Задача – добиться дальнейшего снижения событий и повышения производительности
Итоги работы – это всегда отправная точка для новых планов. Это оценка сделанного, чтобы задать вектор движения вперёд, чтобы проверить правильность своих действий. Тут переплетаются вопросы состояния техники, обеспечения безопасности движения, подготовки кадров… Накануне летних работ они в Горьковской дирекции инфраструктуры приобретают особую актуальность.
Александр Морозов, начальник Горьковской дирекции инфраструктуры
– Александр Николаевич, Горьковскую дирекцию инфраструктуры вы возглавили полтора года назад. До этого были заместителем начальника дороги по Муромскому территориальному управлению. И вот – новый коллектив, новый круг обязанностей, новая вертикаль подчинения. Что всё-таки вам ближе и интереснее? Насколько труден был переход с одной должности на другую?
– Иногда говорят: хорошо везде, где нас нет. А мне кажется, что всё зависит от человека, его инициативности, желания и готовности решать проблемы.
Конечно, обязанности НЗ по территории и руководителя дирекции различны. Но вместе с тем они пересекаются.
Чем сложна работа в Дирекции инфраструктуры? ДИ объединяет ряд разнородных служб, хозяйств, в штате – более 15 тыс. человек. А когда я получил назначение на должность её руководителя, было 18 тыс. Сейчас энергетики выделились в самостоятельную дирекцию. Ответственность здесь очень высокая – за финансовые результаты, за ключевые показатели.
А в работе НЗтер больше политики, вопросов, которые необходимо решать непосредственно с администрациями, главами районов, областей, координация действий подразделений дирекций, действующих на полигоне региона. Тоже нелёгкая работа.
Ну а задача у нас одна – обеспечение перевозочного процесса. Только пути её решения немного разные.
– Какое место занимает Горьковская дирекция инфраструктуры в сетевом рейтинге?
– По итогам работы 2016 года мы занимаем восьмое место среди 16 региональных дирекций инфраструктуры. И сейчас, я думаю, у нас есть все возможности для того, чтобы подтянуться к группе лидеров.
– Что лежит в основе таких результатов?
– Мы улучшили целый ряд показателей, в частности, по безопасности движения. По сравнению с 2015 годом мы в 2016-м уменьшили количество событий. И снижение весьма заметное – на 14%. Почти на 27% сократили число отказов технических средств. По задержкам пассажирских и пригородных поездов – тоже снижение. Неплохо сработали по финансовым и экономическим показателям.
Конечно же, большую роль сыграли финансовые вливания в Дирекцию инфраструктуры. Наша задача была – правильно их направить, распределить с учётом необходимости проведения на том или ином участке капитального ремонта, модернизации пути. К слову, в 2017 году объёмы работ модернизации нам увеличили почти в два с половиной раза. В прошлом году выполнена модернизация 59 км пути, в этом – запланировано 140.
Но, к сожалению, в 2016-м, даже с учётом вливаний, процесс старения инфраструктуры не остановлен. Если на начало года протяжённость участков со сверхнормативным пропущенным тоннажем составляла 1611,3 км, то к концу года она увеличилась до 2203,9 км. То есть инвестиций в том размере, в котором они были в прошлом году, нам недостаточно.
Тем не менее даже при стареющей инфраструктуре мы смогли, как я уже упоминал, выполнить заданные нам показатели – снизить число отказов технических средств и событий. Добились этого за счёт организационных мероприятий, правильно составленных планов, программ действий.
А так как в 2017 году вливаний будет больше, то мы не имеем права ухудшать показатели.
В этом году, буквально недавно, принято решение об увеличении программы ремонта пути. Нам добавляют 42 км усиленного ремонта со сменой рельсов – так называемый РИС, а также 48 км замены рельсов новыми. Всё это – дополнительно к той программе, что уже была утверждена на 1 января. Так что протяжённость просроченных участков снизится к 1 января 2018 года на 200 км.
– Президент страны ставит задачу обеспечить рост производительности труда не менее чем на 5%. Как эта задача выполняется в вашей дирекции?
