Подразделения постоянной готовности инженерных войск и войск рхб защиты министерства обороны россии
- привлекаются для выполнения задач по ликвидации пожара в интересах территорий по согласованию с командованием соответствующего военного округа на основе плана взаимодействия;
- на время выполнения работ передаются в оперативное подчинение областной (краевой, республиканской) Комиссии по ЧС или региональному центру ГОЧС.
Инженерные подразделения (с учетом их состава):
- ведут инженерную разведку обстановки на заданных маршрутах ввода сил, на участках и объектах спасательных и аварийно-восстановительных работ;
- обеспечивают ввод сил РСЧС на участки и объекты работ;
- выполняют наиболее сложные инженерные работы в зоне пожара, требующие применения специальной техники (расчистку завалов, обрушение и укрепление конструкций зданий, взрывные работы и т.п.);
- оборудуют и содержат временные переправы через водные преграды при разрушении мостов;
- осуществляют оборудование и содержание пунктов водоснабжения, укрепления гидротехнических сооружений и т.п.;
- выполняют аварийно-спасательные работы;
- выполняют работы по локализации и ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях.
Подразделения РХБ защиты:
- ведут химическую и радиационную разведку зоны пожара, маршрутов ввода сил, участков (объектов) работ, источников заражения сильнодействующими ядовитыми и радиоактивными веществами; осуществляют контроль за состоянием объектов внешней среды и оповещение органов управления и сил об угрозе заражения;
- осуществляют локализацию источников химического заражения;
- обеспечивают проведение спасательных работ на зараженных участках (объектах);
- осуществляют обеззараживание территории, маршрутов, объектов работ;
- осуществляют специальную обработку техники, средств защиты, одежды, обуви, имущества и материальных средств, санитарную обработку личного состава сил РСЧС.
ВОЕНИЗИРОВАННЫЕ ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫЕ И ГАЗОСПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ:
- привлекаются для проведения работ по оперативной локализации и ликвидации пожара по решению МЧС согласованному с Министерством топлива и энергетики;
На период выполнения задач передаются в оперативное подчинение соответствующей областной (краевой, республиканской, городской) Комиссии по ЧС.
Выполняют:
- поисково-спасательные работы на разрушенных, заваленных участках и объектах;
- спасение пострадавших из завалов, в том числе зараженных сильнодействующими ядовитыми веществами, задымленных и загазованных, в условиях, требующих применения газозащитных аппаратов (респираторов);
- осуществляют мероприятия по локализации источников заражения, локализации и ликвидации аварий на коммунальных сетях, проводят сложные аварийно-ремонтные работы в газовзрывоопасной среде с применением изолирующих противогазов.
ОРГАНИЗАЦИИ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИИ И ДРУГИХ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ:
- обеспечивают выделение в первоочередном порядке, по заявке Комиссий по чрезвычайным ситуациям, транспортных средств, доставку в зону пожара сил для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, маневр сил в ходе выполнения задач;
- обеспечивают подвоз материальных и технических средств, необходимых для тушения пожара, жизнеобеспечения сил РСЧС и пострадавшего населения;
- обеспечивают эвакуацию пострадавших в лечебные учреждения, а также вывоз населения и материальных ценностей из опасных районов к местам временного проживания (размещения);
- осуществляют вывоз обрушившихся конструкций, элементов разобранных завалов, к местам складирования (захоронения).
Специальные ремонтно-восстановительные и пожарные поезда осуществляют необходимые аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, тушение пожаров на объектах железнодорожного транспорта, а также в жилой застройке и объектах, расположенных рядом с железной дорогой.
ОРГАНЫ МИНИСТЕРСТВА ЭКОЛОГИИ РФ:
- обеспечивают органы управления РСЧС данными о состоянии
погоды, выдают краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды,
предупреждают об угрозе возникновения или усиления гидрометео-
рологических явлений, опасных для спасателей при ведении ава-
рийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ;
- обеспечивают органы управления РСЧС прогнозами развития
опасных экзогенных геологических процессов;
- выделяют по заявкам комиссий по ЧС силы авиапожарной
службы баз авиационной охраны лесов для проведения разведки
зоны бедствия.
