничения для поступления в вузы.
В деятельность органов ОГПУ внесены коррективы: им запретили арестовывать коммунистов без ведома и согласия ЦК ВКП (б), а специалистов – без согласия соответствующего наркома. Милиции и прокуратуре запрещалось вести следствие по производственным делам без специально разрешения дирекции предприятия или вышестоящих органов. На предприятиях упразднили официальные представительства ОГПУ.
Курс на более «умеренную» политику и смягчение напряжённости в стране отразился в решениях XVII съезда ВКП (б) (январь 1934г.), провозгласившего победу социализма в СССР. В хозяйственной политике акцент делался на внедрение хозрасчёта во всех звеньях народного хозяйства и укреплении советского рубля как важнейшего звена экономических связей между городом и деревней.
Пересматривалась политика в отношении кулачества. Ещё в 1932г. наметилось снижение уровня репрессий. В конце мая 1934г. объявили о частичной амнистии кулаков. Публичное заявление Сталина о том, что «сын за отца не отвечает», открыло детям репрессированных кулаков возможности к нормальной, в социальном плане, жизни. В гражданский кодекс были внесены законы, восстанавливающие право на наследство и право на имущество по завещанию.
Партийное руководство искало дополнительные возможности для сплочения населения вокруг идеи, имеющей многовековые традиции и высокое объединяющее начало. Такой идей становился патриотизм. В интересах патриотического воспитания граждан в школах восстановили преподавание отечественной истории. В «Правде» публиковались статьи, в которых высшей доблестью советских людей провозглашался советский патриотизм.
Конституция СССР 1936 г.
Один из существенных моментов политики «умиротворения» общества касался разработки новой Конституции. В начале февраля 1935г. Пленум ЦК ВКП (б) рекомендовал предстоящему VII Всесоюзному съезду Советов рассмотреть вопрос об изменении действующей Конституции в целях демократизации избирательной системы и уточнения социально-экономической основы Конституции в «связи с новым отношением классовых сил в СССР». VII съезд Советов поручил ЦИК сформировать Конституционную комиссию. Вскоре она была создана под председательством Сталина, её секретарём стал Бухарин.
12 июня 1936г. проект новой Конституции был опубликован для «всенародного обсуждения». По официальным сообщениям, участие в обсуждении Конституции приняло участие более 40 млн. чел., внесших около 170 тыс. предложений, поправок и дополнений.
5 декабря 1936г. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР принял новую Конституцию, которая внесла серьёзные изменения в структуру органов власти. Упразднялись областные, республиканские и всесоюзные съезды Советов. Их место заняли районные, городские, областные, республиканские Советы, избираемые всем населением путём прямого голосования, что приближало советскую систему к представительным органам традиционного (парламентско-муниципального) типа. Вместо ВЦИКа образовался Верховный Совет СССР, избираемый всем населением и состоящий из двух палат – Совета Союза и Совета национальностей.
Серьёзной реформе подвергалась избирательная система. Вводилось всеобщее, прямое, равное и тайное голосование. Избирательными правами наделялись все граждане СССР независимо от их социального происхождения. Расширялись общедемократические права граждан. В Конституции провозглашался целый ряд социальных прав новых для конституционного права – право на труд, на отдых, на получение образования, на материальное обеспечение в старости или в случае потери дееспособности и др. Эти принципы получили общемировое признание и стали важным компонентом любой современной системы взглядов на гражданское общество.
Конституция 1936г. провозглашала и другие демократические права, во многом заимствованные из западноевропейской традиции, такие, как свобода совести, свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий, неприкосновенность личности, жилья, независимость судов и право обвиняемых на защиту.
Вместе с Конституции закладывается фундамент государственной идеологии, в основе которой лежало не классовое учение о классовой борьбе, а социальное примирение, общность граждан (говоря языком тех лет, «морально-политическое единство советского общества»). Конституция отражала эволюцию государственного строительства СССР: формирование государственности традиционного типа с представительными формами власти, развитой системой органов государственного управления, с атрибутами, необходимыми любому государству.
Конституция подводила итог государственного строительства, которым руководил Сталин, и была призвана показать миру, что, возглавив страну, лежащую в руинах революции, именно он, привёл её к победе социализма. Культ Сталина вступал в новую фазу развития, отличавшуюся, несмотря на принятую в целом демократичную Конституцию, беспрецедентными по масштабам репрессиями.