Формами подведения итогов реализации программы
Актуальность программы
Особую роль в формировании исследовательских умений может играть организация внеурочной деятельности учащихся.
Их реализация в педагогической практике предполагает развитие системы организации внеурочной деятельности школьников, включая в ее структуру вовлечение школьников в исследование. Возможность развития исследовательской деятельности школьника может быть обеспечена:
1. повышением качества преподавания естественных дисциплин;
2. организацией научных обществ;
3. пробуждением интереса, посредством урока и внеурочной деятельности, к исследованию;
4. ранним диагностированием детской одаренности и организацией системы работы с одаренными детьми;
5. системой взаимодействия начальной, основной и старшей школы, обеспечивая преемственность работы с одаренными детьми.
Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор. А также способствует активизации учебного процесса и индивидуализации развития учащихся в рамках учебных знаний.
Реализация данных условий позволит перейти в старшем звене к созданию научного общества способного решать значимые задачи при исследовательской деятельности.
Цель научного общества: популяризация научных знаний, формирование компетенций исследовательской и практической деятельности школьников посредством организации внеурочной работы школьного научного общества.
Задачи:
Образовательные:
· расширить кругозор учащихся в процессе исследовательской деятельности;
· познакомить с методами исследования и помочь овладеть основами организации научно-исследовательской работы;
· помочь приобрести умения работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками;
· научить обрабатывать полученные данные в ходе исследования, обучить креативному самовыражению через практические занятия.
· сформировать культуру публичного выступления;
· построить возможности развития мыслительных и интеллектуальных способностей.
Развивающие:
· развить ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей;
· развить личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;
· развить корпоративности – обучение навыкам работы в группе.
Воспитательные:
· воспитать интерес к предметам естественнонаучного цикла;
· обеспечить профориентационную работу;
· организовать самопроверку учащихся;
· воспитать самосознание уважительного отношения к результатам интеллектуального труда других людей.
Участники НОУ
Членами НОУ являются учащиеся 8-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе научного общества «Химлаборатория». (Лаборанты) и
Работа осуществляется поэтапно:
Подготовительный этап (8 классы)
Цель: формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний, развитие навыков научной деятельности.
Основной этап (9-11 классы)
Цель: активное расширение кругозора школьников; совершенствование навыков научной деятельности; определение тематики исследовательских проектов.
Структура и организационно функциональное предназначение научного общества.
1. Общее собрание учителей и учащихся – участников программы (проводится 2 раза в год).
2. Совет научного общества, состоящий из учащихся (проводится 1 раз в четверть).
3. Институт кураторства (группы по исследовательским интересам возглавляет учитель-предметник и группа учащихся)
4. Институт шефства (действует система шефства старших над младшими)
5. Временные исследовательские группы создаются для разработки идей.
Продолжительность занятий:
1- 2 год обучения – 1 раза в неделю по 2 часа, то есть всего 70 часов в год.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
· оформление в школьном кабинете химии постоянной экспозиции «Химия и жизнь»
· подготовка и проведение химических вечеров для младших школьников
· создание проектов
· ежегодное проведение предметных недель в …
· участие в внутри школьных, муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа научного общества будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации учащихся.
Основные мероприятия.
1. Формирование творческой группы педагогов для разработки содержания и технологии для работы с учащимися.
2. Выявление учащихся, желающих работать в Научном обществе «Химлаборатория» и проявляющих интерес к исследовательской работе.
3. Разработка планов занятий.
4. Разработка планов заседаний и их тематика.
5. Отчеты о проделанной работе в группах.
6. Отчеты кураторов.
7. Участие в конкурсах различного уровня.
8. Участие в научно практических конференциях.
9. Проведение тематических вечеров.
10. Организация и проведение предметных недель.
11. Проведение презентаций предметов естественнонаучного цикла в начальной школе.
Содержание программы (1 год обучения)
I год обучения (8 классы), 34 недели. Для проведения занятий можно привлекать старшеклассников.
Занятие 1 (2 часа)
Тема: «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности».
Теория: Беседа о курсе. Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.
Практика: Тестирование по технике безопасности.
Занятие 2-3 (4 часа)
Тема: «Химическое оборудование и обращение с ним»
Теория: Пользование стеклянной посудой, лабораторным штативом, нагревательными и мерными приборами, химическими весами.
Практика:
1. Сборка лабораторного штатива. Укрепление пробирки в штативе. Пользование пробиркодержателем. Работа с микроскопом.
