В) методические разработки. 8. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических

8. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических вузов и факультетов/ В.А. Компанцев [и др.]. - Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2009. – 141 с.

9. Компанцев, В.А. Химия элементов: учебное пособие для студентов фармацевтических вузов и факультетов/ В.А. Компанцев, Л.П. Гокжаева,

С.Н. Щербак. - Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2007. – С. 72-95.

Тема. p–Элементы V группы.

Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки

к занятию:

1. Общая характеристика р-элементов V группы (положение в ПС элементов, электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентных слоев атомов и элементарных ионов, возможные и проявляемые степени окисления).

2. Строение молекулы азота по методу ВС. Зависимость химических свойств азота от строения молекулы.

3. Аммиак. Получение в лаборатории и в промышленности. Строение молекулы аммиака, способность образовывать водородную связь и ее влияние на растворимость. Физические и химические свойства аммиака (кислотно-основные свойства с позиций теории электролитической диссоциации, протолитической теории кислот и оснований; электронно-донорные свойства; окислительно-восстановительные свойства).

4. Гидролиз солей аммония.

5. Качественные реакции на аммиак и ион аммония.

6. Азотистая кислота. Нитриты. Строение нитрит-иона. Растворимость нитритов и их гидролиз. Окислительно-восстановительные свойства нитритов.

7. Азотная кислота Строение молекулы азотной кислоты по методу ВС. Нитраты. Нитрат-ион, строение, способность к гидролизу. Растворимость нитратов. Окислительно-восстановительные свойства азотной кислоты различных концентраций и ее солей.

8. Качественные реакции на нитрит- и нитрат-ионы.

9. Соединения фосфора (V). Фосфорные кислоты (мета-, орто- и дифосфорная кислоты), соли фосфорных кислот. Растворимость ортофосфатов в воде, гидролиз.

10. Качественные реакции на анионы фосфорных кислот.

11. Оксиды и гидроксиды мышьяка (III и V), сурьмы (III и V), висмута (III и V). Их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.

12. Особенности гидролиза солей сурьмы (III) и висмута (III).

13. Качественные реакции на арсенит- и арсенат-ионы, на ионы сурьмы (III) и висмута (III).

14. Применение соединений р-элементов V группы в медицине и фармации.

Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие

задания:

Вариант № 1

1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:

а) KNO2 + KMnO4 + H2SO4 ® KNO3 + MnSO4 + ...

б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …

2. Объясните различие валентных углов в NBr3 (Ð107,50) и PBr3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы PBr3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.

3. Назовите КС K4[Fe(CN)6], укажите его составные части, напишите уравнения первичной и вторичной диссоциации, выражение для общей константы нестойкости.

Вариант № 2

1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:

а) KNO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 ® KNO3 + Cr2(SO4)3 + …

б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …

2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли K3PO4 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора K3PO4 (рН>7, рН<7, рН≈7).

3. Объясните различие валентных углов в NН3 (Ð107,50) и AsH3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы AsH3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.

Вариант № 3

1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:

а) Mg + HNO3(разб.) ® Mg(NO3)2 + NO↑ + …

б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …

2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли Na3PO4 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора Na3PO4 (рН>7, рН<7, рН≈7).

3. Объясните различие валентных углов в NН3 (Ð107,50) и AsH3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы NН3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.

Вариант № 4

1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:

а) PH3 + KMnO4 + HCl ® H3PO4 + MnCl2 +...

б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …

2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли NaNO2 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора NaNO2 (рН>7, рН<7, рН≈7).

3. Объясните различие валентных углов в NCl3 (Ð107,50) и AsCl3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы NCl3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.

Вариант № 5

1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:

а) NaNO3 + Cu + H2SO4 ® NO2↑ + CuSO4 + …

б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …

2. Объясните различие валентных углов в NCl3 (Ð107,50) и AsCl3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы AsCl3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.

3. Назовите соединения по номенклатуре ИЮПАК (адаптированный вариант); укажите, к какому классу они относятся: KH2PO4; BiONO3; Hg(NO3)2´2H2O; NH4CaPO4; Fe(NO3)3; Bi(OH)2NO3; As2O5; H3AsO4.

Вариант № 6

1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:

а) HNO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 ® HNO3 + Cr2(SO4)3 + …

б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …

2. Объясните различие валентных углов в NН3 (Ð107,50) и PH3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы PН3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.

3. Назовите КС K3[Fe(CN)6], укажите его составные части, напишите уравнения первичной и вторичной диссоциации, выражение для общей константы нестойкости.

Вариант № 7

1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:

а) NaNO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 ® NaNO3 + Cr2(SO4)3 + …

б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …

2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли K3AsO4 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора K3AsO4 (рН>7, рН<7, рН≈7).

3. Назовите соединения по номенклатуре ИЮПАК (адаптированный вариант); укажите, к какому классу они относятся: NH4MgPO4´6H2O; HPO3; K2HPO4; KNO2; FeOH(NO3)2; NH4NO3; Bi2O3; SbOCl.

Вариант № 8

1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:

а) Н3РO3 + KMnO4 + H2SO4 ® Н3РO4 + MnSO4 + ...

б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …

2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли KNO2 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора KNO2 (рН>7, рН<7, рН≈7).

3. Объясните различие валентных углов в NBr3 (Ð107,50) и PBr3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы NBr3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.

Литература для подготовки:

1. Лекция по теме занятия.

а) основная литература

2. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов/

Ю.А. Ершов [и др.]. – М.: ВШ, 2002. – С. 328-349.

б) дополнительная литература

3. Пузаков, С.А. Химия: учебник /С.А. Пузаков – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 640 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. pharma. studmeblid. ru.

4. Слесарев, В.И. Химия. Основы химии живого / В.И. Слесарев. – СПб.: Химиздат, 2001. – С. 304-318.

5. Химия: общая и неорганическая [Электронный ресурс] / сост. Ю.Я. Харитонов, Т.К. Слонская; ГОУ ВПО Моск. мед. акад. им. И.М. Сеченова; Фармац. фак.; Центр. науч. мед. б-ка. – Электрон. дан. – М.: Русский врач, 2004. – 1 электрон. опт. диск (СD- версия). – Загл. этикетки диска. – (Электрон. б-ка для высш. мед. и фармац. образования).

6. Глинка, Н.Л. Общая химия: учебник/ Н.Л. Глинка – М.: КНОРУС, 2010. –

С. 410-444.

7. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: учебник / Н.С. Ахметов. –

6-е изд. стер. - М.: ВШ, 2005.- С. 374-409.

Наши рекомендации