Выявление фруктозурии пробой Селиванова

Фруктозурия развивается в результате снижения активности печеночных фруктокиназы (эссенциальная фруктозурия) или фруктозо-1-фосфатальдолазы (фруктозурия с непереносимостью фруктозы), в результате чего моносахарид накапливается в крови и выделяется с мочой. Метод основан на превращении фруктозы при нагревании в присутствии соляной кислоты в гидроксиметилфурфурол, который конденсируется с резорцином (0,05% раствор в 20% соляной кислоте), образуя соединение красного цвета.

Ход определения

В 2 пробирки налейте по 1 мл раствора резорцина и добавьте в одну из них 2 мл нормальной, а в другую - исследуемой мочи. Обе пробирки нагрейте на водяной бане до закипания. При наличии в моче фруктозы появляется интенсивное красное окрашивание. Оценку произведите в момент закипания; при более длительном нагревании положительную реакцию может дать и глюкоза.

Контроль выполнения лабораторной работы

1. Перечислите известные пентозы, содержащиеся в организме?

2. В составе каких биомолекул присутствуют пентозы?

3. Какова концентрация фруктозы в крови?

4. Каков почечный порог для фруктозы?

Темы рефератов:

1. Использование брожения в промышленности.

2. Обмен галактозы у младенцев.

3. Фруктоза, его значение в обмене плода и новорожденных.

Лабораторно-практическое занятие №12

Тема: Пентозофосфатный путь окисления углеводов. Роль печени в углеводном обмене. Регуляция и патология обмена углеводов.

Цель:Изучить течение реакций пентозного цикла, его значение в организме. Сформировать представление о механизмах поддержания гомеостаза глюкозы. Рассмотреть возникновение патологических состояний как следствие нарушения течения и регуляции процессов углеводного обмена. Ознакомиться с изучением состояния углеводного обмена методом нагрузочных проб.

Значение:Вопросы регуляции уровня глюкозы крови и патологии углеводного обмена крайне необходимо знать всем врачам, так как при многих заболеваниях наблюдаются сдвиги в обмене указанного класса природных соединений.

Исходный уровень:

1. Классификация углеводов, строение моно-, ди- и полисахаридов.

2. Строение пентоз, их роль в организме.

3. Виды дисахаридов, особенности строения и переваривания.

4. Гликозаминогликаны, строение, биологическая роль.

5. Гликопротеиды, функции в организме. Протеогликаны.

6. Нормальное содержание глюкозы в крови, качественные реакции на глюкозу.

7. Классификация ферментов. Факторы, влияющие на скорость ферментативной реакции. Особенности катализа оксидоредуктаз и лиаз.

8. Понятие об энзимопатиях.

9. ЭТЦ. Ферменты биологического окисления, строение их коферментов.

10. Общие пути катаболизма (окислительное декарбоксилирование ПВК, ЦТК).

11. АТФ, пути синтеза.

12. Ферменты гидролиза углеводов.

Вопросы для самоподготовки

1. Пентозофосфатный путь окисления глюкозы, сущность реакций.

2. Химизм процесса, значение отдельных его стадий. Регуляция.

3. Биологическая роль образующихся в ПФП пентоз и восстановленных форм НАДФ+.

4. Колебания концентраций глюкозы в крови. Гипо- и гипергликемии.

5. Причины возникновения физиологической и патологической гипергликемий.

6. Почечный порог. Причины глюкозурии, методы ее определения.

7. Механизмы регуляции уровня глюкозы в крови.

8. Участие инсулина и других гормонов в регуляции гомеостаза глюкозы.

9. Нарушения обмена углеводов:

а) патология переваривания дисахаридов,

б) нарушения обмена фруктозы,

в) нарушения обмена галактозы,

г) молекулярные болезни обмена полисахаридов (гликогенозы, мукополисахаридозы, гликопротеинозы). Блоки ферментов, локализация.

10. Химическое строение основного вещества соединительной ткани. Роль гликозаминогликанов.

Литература

Основная

1. Лекции «ПФП окисления глюкозы. Регуляция и патология обмена углеводов».

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1998. – С. 353-362, 268-270, 552-555, 336-338, 72, 90-94, 186-187, 665-670.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2004. – С. 278-280, 267-268, 401-402, 405-411, 276-277, 263, 280-286, 440-444.

4. Ситуационные задачи по биохимии: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. и др. – 2-е изд., испр. и доп. - Чита, 2003. – С. 12-13.

5. Патохимия наследственных болезней. Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов // Никитина Л.П., Гомбоева А.Ц., Соловьева Н.В. – Чита, 2008. – С.24-36.

Дополнительная

1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2005

(2003). – С. 312-314, 322-333, 355-369.

2. Биохимия. Тесты и задачи: Учеб. пособие для студентов мед. вузов / Под

ред. Е.С. Северина. – 2-е изд., перераб. - М.: ВЕДИ, 2005. – С. 173-186.

3. Вавилова Т.П., Евстафьева О.Л. Биохимия в вопросах и ответах: Учеб. По-

собие для студентов мед. вузов. – М.: ВЕДИ, 2005. – С. 51-57.

4. Биохимия. Краткий курс с упражнениями и задачами / Под ред. Е.С.Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001. – С.160-162; 381-387.

5. Биологическая химия: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед / Под ред. Ковалевской. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – С.194-207.

6. Щербак И.Г. Биохимия: Учебник. – СПб.: СПбГМУ, 2005. – С.214– 217;

226-238.

7. Клиническая биохимия / А.Я. Цыганенко, В.И. Жуков, В.В. Мясоедов, И.В. Завгородний – М.: «Триада-Х», 2002. – С. 165-167, 174-175, 186-196.

8. Клиническая биохимия / Под ред. В.А. Ткачука.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – С. 317-320.

9. Наследственные нарушения обмена галактозы, фруктозы, дисахаридов (мальабсорбция). Механизмы развития гликогенозов (Методичка для самостоятельной работы).

Лабораторная работа

Наши рекомендации