2. Сборка прибора для нагревания. Нагревание воды в пробирке, химическом стакане, колбе.
3. Пользование мерной посудой: цилиндром, стаканом, бюреткой, пипеткой.
4. Взвешивание веществ.
Занятие 4 (2 часа)
Тема: «Физические и химические явления».
Теория: «Признаки химических явлений»
Практика: исследование химических явлений соответствующих пяти признакам химических реакций: выделение газа, выделение света и тепла, образование осадка, запах, изменение цвета.
Занятие 5 (2 часа)
Тема: «Растворы»
Теория: Методика приготовления растворов заданной концентрации.
Практика: Растворение веществ. Определение растворимости по внешним признакам. Приготовление растворов заданной концентрации.
Занятия 6-7 (4 часа)
Тема: Чистые вещества и смеси.
Практика: Разделение смесей.
1. Метод фильтрования.
2. Метод выпаривания.
3. При помощи делительной воронки. При помощи магнита.
Занятия 8-10 (6 часов)
Тема: Среда водных растворов.
Теория: Первоначальные понятия о реакции среды водных растворов. рН среды. Индикаторы.
Практика: Наблюдение за изменением окраски индикаторов (лакмус, метилоранж, фенолфталеин) в кислой, щелочной и нейтральной среде. Определение рН среды почвы из леса, пришкольного участка, садового участка, почвы купленной в магазине. Способы устранения кислотности почвы. Определение среды водных растворов при помощи природных индикаторов.
Занятия 11-15 (10 часов)
Тема «Подготовка и участие в предметных неделях»
Теория: Подготовка публичного выступления. Особенности представления и защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.
Практика: Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы.
Занятие 16-25 (20 часов)
Проведение экскурсий.
1. В лабораторию водоочистных сооружений города.
2. В лабораторию …
3. В лабораторию …
4. В лабораторию ЦРБ.
Практика: использование химических знаний в экстремальных условиях.
Занятия 26-27 (4 часа)
Тема: Оформление УНИР.
Теория: «Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР (структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки.
Практика: Ознакомление с образцами работ.
Занятие 28-33 (12 часов)
Тема: Научное исследование.
Теория: Актуальность и новизна исследования. Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет исследования. Методы научного исследования.
Практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор методов.
Занятие 34-35 (4 часа)
Тема: «Подготовка и участие в школьной и муниципальной научно-практической конференции учащихся»
Практика: Подготовка текста выступления. Подготовка видео- и раздаточных материалов. Представление и защита научно-исследовательской работы на конференции. Ответы на вопросы жюри и оппонентов. Активное слушание выступлений участников конференции. Подготовка вопросов участникам конференции.
Учебно-тематический план.
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
теоретических | практических | всего | ||
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | ||||
Химическое оборудование и обращение с ним | ||||
Физические и химические явления | ||||
Растворы | ||||
Чистые вещества и смеси. | ||||
Среда водных растворов. | ||||
Подготовка и участие в предметных неделях | ||||
Проведение экскурсий. | ||||
Оформление УНИР. | ||||
Научное исследование | ||||
Подготовка и участие научно-практической конференции и олимпиадах разного уровня учащихся | ||||
итого |
Содержание программы (2 год обучения)
35 недель (всего 70 часов)
Занятие 1. (2 часа)
Тема 1. Химическое лабораторное оборудование, реактивы и правила обращения с ними
Теория: Марки химических реактивов и правила их хранения. Химическая посуда общего и специального назначения. Нагревательные приборы. Весы и взвешивание.
Практическая часть: тестирование по техника безопасности ;
Занятие 2-4. (6 часов)
Тема 2. Экспериментальные задачи по химии.
Теория: Порядок выполнения опытов и составление отчета. Приготовление растворов. Получение газов. Доказательство качественного состава вещества. Распознавание веществ. Закон действия масс. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена, рН среды растворов.
Практическая работа: приготовление растворов заданной концентрации; получение водорода, кислорода, углекислого газа; доказательство состава соляной, серной, угольной кислот. Определение рН лесной почвы, почвы со школьного земельного участка. Расчет норм внесения извести для уменьшения кислотности почвы.
Занятие 5-9. (10 часов)
Тема. Химические методы качественного анализа.
Теория: Группы катионов. Группы анионов . Классификация анионов по растворимости серебряных и бариевых солей. Анионы первой группы карбонат-ион, сульфат-ион, ортофосфат-ион. Анионы второй группы – хлориды, бромиды, йодиды. Анионы третьей группы – нитраты.