.
- 35 -
2СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ (МИНАТОМ РФ):
- выполняют спасательные и аварийно-восстановительные ра-
боты на АЭС (АТЭЦ, АСТ);
- при проведении аварийно-спасательных и аварийно-восста-
новительных работ на АЭС силами воинских частей ГО или терри-
ториальных формирований РСЧС, специальные формирования АЭС вы-
полняют задачи в тесном взаимодействии с ними на основных
участках аварийно-восстановительных работ.
ш1.3
2ФОРМИРОВАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ ПОМОЩИ И СЛУЖБЫ
2ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
2ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
1.5
- ведут разведку обстановки в сельских районах, подверг-
шихся воздействию пожара,выявляют места поражения сельскохо-
зяйственных животных и растений;
- информируют Комиссии по ЧС об общей обстановке и состо-
янии сельского хозяйства;
- проводят необходимые мероприятия по защите сельскохо-
зяйственного производства.
2УЧРЕЖДЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА СВЯЗИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
Обеспечивают бесперебойную связь между пунктами управле-
ния Комиссией по ЧС, их оперативными группами, пунктами управ-
ления воинских частей ГО, привлекаемых к тушению пожара, с со-
ответствующим Региональным Центром ГОЧС с использованием всех
имеющихся, сохранившихся и восстановленных линий, сетей и ка-
налов связи.
ш1.3
26.2.Организация взаимодействия спасателей с зарубежными
2специалистами при ведении спасательных и аварийно-
2восстановительных работ
ш1.5
Взаимодействие спасателей с зарубежными специалистами при
пожарах организуется Региональным Центром ГОЧС или Комиссиями
по ЧС, на территории которых предусматриваются действия зару-
бежных специалистов, на основе положений межгосударственного
соглашения, регулирующего правовое положение указанных специа-
листов на период ведения работ, а также в учетом их квалифика-
ции.
.
- 36 -
Основными задачами,которые могут решать иностранные спе-
циалисты при пожарах, с учетом особенностей их оснащения тех-
никой, являются:
- проведение поисковых работ;
- извлечение отдельных пострадавших из сложных, тяжелых
завалов;
- оказание квалифицированной медицинской помощи постра-
давшим получившим тяжелые травмы;
- снятие пострадавших с поврежденных высотных зданий с
использованием альпинистского снаряжения.
Основным принципом организации взаимодействия с иностран-
ными специалистами при ведении работ по ликвидации ЧС является
выделение им для действий отдельного объекта (участка) спаса-
тельных работ (при достаточной численности и оснащении техни-
кой) или постановка отдельной задачи в комплексе аварийно-спа-
сательных работ (разведка участка, поиск пострадавших на опре-
деленном участке и т.п.).
В целях поддержания взаимодействия с иностранными специа-
листами и оперативного решения всех вопросов, которые могут
возникнуть по ходу действий, от Комиссии по ЧС, на территории
которой действуют иностранные специалисты, выделяется постоян-
ный представитель со средствами связи, а при необходимости и
переводчик.
Непосредственно в ходе проведения аварийно-спасательных
работ, в случае необходимости, взаимодействие между формирова-
ниями РСЧС и иностранными специалистами организуется и поддер-
живается их командирами (начальниками) с участием представите-
ля Комиссии по ЧС.
.
- 37 -
26.3.Основы организации взаимодействия сил РСЧС
Сущность работы по организации и поддержанию взаимодейс-
твия заключается в обеспечении наиболее рационального распре-
деления усилий имеющихся сил и средств по месту действий, за-
дачам и способам их выполнения, с учетом характера, масштабов
ЧС, складывающейся обстановки и возможностей каждого подразде-
ления и формирования, в интересах ликвидации ЧС в короткие
сроки.
Основными организаторами взаимодействия являются Регио-
нальные центры ГОЧС и территориальные Комиссии по ЧС.
