Изучение нового материала
Мультимедийный урок по химии
«Физические и химические явления»
Подготовлен и проведен
Учителем химии
Жусуповой Анастасией
Валентиновной
Донецк 2015
План урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
III. Актуализация опорных знаний и умений
IV. Изучение нового материала
V. Закрепление знаний
VI. Домашнее задание
VII. Итог урока
Цель урока – рассказать о физических и химических явлениях в природе и в быту, научить умению различать данные явления.
Задачи:
· образовательная – актуализировать знания учащихся о физических и химических явлениях, расширить понятие «химическая реакция», сформировать у учащихся знания, позволяющим выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями.
· развивающая - способствовать развитию памяти и внимания, развить у учащихся умение обобщать и систематизировать информацию.
· воспитательная - способствовать воспитанию научного мировоззрения и развитию коммуникативных умений, содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при проведении эксперимента.
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы:объяснительно-иллюстративный; проблемное изложение; частично-поисковый.
Основные понятия: физические и химические явления, химическая реакция, условия возникновения и протекания химической реакции.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор; презентация урока в программе Power Point, учебник химия 7 класс А.А. Лашевская.
Химическое оборудование: свеча, ступка с пестиком, химические стаканы, пробирки, штатив, воронка, бумага фильтровальная.
Реактивы: мел, сульфат натрия, хлорид бария, медный купорос, щелочь, сахар-песок.
Ход урока
Организационный момент
Мотивация учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь, приготовьтесь к уроку. Сегодня очень насыщенный урок, нужно много успеть сделать, поэтому слушаем меня внимательно и стараемся всё выполнить, что намечено.
Актуализация опорных знаний и умений
Учитель: мы с вами изучаем науку «химия». Давайте вспомним ее определение.
(Химия – наука о веществах, их свойствах, превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения.)
Тема нашего урока – это как раз «явления, сопровождающие превращения».
Учитель: Какие явления вы наблюдаете при горении?
- плавление парафина (переход из твёрдого состояния в жидкое)
- затвердевание парафина (переход из жидкого в твердое состояние)
Как называются такие явления? горение парафина (свет и выделение тепла).
Учитель записывает тему урока на доске (слайд № 1). Ученики записывают в тетрадях. Число и тему урока «Физические и химические явления. Химические реакции».
Цель нашего урока – изучить подробнее эти явления (слайд № 2).
План урока: (слайд № 3).
1. Явления природы.
2. Сущность физических и химических явлений.
3. Значение физических и химических явлений.
4. Условия возникновения и протекания реакций.
5. Экзо- и эндотермические реакции
Изучение нового материала
Мы знаем, что химия – это наука, которая изучает вещества и их свойства. Вокруг нас всегда находятся какие-либо вещества. Но всегда ли вещества остаются неизменными?
Учитель: как вы думаете – все ли явления в природе одинаковы, по сути?
Природа – это огромная лаборатория, в которой непрерывно происходит изменение агрегатного состояния, формы различных веществ, а также идёт образование новых веществ.
Горные породы и минералы под воздействием солнца, воды, углекислого газа и других веществ постепенно разрушаются и превращаются в новые вещества.
В зеленых растениях из углекислого газа и воды образуются глюкоза и крахмал.
Человек превращает взятые из природы вещества (природный газ, нефть, руды) в необходимые ему бензин, резину, пластмассы, волокна, металлы. Часто в результате множества превращений получаются новые вещества, которых нет в природе. При всех этих явлениях происходит разрушение исходных веществ и формирование из их составных частей новых веществ.
Явления: извержение вулкана, образование инея, гниение листьев осенью, горение древесины, образование тумана, образование облаков, таяние льда, горение бумаги, скисание молока, плавление металла. (Слайды № 4-8).
В природе нет веществ, которые не меняются. Даже построенные из самых прочных материалов здания, корабли и мосты постепенно разрушаются, и поэтому время от времени их надо восстанавливать.
Планета Земля, на которой мы живем, не остается неизменной: возникают и исчезают горные хребты, сближаются и расходятся материки, мелеют реки и моря.
