Рента, понятие ренты в рыбном хозяйстве
Для ведения видов экономической деятельности, как рыболовство и рыбоводство следует выделить такой фактор, как – земля, который в прямом значении для указанных видов деятельности второстепенен.
Липсиц И.В., описывая данный фактор, делает следующие уточнения - «говоря о земле как о факторе производства, экономисты на самом деле имеют в виду все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ. Объём природных ресурсов нельзя свести к единой шкале измерения, а размеры их отдельных элементов обычно выражаются площадями земель того или иного назначения, объёмами водных ресурсов или полезных ископаемых в недрах. Земля – все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для использования при производстве экономических благ»[391].
Рассматривая землю, как фактор производства, подразумевается, что данный фактор имеет ограниченность предложения (площадь, истощаемость), что в свою очередь обуславливает возникновение земельной ренты[392].
Как указывает Мещеров В.А., «первое наиболее системное изложение проблем ренты в экономической науке дал У. Петти (1623-1687). У. Петти рассматривает ренту как годичный доход, показывает её связь с определением цены земли, обращает внимание на различия в качестве земельных участков и их местоположения»[393]. После У. Петти большая часть экономистов, в том числе и советских учёных, рассматривала ренту/рентный фактор/теорию ренты. Так, согласно исследованиям О.А. Николайчук, «А. Смит сделал чрезвычайно важный вывод: раз источник рентного дохода — «труд» природы, то рента по справедливости должна принадлежать обществу, а значит должна изыматься в доход государства и расходоваться на общественные нужды. У Д. Рикардо рента есть продукт труда, который присваивается землевладельцем благодаря конкуренции между фермерами и действию закона средней прибыли. Дж. Б. Кларк рассматривает ренту как продукт самой земли. Доход собственника земли (как и доход любого другого собственника факторов производства) определяется вкладом в производство принадлежащих ему капитальных благ — предельной производительности земли. Со времени выхода в свет работ Дж. Б. Кларка (1899) и И. Фишера земельная рента в неоклассической теории распределения все реже трактуется как особый, специфический вид дохода. Предполагается, что земля, как и другие капитальные блага, есть объект свободной купли-продажи, и конкуренция капиталов не наталкивается на какие-либо барьеры; рентные доходы просто капитализируются в цене земли, и в таком случае вложение капитала в покупку земли обеспечивает доход, совпадающий с ссудным процентом»[394].
Как указывает В.И. Мысаченко, с отсылкой на определение ренты неоклассической школой - «рента как экономическая категория означает не просто доход от фактора производства. Это – доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично»[395]. Крым А.Б. определяет ренту, как «вид устойчивого дохода, непосредственно не связанного с предпринимательской деятельностью. Земельная рента при капитализме представляет собой особый вид устойчивой добавочной прибыли, связанной с использованием главным образом таких природных ресурсов как земля и недра. Эту добавочную прибыль называют рентой постольку, поскольку она в качестве оплаты за землю присваивается земельным собственником»[396]. Мещеров В.А. относительно цены рентных ресурсов указывает следующее - «цена рентных ресурсов (например, земли) всегда рассматривалась как сумма рент за определенный срок окупаемости капитала. Для действительного капитала этот срок вполне определен (100% / норму средней прибыли)»[397].
Николайчук О.А в своих исследованиях подчеркивает тот факт, что «понятие «рента» в экономической литературе имеет как широкий, так и узкий смысл. В широком смысле это регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий ведения предпринимательской деятельности. В более узком этим словом обозначают цену, уплачиваемую за использование земли и других природных ресурсов, количество (запасы) которых строго ограничено»[398]. По мнению О.А. Николайчук, «под земельной рентой следует понимать регулярно получаемый избыточный продукт, обусловленный разнокачественностью земельных участков и не требующий от ее получателя ведения предпринимательской деятельности; превышающий тот минимальный уровень, который необходим для привлечения какого-либо производственного фактора в данную сферу деятельности»[399].
Толстик Н.В., Щипанов Э.Ю. определяют ренту «как доход владельцев одного из факторов производства».[400] Яковец Ю.В. указывает, на то, что «рента является формой выражения сверхприбыли (добавочного продукта), полученной в результате эксплуатации ограниченных разнокачественных ресурсов. Её объективной основой служит дифференциальная стоимость – разность между общественной стоимостью (рыночной ценой) и индивидуальной стоимостью (издержки плюс нормальная прибыль, достаточная для воспроизводства) продуктов или услуг, выступающих на рынке в товарной форме»[401].
Всеми учёными отмечается роль государства, как крупного земельного собственника. Соответственно, именно государство является претендентом на большую долю природной ренты. Так В.А. Мещеров в своём исследовании пишет следующее - «государственная рента на экономическое пространство - это абсолютная финансовая рента, которая рассчитывается по отношению к действительному и фиктивному капиталу при прочих равных условиях по стандартной схеме на основе банковского процента. В этом смысле рента на экономическое пространство является квазирентой. В реальной жизни квазирента на экономическое пространство реализуется государством через налоговую систему. Необходимо отличать налоги, экономическим содержанием которых является квазирента, от налоговых отчислений, непосредственно связанных с выполнением государством ряда общенациональных функций»[402].
Таким образом, значение ренты (в отношении водных биологических ресурсов), актуально и имеет значение в рамках государственного регулирования России, т.к. именно государство: определяет рыболовные участки (аренда сроком до 20 лет); наделяет (на 10 лет с 2008 по 2018 гг., на 15 лет с 2019 гг.) или не наделяет рыбаков квотами; получает с тонны ресурса фиксированную ставку сбора по видам ВБР и срокам вылова в виде налоговых отчислений (гл. 25.1., ст. 333.3., п.4)[403], в т.ч. предоставляет льготу (например, 15% от ставки сбора для рыбохозяйственных предприятий); облагает государственной пошлиной за предоставление разрешения на добычу водных биоресурсов.