Практическая работа: анализ растворов на содержание анионов первой, второй и третьей группы. Анализ растворов на содержание катионов по группам.
Занятие 10-14. (10 часов)
Тема 4. Методы количественного анализа. Гравиметрический анализ. Тетраметрический анализ. Приготовление титрованных рабочих растворов. Установление молярной концентрации. Определение карбонатной жесткости воды. Йод метрия – сущность метода.
Практическая работа: определение карбонатной жесткости природной и водопроводной бутилированной воды, определение карбонатной жесткости. Определение содержания ионов йода в йодированной поваренной соли.
Занятие 15 (2 часа)
Тема 5. Физико-химические методы анализа
Теория: Колометрия – сущность метода. Хроматография – сущность метода. Буферные смеси.
Тема 6. Занимательные опыты по химии.
Занятие 16-18. (6 часов)
Практика: подготовка и проведение презентации предмета химия для учащихся начальной школы.
Тема 7: Выполнение УНИР.
Занятие 19-24 (12 часов).
Теория: поиск материала по теме проекта.
Практика: проведение исследования по теме
Тема 8. Экскурсии, оформление проектов
Занятие 25-35 (22 часа).
Учебно-тематический план.
№ | Наименование раздела | Теория | Практич. занятия | Всего часов |
Химическое лабораторное оборудование, реактивы и правила обращения с ними. | ||||
Экспериментальные задачи по химии. | ||||
Химические методы качественного анализа. | ||||
Методы количественного анализа | ||||
Физико-химические методы анализа. | ||||
Занимательные опыты по химии. | ||||
Выполнение УНИР. | ||||
Экскурсии, оформление проектов | ||||
итого |
Совместные мероприятия (участники – активные учащиеся НОУ)
Примерная дата проведения | Название | Форма | Участники |
октябрь | Посвящение в химики. (Волшебница химия) | Вечер занимательной химии | 8-10 классы |
ноябрь | Химический марафон. | Интеллектуальное состязание для старшеклассников. | 10-11 классы |
декабрь | Химическая елка | Новогодний вечер | 8-11 классы |
январь | Самая главная соль | Химический вечер. Викторина. | 8 и 9 классы |
февраль | Ко дню науки. «Чудеса своими руками» | Экспериментальные занимательные задачи. | 8-10 классы |
март | К всемирному дню воды. Рассказы о воде. | Химический вечер. Викторина | 8 и 9 классы |
апрель | Ко дню здоровья. Что скрывается в чашке кофе. | Химический вечер. | 8-10 классы |
Срок реализации программы –2 года.
Формы и режим занятий:работа в библиотеках, лабораториях, экскурсии, индивидуальные консультации.
Ожидаемые результаты:
(ближайшие)
· Увеличение публикаций по проблемам преподаваемых дисциплин и методических материалов.
· Увеличение количества и качества исследовательских проектов школьников.
· Увеличение числа учащихся поступивших в ВУЗы по профилю.
· Улучшение показателя качества обучаемости по предметам естественнонаучного цикла.
· Повышение среднего балла сдачи ЕГЭ
(перспективные)
· Участие в научных проектах ВУЗов выпускников научного общества
· Поступление их в аспирантуру
· Защита диссертаций.
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
· -основы методологических особенностей научно-исследовательской, учебной деятельности, проектирования, реферирования и т. д.;
· историю развития исследовательских методов в отечественном и зарубежном образовании;
· нормативную базу исследовательской деятельности;
· об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);
Учащиеся должны уметь:
· разрабатывать собственную модель организации научного исследования, учитывающую особенности объекта изучения;
· формулировать темы научных исследований и определять их ценность для науки, учащихся и педагогов;
· планировать и проводить исследование;
· представлять результаты своего труда на конференции.
Формами подведения итогов реализации программы
«Химлаборатории » являются:
· - ежегодная школьная научно-практическая конференция учащихся;
· - ежегодные предметные недели;
· - участие в дистанционных олимпиадах
· - участие во всероссийских конкурсах исследовательских работ
· - участие в международных конкурсах исследовательских работ и других мероприятиях, связанных с исследовательской деятельностью учащихся.
.Дидактический материал представлен:
Материально-техническое оснащение программы:
· Ученический набор для проведения лабораторных работ – 15 штук;
· Весы лабораторные – 3 штуки;
· Химические реактивы;
· Таблицы;
· Компьютер – 1 штука.
· Проектор – 1 штука
· Принтер – 1 штука
· Документ камера – 1 штука