Формами подведения итогов реализации программы

Актуальность программы

Особую роль в формировании исследовательских умений может играть организация внеурочной деятельности учащихся.

Их реализация в педагогической практике предполагает развитие системы организации внеурочной деятельности школьников, включая в ее структуру вовлечение школьников в исследование. Возможность развития исследовательской деятельности школьника может быть обеспечена:

1. повышением качества преподавания естественных дисциплин;

2. организацией научных обществ;

3. пробуждением интереса, посредством урока и внеурочной деятельности, к исследованию;

4. ранним диагностированием детской одаренности и организацией системы работы с одаренными детьми;

5. системой взаимодействия начальной, основной и старшей школы, обеспечивая преемственность работы с одаренными детьми.

Только при таком условии можно адекватно отслеживать и корректировать личностный рост учащихся, направленность интересов и будущий профессиональный выбор. А также способствует активизации учебного процесса и индивидуализации развития учащихся в рамках учебных знаний.

Реализация данных условий позволит перейти в старшем звене к созданию научного общества способного решать значимые задачи при исследовательской деятельности.

Цель научного общества: популяризация научных знаний, формирование компетенций исследовательской и практической деятельности школьников посредством организации внеурочной работы школьного научного общества.

Задачи:

Образовательные:

· расширить кругозор учащихся в процессе исследовательской деятельности;

· познакомить с методами исследования и помочь овладеть основами организации научно-исследовательской работы;

· помочь приобрести умения работать с научной литературой, с фактическими материалами, с архивными источниками;

· научить обрабатывать полученные данные в ходе исследования, обучить креативному самовыражению через практические занятия.

· сформировать культуру публичного выступления;

· построить возможности развития мыслительных и интеллектуальных способностей.

Развивающие:

· развить ассоциативного, образного и логического мышления, творческих способностей;

· развить личностных качеств: аккуратности, усидчивости, трудолюбия;

· развить корпоративности – обучение навыкам работы в группе.

Воспитательные:

· воспитать интерес к предметам естественнонаучного цикла;

· обеспечить профориентационную работу;

· организовать самопроверку учащихся;

· воспитать самосознание уважительного отношения к результатам интеллектуального труда других людей.

Участники НОУ

Членами НОУ являются учащиеся 8-11 классов, изъявившие желание активно участвовать в работе научного общества «Химлаборатория». (Лаборанты) и

Работа осуществляется поэтапно:

Подготовительный этап (8 классы)

Цель: формирование у школьников познавательного интереса к различным областям знаний, развитие навыков научной деятельности.

Основной этап (9-11 классы)

Цель: активное расширение кругозора школьников; совершенствование навыков научной деятельности; определение тематики исследовательских проектов.

Структура и организационно функциональное предназначение научного общества.

1. Общее собрание учителей и учащихся – участников программы (проводится 2 раза в год).

2. Совет научного общества, состоящий из учащихся (проводится 1 раз в четверть).

3. Институт кураторства (группы по исследовательским интересам возглавляет учитель-предметник и группа учащихся)

4. Институт шефства (действует система шефства старших над младшими)

5. Временные исследовательские группы создаются для разработки идей.

Продолжительность занятий:

1- 2 год обучения – 1 раза в неделю по 2 часа, то есть всего 70 часов в год.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

· оформление в школьном кабинете химии постоянной экспозиции «Химия и жизнь»

· подготовка и проведение химических вечеров для младших школьников

· создание проектов

· ежегодное проведение предметных недель в …

· участие в внутри школьных, муниципальных, республиканских, всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ.

Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах. В этом отношении работа научного общества будет частью общей работы школы по профессиональной ориентации учащихся.

Основные мероприятия.

1. Формирование творческой группы педагогов для разработки содержания и технологии для работы с учащимися.

2. Выявление учащихся, желающих работать в Научном обществе «Химлаборатория» и проявляющих интерес к исследовательской работе.