Правовой основой для организации взаимодействия сил РСЧС
являются:
- постановление Правительства Российской Федерации от 18
апреля 1992 года N261, утвердившее Положение о Российской сис-
теме предупреждения и действий в ЧС и определившее функции ор-
ганов государственного управления Российской Федерации по пре-
дупреждению и ликвидации ЧС;
- нормативные документы Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий сти-
хийных бедствий и других министерств (ведомств) Российской Фе-
дерации, силы и учреждения которых входят в систему РСЧС, по
организации взаимодействия при решении задач по предупреждению
и ликвидации ЧС./ /
В части организации взаимодействия указанные документы
предусматривают что:
- Региональные Центры по делам гражданской обороны, ЧС и
ликвидации последствий стихийных бедствий организуют взаимо-
действие органов исполнительной власти региона с органами во-
енного управления соответствующих военных округов;
- организуют разработку и реализацию планов взаимодейс-
твия территориальных и ведомственных органов управления в ре-
гионе по предупреждению и ликвидации ЧС;
- им предоставляется право принимать в пределах своей
компетенции решения, необходимые для организации и координации
.
- 38 -
работ по предупреждению и ликвидации ЧС на территории региона,
обязательные для исполнения органами исполнительной власти,
организациями и предприятиями, независимо от форм собственнос-
ти, а также должностными лицами и гражданами.
Территориальные Комиссии по ЧС координируют деятельность
Комиссий по ЧС на подведомственной территории по предупрежде-
нию и ликвидации ЧС, а также организуют взаимодействие с Ко-
миссиями по ЧС соседних территорий, военным командованием,об-
щественными организациями по вопросам сбора и обмена информа-
цией, а в случае необходимости - направления сил и средств для
ликвидации ЧС.
В ходе ликвидации ЧС взаимодействие уточняется и поддер-
живается оперативными группами Комиссий по ЧС. На них возлага-
ется координация действий сил различной подчиненности и назна-
чения по оказанию пострадавшим необходимой помощи и выполнению
других неотложных мер по ликвидации ЧС.
Им предоставляется право:
- привлекать для решения задач по ликвидации ЧС все силы
и средства, находящиеся в зоне бедствия, не зависимо от их ве-
домственной принадлежности;
- задействовать для обеспечения аварийно-спасательных и
аварийно-восстановительных работ выделенный в установленном
порядке транспорт и другие материально-технические средства;
- в случае необходимости отдавать распоряжения на эвакуа-
цию людей и материальных ценностей из опасной зоны, приоста-
навливать работу цехов и объектов.
Командиры и штабы воинских частей и подразделений ГО, а
также командиры формирований организуют взаимодействие между
подразделениями части (формирования), а при совместном выпол-
нении задач с формированиями других Министерств и ведомств -
также с ними.
Основой для организации взаимодействия являются решения
начальников региональных центров, Председателей Комиссий по ЧС
на проведение первоочередных экстренных мер и ликвидацию ЧС, а
также их указания по организации взаимодействия.
Взаимодействие с формированиями и службами Министерств и
ведомств Российской Федерации организуется через представите-
лей указанных Министерств и ведомств.
.
- 39 -
Содержание взаимодействия определяется характером пожаров
и задачами, решаемыми силами РСЧС при их ликвидации, а также
предназначением и возможностями формирования (службы) с кото-
рой организуется взаимодействие.
Аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные форми-
рования постоянной готовности, созданные на базе военизирован-
ных горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных и
пожарных подразделений, медицинских формирований, строительных
и монтажных организаций и других аналогичных профессиональных
служб различных Министерств и ведомств, по согласованию с ни-
ми, привлекаются для выполнения задач РСЧС Комиссиями по ЧС на
контрактной основе с возмещением произведенных затрат.
Воинские части и подразделения гражданской обороны в шта-
тах мирного времени привлекаются к решению задач по тушению
пожаров в границах региона решением Начальников соответствую-
щих Региональных Центров ГОЧС по согласованию с МЧС.
На период тушения пожара, исходя из сложившейся обстанов-
ки и поставленной задачи, воинские части и подразделения ГО
передаются в оперативное подчинение определенной Комиссии по
ЧС и действуют в составе территориальной группировки сил во
взаимодействии с другими, входящими в ее состав формирования-
ми.
Взаимодействие с воинскими частями ГО организует Комиссия
по ЧС, которой части приданы в оперативное подчинение.
