Формы подведения итогов работы:компетентностная экспериментальная задача.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
Направление «естественнонаучное»
База реализации:
Обучающиеся 7 класса/классов
Составитель:
Фатеев Александр Владимирович,
к.х.н., доцент кафедры химии и методики обучения химии
2016
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Мин. обр. и науки РФ от «17» декабря 2010 г. № 1897), Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование), с учетом Фундаментального ядра содержания общего образованияи Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа направлена на разворачивание экспериментальной работы, ознакомление учащихся с основами исследований в химии, развитие у них естественнонаучного мировоззрения.Обучение школьников опирается на получение ими ранее знания, осуществляется на основе развития обобщения понятий прикладного характера, усвоения научных факторов, важнейших закономерностей, идей, теорий обеспечивающих формирование естественнонаучного мышления и подготовку учащихся к дальнейшему обучению.
Данная программа рассчитана на учащихся 7 классов с целью развития исследовательской компетенции, воспитанию уважительного отношения к другому мнению. Изучение учащимися естественнонаучных понятий, законов актуально, так как способствует расширению кругозора, воспитанию научного мировоззрения, установлению логических связей в окружающей природе. Благодаря данной программе у учеников продолжит развиваться познавательный интерес к естественнонаучным дисциплинам.
Среди других предметов химия выделяется как "искусство превращения веществ", и все, что с этим связано, следовательно, попадает в сферу ее рассмотрения. Тем самым химия определяется скорее не по "предмету" изучения (нет никаких "химических веществ" - любые вещества могут, так или иначе, участвовать в превращениях), а по роду деятельности, связанной с этими превращениями и их осуществлением.
Целью данного курса является введение учащихся 7 класса в такую деятельность и появление в ней способов превращения, посредством которых не только осуществляются, но и осмысливаются превращения веществ. Вещество тем самым понимается как «носитель» возможности превращений, и определяется по отношению к некоторому набору типичных превращений или взаимодействий со "стандартными" посредниками.
Цель можно достигнуть через решение следующих задач:
• научить детей обнаруживать превращения веществ, которые происходят сами собой в природе.
• поставить детей в ситуацию «химического превращения» веществ, которое они могут выполнить сами.
• научить детей уверенно производить те превращения, которые нужно.
• научить детей распознавать превращение (по признакам).
• научить фиксировать превращение на бумаге (химическое уравнение или молекулярная схема).
Ведущая педагогическая идея, положенная в основу программы заключается в создании необходимых условий для развития творческих возможностей школьников и формирования у них мотивации к изучению естественных наук через внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Программа внеурочной деятельности «Экспериментальная химия» содержит материал, позволяющий в занимательной форме, на уровне, соответствующем возрасту обучающихся, познакомить их с окружающим миром, показать важность и всеобъемлющий характер этих естественных наук, привить интерес к их дальнейшему изучению.
Курс рассчитан на 64 часа. Реализуется в течение учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность каждого занятия составляет 2 академических часа.
Программа рассчитана на детей 12-14 лет (учащихся 7 классов).
Место проведения занятий: аудитории и лаборатории корпуса № 7 ТГПУ (биолого-химический факультет).
Содержание, методы и формы обучения.Содержание программы подобрано с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентировано, прежде всего, на удовлетворение естественного детского любопытства в процессе познания и желания «пощупать» все своими руками, поэкспериментировать. Поэтому большая часть времени уделяется практической деятельности школьников – проведение простейших экспериментов (в том числе исследовательского характера), создание «живых» моделей. Основной акцент делается на активные формы обучения (беседа, творческая лаборатория и т.п.). Практическая работа осуществляется как фронтально, так и в небольших группах. Реализация программы базируется на принципах развивающего обучения, деятельностного подхода, проблемно-поисковых методах обучения. В процессе обучения активно используются мультимедийные средства обучения, разнообразные средства наглядности, демонстрационное и лабораторное оборудование.
Психолого-педагогические принципы, на основе которых построено содержание программы.
Принцип согласованности требований в части отражения новых ценностных ориентиров образования; направленности на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения; выстраивания деятельностной парадигмы обучения; формирования социальных компетенций обучающихся и т.д.
Принцип научности, отражающий тенденции современного научного знания с акцентом на изучении способов получения, анализа и интерпретации информации.
Принцип концептуальности и комплексности, представляющий структурные компоненты Примерных программ как систему функционально связанных между собой элементов.
Принцип последовательности и систематичности, обеспечивающий последовательную (непрерывную) логику разворачивания содержания образования, движение от частного к общему.
Принцип доступности, при котором представление содержания в рамках программы осуществляется с учетом дифференцированного подхода (в том числе уровневой дифференциации) и вариативности системы освоения учебного материала (включая способы деятельности); следования логике от известного к неизвестному, от легкого к трудному и определяется не упрощением материала, подлежащего усвоению, а предоставлением систем поиска и освоения (постижения) нового знания; доступность базируется на организации познавательной деятельности, сообразной зоне ближайшего развития ребенка.
