Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части

Изучение этой темы целесообразно разбить на три части. Сначала изучить материал по учебнику: образование растворов, физическая и химическая теория растворов, разбавленные растворы неэлектролитов, растворы электролитов и попробуйте ответить на контрольные вопросы. Затем следует выполнить задачи и упражнения на нахождение концентраций растворов.

В химических расчетах используется в основном три способа выражения концентрации: массовая доля показывает, сколько граммов растворенного вещества находится в 100 г раствора

ω= Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru (2)

где, ω - массовая доля,

m р-в - масса растворенного вещества

m р-ра - масса раствора

Молярная концентрация - показывает, сколько молей растворенного вещества находится в 1 л. (1000 мл.) раствора

CM = Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru ; (3)

где, m - масса растворенного вещества

М- молярная масса растворенного вещества

V - объем раствора

См молярная концентрация

Молярная концентрация эквивалента (нормальная концентрация) показывает, сколько молей эквивалента растворенного вещества, находится в одном литре (1000 мл.) раствора.

СН = Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru (4)

где, Сн – моль – экв./л

Мэ - молярная масса эквивалента

V -объем раствора

Количество молей v = Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru

Количество моль-эквивалента vэкв= Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru ; (5)

Плотность раствора ρ= Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru (6)

Титр-это количество граммов растворенного вещества, содержащего в 1 мл раствора.

Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru

Задачи на пересчет из одной концентрации в другую являются составным этапом большинства задач, включающих свойства растворов.

Пример1 Найдите молярную концентрацию 10% раствора сахарозы С12Н22О11. Плотность раствора равна 1,08 г/мл.

Дано: Решение:

Wc Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru = 10% Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru нам дано 10% С12 Н 22О11 , это значит в 100 г р-ра

ρ = 1.08 г/мл содержится 10г С12Н22О11

См - ?

Находим объем раствора V= Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru

Находим число молей в 10г. С12Н22О11. v= Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru ;

М (С12Н22О11) =12+12+22+1 + 11∙16=342 г/моль v = Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru моль

92,59 мл - 0,029 моль

1000мл - х моль

См = Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru

в 1 литре содержится 0,315 моль С12Н22О11

Ответ: См =0,315 моль

Пример 2 Найдите массовую долю 0,25 н раствора НNO3 , если плотность раствора равна 1,03г/мл.

Дано: Решение:

Сн = 0,25н 0,25 н означает, что в 1000мл содержится 0,25 моль-экв

ρ =1,03 г/мл HNO3

ω HNO3 -? Находим эквивалентную массу

М( HNO3) =1+ 14+16-3-63 г/моль

Мэ = Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru

Находим массу 0,25 моль-экв. HNO3 m = 0,25*63=15.75 г Находим массу 1000мл. раствора.

mр.ра= V∙ ρ =1000мл ∙ 1,03 г/моль=1030 г

1030 г р-ра содержится 15,75 г HNO3

100 г р-ра содержится х г HNO3

ω = Методические рекомендации. Изучение этой темы целесообразно разбить на три части - student2.ru ∙100 = 1.53г или 1,53%

Ответ: W =1,53%

Контрольные вопросы

1 Какие растворы называются истинными?

2 Какие физические и химические силы участвуют в образовании растворов?

3 Какие способы выражения концентрации растворов вам известны?

4 Чем отличается молярная концентрация от молярной концентрации эквивалента?

5 Сформулируйте законы Рауля

6 Что такое осмос и Осмотическое давление? Закон Вант-Гоффа.

7 В чем заключается влияние природы растворенного вещества и его концентрации на понижение температуры замерзания раствора?

8 Объясните причину понижения температуры при смешивании льда с солью.

Рекомендуемая литература

Основная

1 Хомченко Г.П., Цитович И.К Неорганическая химия.- М.: Высшая школа, 1987

2 Князев Д.А. Смарыгин С.Н Неорганическая химия.- М.: Высшая школа, 1990

Дополнительная

3 Ахметов Н.С. Неорганическая химия М., Высшая школа 1990

4 Платонов Ф.П., Дейкова З.Е Практикум по неорганической химии., М., Высшая школа, 1985. Стр.69-85.

Лабораторная работа

Наши рекомендации