Подразделения постоянной готовности, созданные на базе
соединений и частей войск РХБ защиты и инженерных войск Минис-
терства обороны РФ, привлекаются к проведению мероприятий по
тушению пожаров в интересах территории по решению Командующего
войсками соответствующего военного округа и решают задачи в
соответствии с планами взаимодействия Регионального Центра
ГОЧС и военного округа.
В зависимости от характера и масштабов пожара взаимодейс-
твие организуется по этапам его ликвидации и задачам.
.
- 40 -
Между подразделениями, формированиями, группами спасате-
лей, при их совместных действиях взаимодействие организуют их
командиры в интересах формирования (подразделения), выполняю-
щего главную задачу. При этом действия согласовываются по за-
дачам, способам и технологии их решения, согласно роли каждого
подразделения (формирования) в их выполнении, с учетом профиля
их специализации.
Поддержание взаимодействия в ходе тушения пожара достига-
ется:
- твердым знанием всеми участниками поставленных задач и
способов их выполнения;
- своевременным и точным выполнением поставленных задач;
- своевременным уточнением задач с учетом складывающейся
обстановки;
- наличием надежной связи, устойчивой достоверной взаим-
ной информации.
.
- 41 -
27. СРЕДСТВА ПОЖАРОТУШЕНИЯ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ
2СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
27.1. Условия прекращения горения
Задача подразделений пожарной охраны заключается в том,
чтобы конкретными действиями добиться такого понижения темпе-
ратуры в зоне пожара , при которой горение прекратится. Абсо-
лютный предел такой температуры называется температурой поту-
хания. В процессе тушения пожара условия потухания создаются:
охлаждением зоны горения или горящего вещества; изоляцией ре-
агирующих веществ от зоны горения; разбавлением реагирующих
веществ; химическим торможением реакции горения.
В практике тушения пожаров чаще всего используют сочета-
ние приведенных принципов, среди которых один является в лик-
видации доминирующим, а остальные способствующими.
Вид и характер выполнения боевых действий в определенной
последовательности, направленных на создание условий прекраще-
ния горения, называют способом тушения пожара. Способы туше-
ния пожаров по принципу, на котором основано условие прекра-
щения горения, подразделяются на четыре группы:
1) способы, основанные на принципе охлаждения зоны горе-
ния или горящего вещества;
2) способы, основанные на принципе изоляции реагирующих
веществ от зоны горения;
3) способы, основанные на принципе разбавления реагирую-
щих веществ;
4) способы, основанные на принципе химического торможения
реакции горения.
27.2. Огнетушащие средства
Огнетушащие средства по доминирующему принципу прекраще-
ния горения подразделяются на четыре группы: охлаждающего,
изолирующего, разбавляющего и ингибирующего действия.
Наиболее распространенные огнетушащие средства, относящи-
еся к конкретным принципам прекращения горения, приведены в
табл. 7.1. /14/
.
- 42 -
Таблица 7.1.
Огнетушащие средства, применяемые для тушения пожаров
Л+
─────────────────────────┬──────────────────────────────────
Огнетушащие средства ох- │Вода, раствор воды со смачивателем,
лаждения │твердый диоксид углерода (углекис-
│лота в снегообразном виде), водные
│растворы солей
Огнетушащие средства изо-│Огнетушащие пены: химическая, воз-
ляции │душно-механическая; огнетушащие по-
│рошковые составы (ОПС); ПС, ПСБ-3,
│СИ-2, П-1А; негорючие сыпучие ве-
│щества: песок, земля, шлаки, флюсы,
│графит; листовые материалы: покры-
│вала, щиты.
Огнетушащие средства раз-│Инертные газы: диоксид углерода,
бавления │азот, аргон; дымовые газы, водяной
│пар, тонкораспыленная вода, газово-
│дяные смеси, продукты взрыва ВВ,
│летучие ингибиторы, образующиеся
│при разложении галоидоуглеродов
Огнетушащие средства хи- │Галоидоуглеводороды: бромистый
мического торможения ре- │этил, хладоны;114В2 (тетрафтордиб-
акции горения │ромэтан) и 13В1 (трифторбромметан);
│составы на основе галоидоуглеводо-
│родов: 3,5, 4НД, 7, БМ, БФ-1, БФ-2;
│водобромэтиловые растворы (эмуль-
│сии), огнетушащие порошковые соста-
│вы.