– В 2016 году задание по производительности труда выполнено на 102% к плану и на 113% к предыдущему году. Так что мы на своём участке задачу, поставленную президентом, выполняем.
Но не могу не затронуть вопрос, который нередко задают работники ДИ. Одним из способов повышения производительности труда стало, к сожалению, применение режима неполного рабочего времени. Сейчас по сравнению с прошлым годом мы этот показатель – количество заявлений – снизили на 40,8%. В течение года постараемся совсем уйти от этой практики. Разработана программа, выстроенная на технологии. Мы не должны отправлять людей в отпуск без содержания.
Что же касается заработной платы, индексация её составила в прошлом году 6,5%. Заработная плата выросла на 10,2%. Считаю, это неплохой показатель.
– Как складываются взаимоотношения ДИ со смежниками?
– У нас есть взаимопонимание, есть команда, которая готова выполнять поставленные перед дорогой задачи: пропускать вагонопоток, своевременно производить сдачу-приём поездов по стыкам. Тем не менее мы должны ещё и ремонтировать инфраструктуру. Если это дело пустить на самотёк, никаких целей мы не достигнем. А потому мы друг другу помогаем, чётко расставляем приоритеты – в зависимости от сложившейся в данный момент ситуации.
Так же конструктивно выстраиваются отношения с ремонтниками. И прежде всего – с Дирекцией по ремонту пути, для которой ДИ является заказчиком. Распределены этапы, график производства работ. И если где-то ДРП не успевает, идём ей на помощь. Мы понимаем, где надо сконцентрировать силы, чтобы решить ту или иную задачу по ремонту. То же самое с предприятиями, которые нам ремонтируют путевую технику. Мы не сорвали и подготовили своевременно к зиме снегоуборочные машины. И уверены, что к летним путевым работам все машины тоже будут должным образом подготовлены.
– Успешная работа, развитие любого предприятия, любой структуры невозможны без новых идей, преобразований, внедрения новых технологий…
– Это аксиома. И останавливаться в своём развитии мы не можем. Так, в прошлом году создан Региональный центр диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры. Цель была – наряду с фиксацией отдельных нарушений определять фактическое состояние инфраструктуры, динамику её развития и прогнозировать переход в предотказное состояние, чтобы своевременно принять меры. Таким образом осуществлялся переход на обслуживание объектов инфраструктуры по их фактическому состоянию. У нового метода организации работы целый ряд несомненных преимуществ. Это уменьшение времени реагирования на поступающие данные, централизация проведения комплексной диагностики и оптимизация её процессов. Нашу идею поддержало руководство компании, подобные центры созданы на других дорогах.
Мы первые начали осваивать полигонные технологии обследования инфраструктуры как в части текущего содержания (я имею в виду наши вагоны-путеизмерители, которые теперь работают на территории Горьковской и соседних дорог), так и в части рельсовой диагностики. И получили неплохой эффект. Мы освободили нитки графика, сэкономили на локомотивах.
Есть идеи, которые ещё ждут своего воплощения в жизнь. В компании обсуждаются варианты создания дистанций инфраструктуры. Мы эти вопросы рассматривали на уровне начальника дороги, его заместителей, со смежными дирекциями и службами.
Предполагается, что на Горьковской дороге будет четыре ИЧ, которые объединят линии четвёртого – пятого класса. В эти дистанции войдут работники путевого хозяйства и хозяйства СЦБ. Произойдёт объединение некоторых дистанций, увеличится длина обслуживаемого участка. Под это необходимо подвести нормативную базу: регламентировать периодичность обслуживания, осмотра, проверки приборов. Будут пересмотрены нормативы на дефектоскопию. Мы уже подготовили технико-экономическое обоснование, которое сейчас проходит процедуру защиты. И если в компании примут решение о создании дистанций инфраструктуры, мы будем готовы к этому.