Мещеров В.А. относит добывающую отрасль промышленности рыбного хозяйства к «традиционным рентным отраслям»[404]. Тем не менее, есть ряд существенных отличий, которые не позволяют в полной мере отнести водные биологические ресурсы к фактору – земля, к «земельной» ренте.
Первым из экономистов на специфику рыбных ресурсов, с точки зрения теории ренты, обратил внимание Адам Смит. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) он указывал: «впрочем, даже в наиболее развитых обществах всегда имеется небольшое число товаров, цена которых сводится лишь к двум составным частям, а именно к заработной плате и прибыли на капитал, и еще меньшее число товаров, цена которых состоит только из заработной платы. Так, например, в цене морской рыбы одна ее часть оплачивает труд рыбаков, а другая — прибыль на капитал, затраченный на рыбную ловлю. Рента очень редко входит составной частью в эту цену, хотя это иногда и бывает»…«Иначе обстоит дело, по крайней мере, в большей части Европы, в речном рыболовстве. За ловлю форелей уплачивается рента, она, хотя ее и нельзя назвать земельной рентой, так же составляет часть цены форели, как заработная плата и прибыль»[405].
Тем не менее, водные биологические ресурсы, являются ресурсами природного характера, и имеют черты/признаки производственного фактора «земля», в связи с чем, далее будут рассмотрены через подходы (на основе работ Ю.В. Яковца и В.А. Мещерова), применяемые, в том числе и к «земельной» ренте:
1. «Присвоение ренты является главной формой реализации собственности на ресурсы»[406]. Присваивание ренты характерно как для частных собственников, (включая транснациональные корпорации), так и для «государства – с помощью роялти, налогов на сверхприбыль, акцизов, рентных платежей и т.п.»;
2. «Природные ресурсы не имеют стоимости, и их рыночная цена есть капитализированая земельная рента. Прежде чем принять участие в процессе производства, они должны быть приобретены или получены в аренду»[407];
3. «Рента проявляется в различных формах: абсолютной, реализующей монополию собственности на ограниченные ресурсы; дифференциальной, учитывающей разнокачественность используемых ресурсов, и монопольной в результате использования исключительных свойств ресурса. В дифференциальной ренте I и II рода отражается естественная и благоприобретённая повышенная эффективность ресурса»[408], т.е.:
1) более продуктивные (лучшие по качеству / плодородные или улучшенные) – 1-й вид дифренты I рода;
2) благоприятно расположенные (местоположение / природно-климатические условия / транспортная инфраструктура) ресурсы – 2-й вид дифренты I рода;
3) сверхприбыль, являющаяся результатом использования научно-технических достижений для повышения: плодородия, урожайности, продуктивности, а также сокращения транспортных издержек[409] – дифрента II рода.
«Дифрента III рода формируется на основе межотраслевой конкуренции, в отраслях, где продукция имеет в среднем более низкие издержки по сравнению с издержками, определяющими уровень цен по данной группе взаимозаменяемых товаров»[410];
4. В территориальном разрезе можно рассматривать земельную ренту ренту на 4х уровнях: локальном (реализация на местном рынке); региональном (в пределах рынка одного или группы соседних регионов); национальном (реализация в масштабах страны, в т.ч. государственные закупки); мировом (в пределах цивилизационного объединения или в глобальном масштабе)[411].
5. «Аренда является превращённой формой ренты. Аренда для собственника рентного ресурса выступает как форма рентного платежа, но для арендатора аренда означает трансформацию ренты из категории дохода в элемент издержек производства»[412];
6. «Налог на ренту есть налог на рентные ресурсы, находящиеся в частной собственности. Наиболее простой формой этого налога является земельный налог»[413];
7. «Динамика ренты подвержена циклическим колебаниям по фазам среднесрочных, Кондратьевских и цивилизационных циклов»[414];
8. «Величина фактически реализуемой ренты непосредственно зависит от уровня, соотношения и динамики рыночных цен. Чтобы была возможность присвоить ренту, нужно, чтобы рыночная цена на производимые с помощью ограниченных ресурсов товары и услуги превышала их цену производства (издержки производства плюс среднюю прибыль)[415]».
Классификация, в большей части устоявшаяся и общепринятая, и авторская сравнительная характеристика природных экономических ресурсов: земельных и рыбных, в рамках производственного фактора «земля» и теории ренты приведена в табл. 29.
Согласно исследованиям автора, из пяти общих параметров, лишь по 3-м, рыбные и земельные ресурсы имеют общие ключевые параметры: это арендная форма, виды рент и неэластичность предложения. Отличительных/существенных отличий насчитывается 12. Следовательно:
1) рыбные ресурсы – это частный случай производственного фактора «земля»;
2) источниками образования рыбной ренты являются:
- абсолютная рента (водные биологические ресурсы в федеральной собственности). По объёму добычи 90% из ресурсов Российской федерации (прочее - продукция сельхозпроизводителей и уловы в водах иностранных государств);
- различия в продуктивности рыбохозяйственных бассейнов и отдельных зон и подзон. Например, самым продуктивным в целом по России является Охотское море (подзоны: Северо-Охотоморская, Западно-Камчатская, Камчатско-Курильская, Восточно-Сахалинская), а по самому массовому промысловому виду минтаю - Западно-Беринговоморская зона (24,98% от общей квоты на 2014 г.). По тому же минтаю, менее продуктивным участком является в Японское море - Подзона Приморье - севернее мыса Золотой. В тоже время, ставка сбора по минтаю всех участков/подзон Охотского моря (на 2014 г.
Таблица 29