3. Разработка планов занятий.

4. Разработка планов заседаний и их тематика.

5. Отчеты о проделанной работе в группах.

6. Отчеты кураторов.

7. Участие в конкурсах различного уровня.

8. Участие в научно практических конференциях.

9. Проведение тематических вечеров.

10. Организация и проведение предметных недель.

11. Проведение презентаций предметов естественнонаучного цикла в начальной школе.

Содержание программы (1 год обучения)

I год обучения (8 классы), 34 недели. Для проведения занятий можно привлекать старшеклассников.

Занятие 1 (2 часа)

Тема: «Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности».

Теория: Беседа о курсе. Планы на учебный год. Цель, задачи, специфика занятий, общие требования. Организация рабочего места. Материалы и инструменты.

Практика: Тестирование по технике безопасности.

Занятие 2-3 (4 часа)

Тема: «Химическое оборудование и обращение с ним»

Теория: Пользование стеклянной посудой, лабораторным штативом, нагревательными и мерными приборами, химическими весами.

Практика:

1. Сборка лабораторного штатива. Укрепление пробирки в штативе. Пользование пробиркодержателем. Работа с микроскопом.

2. Сборка прибора для нагревания. Нагревание воды в пробирке, химическом стакане, колбе.

3. Пользование мерной посудой: цилиндром, стаканом, бюреткой, пипеткой.

4. Взвешивание веществ.

Занятие 4 (2 часа)

Тема: «Физические и химические явления».

Теория: «Признаки химических явлений»

Практика: исследование химических явлений соответствующих пяти признакам химических реакций: выделение газа, выделение света и тепла, образование осадка, запах, изменение цвета.

Занятие 5 (2 часа)

Тема: «Растворы»

Теория: Методика приготовления растворов заданной концентрации.

Практика: Растворение веществ. Определение растворимости по внешним признакам. Приготовление растворов заданной концентрации.

Занятия 6-7 (4 часа)

Тема: Чистые вещества и смеси.

Практика: Разделение смесей.

1. Метод фильтрования.

2. Метод выпаривания.

3. При помощи делительной воронки. При помощи магнита.

Занятия 8-10 (6 часов)

Тема: Среда водных растворов.

Теория: Первоначальные понятия о реакции среды водных растворов. рН среды. Индикаторы.

Практика: Наблюдение за изменением окраски индикаторов (лакмус, метилоранж, фенолфталеин) в кислой, щелочной и нейтральной среде. Определение рН среды почвы из леса, пришкольного участка, садового участка, почвы купленной в магазине. Способы устранения кислотности почвы. Определение среды водных растворов при помощи природных индикаторов.

Занятия 11-15 (10 часов)

Тема «Подготовка и участие в предметных неделях»

Теория: Подготовка публичного выступления. Особенности представления и защиты научно-исследовательской работы. Регламент выступления.

Практика: Отработка навыков публичного выступления и ответов на вопросы.

Занятие 16-25 (20 часов)

Проведение экскурсий.

1. В лабораторию водоочистных сооружений города.

2. В лабораторию …

3. В лабораторию …

4. В лабораторию ЦРБ.

Практика: использование химических знаний в экстремальных условиях.

Занятия 26-27 (4 часа)

Тема: Оформление УНИР.

Теория: «Требования, предъявляемые к содержанию и оформлению УНИР (структура, объем, шрифт, интервал и т.д.) Критерии оценки.

Практика: Ознакомление с образцами работ.

Занятие 28-33 (12 часов)

Тема: Научное исследование.

Теория: Актуальность и новизна исследования. Принципы постановки цели и задач исследования. Объект и предмет исследования. Методы научного исследования.

Практика: Выбор темы. Обоснование актуальности и новизны. Формулировка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Знакомство с проблемой в литературных источниках. Подбор методов.

