В) методические разработки. 8. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических
8. Введение в неорганическую химию: учебное пособие для студентов фармацевтических вузов и факультетов/ В.А. Компанцев [и др.]. - Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2009. – 141 с.
9. Компанцев, В.А. Химия элементов: учебное пособие для студентов фармацевтических вузов и факультетов/ В.А. Компанцев, Л.П. Гокжаева,
С.Н. Щербак. - Пятигорск: Пятигорская ГФА, 2007. – С. 72-95.
Тема. p–Элементы V группы.
Вопросы для самостоятельной внеаудиторной подготовки
к занятию:
1. Общая характеристика р-элементов V группы (положение в ПС элементов, электронные формулы и электронно-структурные диаграммы валентных слоев атомов и элементарных ионов, возможные и проявляемые степени окисления).
2. Строение молекулы азота по методу ВС. Зависимость химических свойств азота от строения молекулы.
3. Аммиак. Получение в лаборатории и в промышленности. Строение молекулы аммиака, способность образовывать водородную связь и ее влияние на растворимость. Физические и химические свойства аммиака (кислотно-основные свойства с позиций теории электролитической диссоциации, протолитической теории кислот и оснований; электронно-донорные свойства; окислительно-восстановительные свойства).
4. Гидролиз солей аммония.
5. Качественные реакции на аммиак и ион аммония.
6. Азотистая кислота. Нитриты. Строение нитрит-иона. Растворимость нитритов и их гидролиз. Окислительно-восстановительные свойства нитритов.
7. Азотная кислота Строение молекулы азотной кислоты по методу ВС. Нитраты. Нитрат-ион, строение, способность к гидролизу. Растворимость нитратов. Окислительно-восстановительные свойства азотной кислоты различных концентраций и ее солей.
8. Качественные реакции на нитрит- и нитрат-ионы.
9. Соединения фосфора (V). Фосфорные кислоты (мета-, орто- и дифосфорная кислоты), соли фосфорных кислот. Растворимость ортофосфатов в воде, гидролиз.
10. Качественные реакции на анионы фосфорных кислот.
11. Оксиды и гидроксиды мышьяка (III и V), сурьмы (III и V), висмута (III и V). Их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.
12. Особенности гидролиза солей сурьмы (III) и висмута (III).
13. Качественные реакции на арсенит- и арсенат-ионы, на ионы сурьмы (III) и висмута (III).
14. Применение соединений р-элементов V группы в медицине и фармации.
Изучив эти вопросы, выполните письменно следующие
задания:
Вариант № 1
1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:
а) KNO2 + KMnO4 + H2SO4 ® KNO3 + MnSO4 + ...
б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …
2. Объясните различие валентных углов в NBr3 (Ð107,50) и PBr3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы PBr3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.
3. Назовите КС K4[Fe(CN)6], укажите его составные части, напишите уравнения первичной и вторичной диссоциации, выражение для общей константы нестойкости.
Вариант № 2
1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:
а) KNO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 ® KNO3 + Cr2(SO4)3 + …
б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …
2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли K3PO4 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора K3PO4 (рН>7, рН<7, рН≈7).
3. Объясните различие валентных углов в NН3 (Ð107,50) и AsH3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы AsH3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.
Вариант № 3
1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:
а) Mg + HNO3(разб.) ® Mg(NO3)2 + NO↑ + …
б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …
2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли Na3PO4 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора Na3PO4 (рН>7, рН<7, рН≈7).
3. Объясните различие валентных углов в NН3 (Ð107,50) и AsH3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы NН3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.
Вариант № 4
1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:
а) PH3 + KMnO4 + HCl ® H3PO4 + MnCl2 +...
б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …
2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли NaNO2 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора NaNO2 (рН>7, рН<7, рН≈7).
3. Объясните различие валентных углов в NCl3 (Ð107,50) и AsCl3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы NCl3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.
Вариант № 5
1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:
а) NaNO3 + Cu + H2SO4 ® NO2↑ + CuSO4 + …
б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …
2. Объясните различие валентных углов в NCl3 (Ð107,50) и AsCl3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы AsCl3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.
3. Назовите соединения по номенклатуре ИЮПАК (адаптированный вариант); укажите, к какому классу они относятся: KH2PO4; BiONO3; Hg(NO3)2´2H2O; NH4CaPO4; Fe(NO3)3; Bi(OH)2NO3; As2O5; H3AsO4.
Вариант № 6
1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:
а) HNO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 ® HNO3 + Cr2(SO4)3 + …
б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …
2. Объясните различие валентных углов в NН3 (Ð107,50) и PH3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы PН3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.
3. Назовите КС K3[Fe(CN)6], укажите его составные части, напишите уравнения первичной и вторичной диссоциации, выражение для общей константы нестойкости.
Вариант № 7
1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:
а) NaNO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 ® NaNO3 + Cr2(SO4)3 + …
б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …
2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли K3AsO4 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора K3AsO4 (рН>7, рН<7, рН≈7).
3. Назовите соединения по номенклатуре ИЮПАК (адаптированный вариант); укажите, к какому классу они относятся: NH4MgPO4´6H2O; HPO3; K2HPO4; KNO2; FeOH(NO3)2; NH4NO3; Bi2O3; SbOCl.
Вариант № 8
1. Составьте уравнения полуреакций (методом ионно-электронного баланса), на их основе допишите продукты реакции и расставьте коэффициенты:
а) Н3РO3 + KMnO4 + H2SO4 ® Н3РO4 + MnSO4 + ...
б) Bi(NO3)3 + SnCl2 + NaOH ® Bi + Na2SnO3 + …
2. Используя поляризационные представления, теоретически обоснуйте способность ионов соли KNO2 к гидролизу. Составьте ионно-молекулярное и молекулярное уравнения гидролиза этой соли, а также рассмотрите гидролиз с позиций протолитической теории кислот и оснований. Укажите значение рН раствора KNO2 (рН>7, рН<7, рН≈7).
3. Объясните различие валентных углов в NBr3 (Ð107,50) и PBr3 (Ð900). Составьте электронно-структурную диаграмму молекулы NBr3. Изобразите перекрывание атомных орбиталей, образующих связи в этой молекуле. Укажите тип связей по характеру перекрывания атомных орбиталей и форму молекулы.
Литература для подготовки:
1. Лекция по теме занятия.
а) основная литература
2. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов/
Ю.А. Ершов [и др.]. – М.: ВШ, 2002. – С. 328-349.
б) дополнительная литература
3. Пузаков, С.А. Химия: учебник /С.А. Пузаков – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 640 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. pharma. studmeblid. ru.
4. Слесарев, В.И. Химия. Основы химии живого / В.И. Слесарев. – СПб.: Химиздат, 2001. – С. 304-318.
5. Химия: общая и неорганическая [Электронный ресурс] / сост. Ю.Я. Харитонов, Т.К. Слонская; ГОУ ВПО Моск. мед. акад. им. И.М. Сеченова; Фармац. фак.; Центр. науч. мед. б-ка. – Электрон. дан. – М.: Русский врач, 2004. – 1 электрон. опт. диск (СD- версия). – Загл. этикетки диска. – (Электрон. б-ка для высш. мед. и фармац. образования).
6. Глинка, Н.Л. Общая химия: учебник/ Н.Л. Глинка – М.: КНОРУС, 2010. –
С. 410-444.
7. Ахметов, Н.С. Общая и неорганическая химия: учебник / Н.С. Ахметов. –
6-е изд. стер. - М.: ВШ, 2005.- С. 374-409.