– Ещё одно нововведение, которое коснулось не только ДИ, оно связано с организацией осмотра хозяйства дороги. Нынешней весной он проходит в новом формате. Значительно усиливается роль руководителей дирекций. Каково ваше мнение по этому поводу?
– Считаю такую постановку дела правильной. Руководитель каждой дирекции должен, зная свои слабые места, планировать осмотр так, как это, на его взгляд, необходимо. Где надо – больше уделить внимания объектам, где требуется – отработать вопросы с коллективом, чтобы помочь в решении проблем. И уже на основании докладов руководителей дирекций начальник дороги будет планировать свою проверку.
Тема эта и раньше активно обсуждалась на сети. На разных дорогах такое решение восприняли неоднозначно. На Горьковской – его изначально поддержали полностью. Руководители дирекций должны провести сплошной осмотр инфраструктуры, не пропуская станций и перегонов, чтобы дать полную и объективную оценку её состояния. И здесь снова не обойтись без смежников. Как можно осматривать, например, станцию без участия движенцев?
Начальник дороги Анатолий Фёдорович Лесун уполномочил меня возглавить комиссию руководителей дирекций. В неё включены и движенцы, и ДЭЗ, и ДПО. Главный ревизор даёт нам в помощь сотрудников своего аппарата – из регионов. Всё делается для того, чтобы выявить как можно больше проблемных мест, создать объективную картину и доложить о выявленных системных недочётах начальнику дороги.
– В своей работе, в решении проблемных вопросов, в устранении тех самых системных недочётов любой руководитель опирается на коллектив, на кадры.
– Это, наверное, самое важное. Кадры действительно решают всё: мысль, может быть, несколько тривиальная, но абсолютно точная. Насчёт укомплектованности кадрами вопросов нет. Штат у нас укомплектован на 101%. И всё это люди проверенные, настоящие профессионалы – и рядовые работники, и руководители.
О руководящем составе, начальниках структурных подразделений и их заместителях, надо сказать отдельно. Это, без преувеличения, штучный товар. Вырастить руководителя – дорогого стоит.
Поэтому в дирекции будет разработана отдельная программа, рассчитанная на несколько дней интенсивных занятий, в центре которой – заместители начальников структурных подразделений. Хочется, чтобы это были универсальные руководители: не просто хорошие специалисты в своём деле, а профессионалы, которые подкованы экономически и умеют решать внешние вопросы, способны растить кадры, увидеть потенциал пришедших на предприятие молодых специалистов и помочь самым перспективным пройти школу лидерства.
На молодых – особые надежды. Именно поэтому я всегда поддерживаю инициативу совета молодёжи ДИ, в частности, его председателя Сергея Лутова, когда он предлагает провести молодёжные слёты, форумы и иные мероприятия. Именно там отрабатываются темы лидерства, командной работы, предлагаются решения многих производственных проблем.
В прошлом году у нас было три таких мероприятия. Сделали почин и в нынешнем. Слёт (а он уже третий), состоявшийся 29 – 30 марта, собрал 110 человек. Это самые инициативные работники, наше будущее. Среди приглашённых гостей был и начальник дороги. Мы рады видеть на таких мероприятиях представителей смежных дирекций. Когда участники слёта представляют свои проекты, нередко возникают вопросы: а не в ущерб ли это другим предприятиям и дирекциям? И решать их надо вместе со смежниками.
– Последний вопрос, традиционно, о планах.
– Главное – выполнить те задачи, которые перед нами ставит руководство компании. По Горьковской дирекции инфраструктуры разработаны целевые показатели для отраслевых хозяйств. Количество событий должно быть снижено на 13%, число отказов технических средств – на 12%. Задание по производительности труда установлено с ростом к отчёту 2016 года на 6,1%. На капитальном ремонте предстоит освоить без малого 3 млрд руб. А цели, которые ставит перед собой коллектив и руководство дирекции, – войти к концу года, как минимум, в первую пятёрку сетевого рейтинга. Сделать это будет очень сложно, но реально.
Беседовала Марина Галкина
Октябрьская магистраль
Выпуск 30.03.2017