Принцип сознательности и активности, предполагающий определение и отражение условий, способствующих формированию активного отношения обучающихся к поставленным учебным задачам, в т.ч. возможность постановки собственных задач, выход за рамки алгоритма и «учебной заданности».
Принцип связи теории и практики,рассматривающий практику как форму применения теории, а практическую применимость – не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.
Принцип природосообразности, дающий представление о возрасте не только как биологическом, но и как о социальном и культурозависимом феномене.
Ожидаемые результаты обучения по программе внеурочной деятельности «Экспериментальная химия»:
- повышение интереса обучающихся к изучению химии и выбор в дальнейшем естественнонаучного профиля обучения;
- активизация познавательной деятельности обучающихся в естественнонаучной области;
- совершенствование представления обучающихся об естественнонаучных науках;
- владение терминологией в рамках изученных разделов химии.
- дети: обнаруживают превращения веществ, которые происходят сами собой в природе; сами могут выполнить «химическое превращение» веществ; уверенно производят те превращения, которые нужно; распознают превращение (по признакам); фиксируют превращение на бумаге (химическое уравнение или молекулярная схема).
Содержание курса внеурочной деятельности.
Содержание курса (перечень основных разделов программы) | Формы организации | Виды деятельности обучающихся |
Превращения веществ. Химические элементы. Генетический круг элемента. Простые и сложные вещества. (16 час.). | внеурочная | Работа с информацией, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента, групповая исследовательская и экспериментальная деятельность. Самостоятельная исследовательская деятельность. |
Кислоты и основания. Вода. Элементы водород и кислород. Реакция нейтрализации. Соли. Реакция обмена (24 часа) | внеурочная | Работа с информацией, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента, групповая исследовательская и экспериментальная деятельность. Самостоятельная исследовательская деятельность. |
Электрохимические явления. Ионы и атомы. Механизм реакции замещения. Механизм ионного обмена. Формулы ионных веществ. Окисление и восстановление (24 часа) | внеурочная | Работа с информацией, наблюдение, сравнение, обсуждение, проведение эксперимента, групповая исследовательская и экспериментальная деятельность. Самостоятельная исследовательская деятельность. |
Формы подведения итогов работы:компетентностная экспериментальная задача.
Тематическое планирование
№ раздела, темы | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе, часы | ||
Теория | Практика | Контроль | |||
1. | Превращения веществ. Простые и сложные вещества. | ||||
2. | Генетический круг элемента. | ||||
3. | Химические элементы. | ||||
4. | Состав веществ. Кислоты и основания. | ||||
ИТОГО: |
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу «Экспериментальная химия»
(направление «естественнонаучное»)
На 2016- 2017 учебный год
№ п/п | Дата по плану | Дата фактического проведения | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
МЫ ПОКА НЕ ВОЛШЕБНИКИ, А ТОЛЬКО УЧИМСЯ | |||||
5,09 | Химическое волшебство | ||||
12,09 | Превращения и не-превращения вокруг нас | ||||
19,09 | "Рецепт" превращения | ||||
26,09 | Учимся осуществлять превращения сами | ||||
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРЕВРАЩЕНИЙ | |||||
3,10 | Диффузия | ||||
10,10 | Растворение вещества | ||||
17,10 | Кристаллизация вещества | ||||
24,10 | Итоговое занятие, составление схем. | ||||
КРУГ ПРЕВРАЩЕНИЙ | |||||
31,10 | Молекулярная схема превращения | ||||
7,11 | Цепочка превращений | ||||
14,11 | Лабораторная работа по определению веществ | ||||
21,11 | Обсуждение схем превращений | ||||
КРУГ ПРЕВРАЩЕНИЙ | |||||
28,11 | Проверочная работа: растворитель и осадитель | ||||
5,12 | Лабораторная работа Получение и испытание красно-коричневого порошка | ||||
12,12 | Испытание ржавчины, действие растворителей на железо. | ||||
26,12 | Обсуждение "новых" кругов | ||||
ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ | |||||
16,01 | Знакомство с таблицей элементов | ||||
23,01 | Растворители, их состав | ||||
30,01 | Испытание меди | ||||
13,02 | Простое вещество, схема замещения | ||||
СОСТАВ ВЕЩЕСТВ | |||||
20,02 | Включение нового вещества в круг | ||||
27,02 | "Этикетка" нового вещества | ||||
6,03 | "Возвращение" выделившегося газа | ||||
20,03 | Испытание "источников" газа | ||||
"СОСТАВ ВЕЩЕСТВ" ("осадитель", "растворитель", вода) | |||||
27,03 | Исследование "осадителей". Элементы "осадителей" | ||||
3,04 | Круг натрия | ||||
10,04 | Исследование "растворителей" | ||||
24,04 | Превращения кислот |