Жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая составляющая городского хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) города является самостоятельной сферой в системе народного хозяйства, основная цель функционирования которой - удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия для производства и жизнедеятельности.
Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК)– представляет собой сложный технический комплекс зданий, сооружений, инженерных сетей и оборудования, а также промышленного, ремонтно-строительного производства и эксплуатационного обслуживания, созданного для их содержания, ремонта и сохранности.
Продуктом деятельности отраслей ЖКХ являются услуги. Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальных услуг является их необходимость для жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Услуги, предоставляемые предприятиями отрасли, могут быть в виде доведенных до потребителя материальных носителей с определенными качественными показателями (тепло и электроэнергия, вода и.т.д.), а также непосредственно в виде работ на объекте (обслуживание жилых домов, санитарная очистка).
Экономику городского хозяйства зачастую отождествляют с ЖКХ, тем самым, подчеркивая ее значимость для обеспечения населения жильем, теплом, водой, электричеством, другими коммунальными услугами, а также благоустройством, санитарным и бытовым обслуживанием.
Структура и специфика экономики городского и коммунального хозяйства зависит от типа города (поселения), его размеров, промышленной специализации и других параметров.
Город - это крупный населенный пункт, промышленный и административный центр.
Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом. В экономическом смысле город, городское поселение - это населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством.
Структура и особенности развития городов зависят от большой совокупности факторов объективного и субъективного характера, важнейшим из которых является исторический фактор.
История возникновения городов и природно-климатические условия оказывают влияние не только на рост городов и их промышленное развитие, но и на структуру жилищно-коммунального хозяйства и условия его функционирования.
Города, где доля занятых в промышленно-транспортной сфере и в промышленности выше аналогичных среднероссийских значений, относятся к типу городов - индустриальных центров. Города, где показатели занятости в промышленно-транспортной сфере и в промышленности соответственно ниже средне-российских показателей, являются в подавляющем большинстве городами непромышленными.
Эти признаки положены в основу научной классификации и типологии городских поселений.
При подразделении городов на небольшие, малые, средние, большие, крупныеи т.д. обычно применяется критерий численности населения (величины города).
Нижней границей города считается, как правило, численность населения не менее 10 тыс. чел.
Города с населением 50-100 тыс. чел. могут быть названы средними городами, города с населением свыше 100 тыс. чел. традиционно относятся к большим, а с населением менее 50 тыс. чел. - к небольшим.
В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 тыс. чел. группы городов с населением менее и более 20 тыс. От этого нередко зависит уровень развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5-10 тыс. чел. ( максимум до 20-25 тыс. чел.) и городов с населением 30-50 тыс. чел. имеет существенные различия.
Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 тыс. чел. следует относить к малым, тогда как города с населением 20-50 тыс. чел. - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим - например, по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях - ближе к малым.
Представим основные классификации городов.
1). Классификация по специализации:
- промышленные;
- агропромышленные;
- военные;
- торговые;
- города - порты.
2).Количественная классификация:
- малые;
- средние;
- крупные.
3). Классификация по административной роли:
- столицы;
- областные центры;
- районные центры;
- города районного подчинения.
4). Классификация по назначению:
5). Классификация по исключительным функциям (особые):
- исключительно административные;
- учебные (Оксфорд, Кембридж);
-научные (Новосибирск);
- города-курорты.
Существование городов различных типов как многопрофильных, так и специализированных обусловливает необходимость иметь различные составляющие хозяйственно - экономического комплекса (городского хозяйства), обслуживающего население и производственно-деловую сферу.