─────────────────────────┴───────────────────────────────────
Добавка смачивателей позволяет значительно снизить по-
верхностное натяжение воды. В таком вид она обладает хорошей
проникающей способностью, за счет чего достигается наибольший
эффект в тушении пожаров и особенно при горении волокнистых
материалов, торфа, сажи. Водные растворы смачивателей позволя-
.
- 43 -
ют уменьшить расход воды на 30...50%, а также продолжитель-
ность тушения пожара. Виды смачивателей и их оптимальная кон-
центрация приведены в табл.7.2.
Таблица 7.2. /13/
Оптимальные концентрации смачивателей в воде
Л+
──────────────────────────┬───────────────────────────────────
Смачиватель │ Оптимальная концентрация
│───────────┬───────────────────────
│ % к воде │по массовому содержанию
──────────────────────────┼───────────┼───────────────────────
Смачиватель ДБ │0,2...0,25 │ 0,002...0,0025
Сульфанол: │ │
НП-1 │0,3...0,5 │ 0,003...0,005
НП-5 │0,3...0,5 │ 0,003...0,005
Б │1,5...1,8 │ 0,015...0,018
Некаль НБ │0,7...0,8 │ 0,007...0,008
Вспомогательное вещество: │ │
ОП-7 │1,5...2,0 │ 0,015...0,02
ОП-8 │1,5...2,0 │ 0,015...0,02
Эмульгатор ОП-4 │1,95...2,1 │0,0195...0,021
Пенообразователь: │ │
ПО-1 │3,5...4,0 │ 0,035...0,04
ПО-1Д │6,0...6,5 │ 0,06 ...0,065
──────────────────────────┴───────────┴──────────────────────
Вещества и материалы, при тушении которых опасно приме-
нять воду и другие огнетушащие средства на ее основе, приведе-
ны в табл.7.3. /13/
Таблица 7.3.
Л+
────────────────────────┬────────────────────────────────────
Вещество, материал │ Степень опасности
────────────────────────┼────────────────────────────────────
1 │ 2
────────────────────────┼────────────────────────────────────
Азид свинца │Взрывается при увеличении влажности
│до 30%
.
- 44 -
Продолжение табл. 7.3.
────────────────────────┬────────────────────────────────────
1 │ 2
────────────────────────┼────────────────────────────────────
Алюминий, магний, цинк, │При горении разлагают воду на кисло-
цинковая пыль │род и водород
Битум │Подача компактных струй воды вдет к
│выбросу и усилению горения
Гидриды щелочных и щело-│Реагируют с водой с выделением водо-
чно-земельных металлов │рода, возможен взрыв
Гидросульфит натрия │Самовозгорается и взрывается от дей-
│ствия воды
Гремучая ртуть │Взрывается от удара водяной струи
Железо кремнистое (фер- │Выделяется фосфористый водород, само-
росилиций) │воспламеняющийся на воздухе
Калий, кальций, натрий, │Реагируют с водой с выделением водо-
рубидий, цезий металли- │рода, возможен взрыв
ческие │
Кальций и натрий (фосфо-│Реагируют с водой с выделением фосфо-
ристые) │ристого водорода,самовоспламеняющего-
│ся на воздухе
Калий и натрий (переки-│При попадании воды, возможен взрывооб-
си) │разный выброс с усилением горения
Карбиды алюминия, бария │Разлагаются с выделением горючих га-
и кальция │зов,возможен взрыв
Карбиды щелочных метал- │При контакте с водой взрываются
лов │
Магний и его сплавы │При горении разлагают воду на водород
│и кислород
Натрий сернистый и гид- │Сильно разогревается (свыше 400 С),
росернокислый │может вызвать возгорание горючих ве-
│ществ, а также ожог при попадании на
│кожу, сопровождающийся труднозаживаю-
│щими ранами
.
- 45 -
Продолжение табл. 7.3.