Любые изменения, которые происходят с телами называют явлениями. (Пишут определение в тетрадь), (слайд № 9).
Учащиеся открывают учебник, находят стр. 98 читают и записывают определения в тетрадь в виде схемы 4.
Различают два вида явлений в природе: физические и химические.(Слайд № 10).
Физические явления - это явления, происходящие с веществами с сохранением их молекул, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется только агрегатное состояние. (Слайды № 11-13).
Задание:Выпишите явления, которые относятся к физическим. (Слайд №14).
Химические явления - это явления, происходящие с веществами с разрушением молекул, в результате которых из одних веществ образуются другие. (Слайды № 15-18). Запишите в рабочие тетради определения физических и химических явлений.
Химические явления чаще называют химическими реакциями, т.е. химические реакции – это химические явления. (Слайд № 19).
Задание: Давайте теперь на практике попробуем определить, какие явления являются физическими, а какие – химическими (слайд № 20).
Техника безопасности работы с химическим оборудованием и реактивами.
Полученные результаты заносим в таблицу.
№ опыта | Название опыта | Результат |
Растирание кусочка мела. | Физическое явление | |
Разрезание бумаги. | Физическое явление | |
Диффузия перманганата калия. | Физическое явление | |
Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. | Химическое явление | |
Взаимодействие сульфата натрия с раствором хлорида бария. | Химическое явление |
Опыт №1. В ступку поместили кусочек мела и растерли его пестиком. Что наблюдаем?
Ответ: измельчение вещества, его переход из кристаллического состояния в порошкообразное.
Вывод: само вещество (мел) при растирании не изменяется, изменяется только его физическое состояние.
Опыт №2. Разрезание бумаги. Что наблюдаем? Какое явление?
Опыт №3. Диффузия перманганата калия. Что наблюдаем? Какое явление?
Опыт №4. Взаимодействие раствора медного купороса с раствором щелочи. Что наблюдаем? Какое явление?
Вывод: химическое явление – образование нового вещества (голубого осадка) с новыми свойствами.
Опыт № 5. К раствору сульфата натрия прильем раствор хлорида бария. Что наблюдаем? Какое явление?
Вывод: наблюдается образование белого осадка. Произошла химическая реакция.
Учитель. По каким признакам вы определяли, какое явление – химическое или физическое происходит?
Признаки химических реакций: (слайд № 21)
· Изменение окраски;
· Образование осадка;
· Появление запаха;
· Выделение газа;
· Поглощение или выделение теплоты (иногда со светом).
Запись в тетрадь учащегося.
Учитель. Обратимся к схеме химических явлений, какой из признаков мы не наблюдали? (Появление или поглощение теплоты).
Для его подтверждения мы просмотрим видеофрагмент «Вулкан». (Слайд № 22).
- Что мы наблюдали в ходе видеофрагмента?
- Дым, пламя огня, раскаленная лава. Как называются эти реакции в химии, вы узнаете из учебника.
Работа с учебником (А.А. Лашевская, химия 7 класс).
Записать определение эндотермической и экзотермической реакции в тетрадь. (Слайды № 23-24).
Экзотермическая реакция – химическая реакция, при которой происходит выделение теплоты.
Эндотермическая реакция - химическая реакция, при которой происходит поглащение теплоты.
Учитель. При каких условиях происходят химические реакции?
Условия протекания: (Слайды № 25).
· Контакт веществ (измельчение, перемешивание, растворение).
· Нагревание до определённой температуры: необходимо для начала реакции, необходимо на протяжении всей реакции.
· Действие электрическим током
· Облучение светом
Учитель: Какое значение имеют физические и химические явления?
Химические реакции лежат в основе жизни всех живых организмов.
Назовите химический процесс, который вы изучали на уроках биологии, обеспечивающий существование всех живых организмов на Земле? (фотосинтез).
· Химические реакции используются в быту. Ни одно производство не обходится без химических процессов. (Слайды № 26-28).
· Если химические реакции приносят пользу, то как их можно вызвать, какие условия необходимо создать для возникновения и протекания реакций.