────────────────────────┬─────────────────────────────────────
1 │ 2
────────────────────────┼─────────────────────────────────────
Негашенная известь │Реагирует с водой с выделением большо-
│го количества тепла
Нитроглицерин │Взрывается от удара струи воды
Селитра │Подача струи воды в расплав ведет к
│сильному взрывообразному выбросу и
│усилению горения
Серный ангидрид │При попадании воды возможен взрывооб-
│разный выброс
Сесквилхлорид │Взаимодействует с водой с образованием
│взрыва
Силаны │Реагируют с водой с выделением водоро-
│дистого кремния, самовоспламеняющегося
│на воздухе
Термит, титан и его спла│Реагируют с водой с выделением боль-
вы, титан четыреххлорис-│шого количества теплоты, разлагают
тый, электрон │воду на кислород и водород
Триэтилалюминий и хлор- │Реагируют с водой с образованием взры-
сульфоновая кислота │ва
────────────────────────┴─────────────────────────────────────
Воздушно-механическая пена (ВМП) получается смешением в
пенных стволах или генераторах водного раствора пенообразова-
теля с воздухом. Краткая характеристика пенообразователей при-
ведена в табл. 7.4./14/
Таблица 7.4.
Л+
─────────────┬───────────────────────────────────────────────
1 │ 2
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
ПО-1 │Водный раствор нейтрализованного керосинового
│контакта 84+3%, костный клей для стойкости пены
│5+1%, синтетический этиловый спирт или концент-
│рированный этиленгликоль 11+1%. Температура за-
.
- 46 -
Продолжение табл. 7.4.
─────────────┬───────────────────────────────────────────────
1 │ 2
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
│мерзания не превышает -8 С. Является основным
│пенообразующим средством для получения воздуш-
│но-механической пены любой кратности.
│При тушении нефтей и нефтепродуктов концентра-
│ция водного раствора ПО-1 принимается 6%. При
│тушении других веществ и материалов используют
│растворы с концентрацией 2...6%
─────────────┼──────────────────────────────────────────────
ПО-1Д │Представляет собой ПО-1 на основе детергента Д
│путем сульфирования сернистым газом фракции ке-
│росина с температурой кипения 150...300 С. По-
│лученные натриевые соли разбавляют водой до
│концентрации 26...29% активного вещества. Раст-
│вор активного вещества в дальнейшем используют
│в качестве пенообразователи с температурой за-
│мерзания не выше -3 С. Для получения пены при-
│меняют водный раствор ПО-1Д с концентрацией
│4...6%
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
ПО-1С │Паста из рафинированного алкиларилсульфоната
│(РАС) с добавлением концентрированного раствора
│альгината натрия (3,5%) и 1% высшего синтети-
│ческого жирного спирта фракции С ...С . Темпе-
│ратура замерзания -4 С. Применяют при тушении
│полярных жидкостей (спирта, эфира и др.). Рас-
│четную концентрацию водного раствора принимают
│не менее 10...12%
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
.
- 47 -
ш1.4
Продолжение табл. 7.4.
─────────────┬───────────────────────────────────────────────
1 │ 2
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
ПО-2А │Водный раствор вторичных алкилсульфатов натрия.
│Выпускается с содержанием активного вещества
│30+1%. Температура замерзания не выше -3 С. При
│применении разбавляют водой (1 ч. продукта на 2
│ч. воды) с использованием дозирующей аппарату-
│ры, рассчитанной на пенообразователь ПО-1. Для
│получения пены применяют водный раствор с кон-
│центрацией 6%
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
ПО-3А │Водный раствор смеси натриевых солей вторичных
│алкилсульфатов. Содержит 26+1% активного ве-
│щества. Температура замерзания не выше -3 С.
│При применении разбавляют водой в пропорции 1:1
│с использованием дозирующей аппаратуры, рассчи-
│танной на пенообразователь ПО-1. Для получения
│пены применяют водный раствор с концентрацией
│4...6%
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
ПО-6К │Изготовляют из кислого гудрона при сульфирова-
│нии гидроочищенного керосина. Содержит 32% ак-
│тивного вещества. Температура замерзания не вы-
│ше -3 С. Для получения пены при тушении нефтеп-
│родуктов используют водный раствор с концентра-
│цией 6%, в других случаях концентрация водного
│раствора может быть меньше
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
│Содержит 25% синтетического поверхностно-актив-
ПО-ЗАИ("Ива")│ного вещества и ингибитор коррозии. Температу-
│разамерзания -2 С. Обладает низкой коррозийной
│активностью по отношению к емкостям из малоуг-
│леродистой стали, сохраняет пенообразующие
│свойства при замерзании и оттаивании. Хранится
│в виде концентрата и рабочих растворов. Для по-
│лучения пены используют водный раствор с кон-
│центрацией от 3% и более
─────────────┼──────────────────────────────────────────────
.
- 48 -
Продолжение табл. 7.4.
ш1.5
─────────────┬───────────────────────────────────────────────
1 │ 2
─────────────┼───────────────────────────────────────────────
"Сампо" │Состоит из синтетического поверхностно-активно-
│го вещества (20%), стабилизатора (15%), анти-
│физной добавки (10%) и вещества, снижающего
│коррозионное действие состава (0,1%). Темпера-
│тура застывания -10 С. Для получения пены ис-
│пользуют водный раствор с концентрацией 6%.
│Применяют при тушении нефти, неполярных нефтеп-
│родуктов, резино-технических изделий, древеси-
│ны, волокнистых материалов, в стационарных сис-
│темах пожаротушения и для защиты технологичес-
│ких установок
─────────────┴───────────────────────────────────────────────
Огнетушащие порошковые составы (ОПС) являются универсаль-
ными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнитель-
но незначительных удельных расходах. ОПС применяют для тушения
горючих материалов и веществ любого агрегатного состояния,
электроустановок под напряжением, металлов, в том числе метал-
лоорганических и других пирофорных соединений, не поддающихся
тушению водой и пенами, а также пожаров при значительных ми-
нусовых температурах. Они способны оказывать эффективные
действия на подавление пламени комбинированно: охлаждением
(отнятием теплоты), изоляцией (за счет образования пленки при
плавлении), разбавлением газообразными продуктами разложения
порошка или порошковым облаком, химическим торможением реакции
горения.
Основным недостатком ОПС является склонность их к слежи-
ванию и комкованию. Из-за большой дисперсности ОПС образуют
значительное количество пыли, что обуславливает необходимость
работы в специальной одежде, а также с предохранительными для
органов дыхания и зрения средствами. Виды и краткая характе-
ристика наиболее распространенных отечественных порошков при-
ведены в табл.7.5. /22/
.
- 49 -
Таблица 7.5.
Характеристика огнетушащих порошковых составов
Л+
────────┬─────────────────────────────┬───────────────────────
Порошок │ Состав │ Область применения
────────┼─────────────────────────────┼───────────────────────
1 │ 2 │ 3
────────┼─────────────────────────────┼───────────────────────
ПСБ-3 │Механическая смесь бикарбона-│Для тушения ЛВЖ, ГЖ,
│та натрия с химически осаж- │растворителей сжиженных
│денным мелом (углекислым каль│газов, газовых фонта-
│цием), тальком и аэросилом │нов, электроустановок
│АМ-1-300 (кремнийорганическая│под напряжением до 1000
│добавка). Бывают трех марок -│В. Можно применять для
│А, Б, В: │пожаротушения в сочета-
│ Марка А: 97...98% бикарбо- │нии с огнетушащей пеной
│ ната натрия и 1,5...2,5% │
│ аэросила; │
│ Марка Б: 91...94% бикарбона│
│ та натрия, 4...6% углекисло│
│ го кальция и 1,5...2,5% │
│ аэросила; │
│ Марка В: 91...94% бикарбона│
│ та натрия, 1,5...2,5% аэро-│
│ сила и 4-6% талька │
П-1А │99% фосфорно-аммонийные соли │Для тушения твердых го-
│и 1% аэросила АМ-1-300 │рючих материалов (дре-
│ │весины, бумаги, пласт-
│ │масс, угля и др.), неф-
│ │тепродуктов, сжиженных
│ │газов, газовых фонтанов
│ │и электроустановок под
│ │напряжением до 1000 В
────────┼─────────────────────────────┼───────────────────────