Занятие 34-35 (4 часа)

Тема: «Подготовка и участие в школьной и муниципальной научно-практической конференции учащихся»

Практика: Подготовка текста выступления. Подготовка видео- и раздаточных материалов. Представление и защита научно-исследовательской работы на конференции. Ответы на вопросы жюри и оппонентов. Активное слушание выступлений участников конференции. Подготовка вопросов участникам конференции.

Учебно-тематический план.

Наименование разделов и тем Количество часов
теоретических практических всего
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Химическое оборудование и обращение с ним
Физические и химические явления
Растворы
Чистые вещества и смеси.
Среда водных растворов.
Подготовка и участие в предметных неделях
Проведение экскурсий.  
Оформление УНИР.
Научное исследование
Подготовка и участие научно-практической конференции и олимпиадах разного уровня учащихся  
  итого

Содержание программы (2 год обучения)

35 недель (всего 70 часов)

Занятие 1. (2 часа)

Тема 1. Химическое лабораторное оборудование, реактивы и правила обращения с ними

Теория: Марки химических реактивов и правила их хранения. Химическая посуда общего и специального назначения. Нагревательные приборы. Весы и взвешивание.

Практическая часть: тестирование по техника безопасности ;

Занятие 2-4. (6 часов)

Тема 2. Экспериментальные задачи по химии.

Теория: Порядок выполнения опытов и составление отчета. Приготовление растворов. Получение газов. Доказательство качественного состава вещества. Распознавание веществ. Закон действия масс. Электролитическая диссоциация. Реакции ионного обмена, рН среды растворов.

Практическая работа: приготовление растворов заданной концентрации; получение водорода, кислорода, углекислого газа; доказательство состава соляной, серной, угольной кислот. Определение рН лесной почвы, почвы со школьного земельного участка. Расчет норм внесения извести для уменьшения кислотности почвы.

Занятие 5-9. (10 часов)

Тема. Химические методы качественного анализа.

Теория: Группы катионов. Группы анионов . Классификация анионов по растворимости серебряных и бариевых солей. Анионы первой группы карбонат-ион, сульфат-ион, ортофосфат-ион. Анионы второй группы – хлориды, бромиды, йодиды. Анионы третьей группы – нитраты.

Практическая работа: анализ растворов на содержание анионов первой, второй и третьей группы. Анализ растворов на содержание катионов по группам.

Занятие 10-14. (10 часов)

Тема 4. Методы количественного анализа. Гравиметрический анализ. Тетраметрический анализ. Приготовление титрованных рабочих растворов. Установление молярной концентрации. Определение карбонатной жесткости воды. Йод метрия – сущность метода.

Практическая работа: определение карбонатной жесткости природной и водопроводной бутилированной воды, определение карбонатной жесткости. Определение содержания ионов йода в йодированной поваренной соли.

Занятие 15 (2 часа)

Тема 5. Физико-химические методы анализа

Теория: Колометрия – сущность метода. Хроматография – сущность метода. Буферные смеси.

Тема 6. Занимательные опыты по химии.

Занятие 16-18. (6 часов)

Практика: подготовка и проведение презентации предмета химия для учащихся начальной школы.

Тема 7: Выполнение УНИР.

Занятие 19-24 (12 часов).

Теория: поиск материала по теме проекта.

Практика: проведение исследования по теме

Тема 8. Экскурсии, оформление проектов

Занятие 25-35 (22 часа).

Учебно-тематический план.

Наименование раздела Теория Практич. занятия Всего часов
Химическое лабораторное оборудование, реактивы и правила обращения с ними.
Экспериментальные задачи по химии.
Химические методы качественного анализа.
Методы количественного анализа
Физико-химические методы анализа.  
Занимательные опыты по химии.
Выполнение УНИР.  
Экскурсии, оформление проектов  
  итого

Совместные мероприятия (участники – активные учащиеся НОУ)

Примерная дата проведения Название Форма Участники
октябрь Посвящение в химики. (Волшебница химия) Вечер занимательной химии 8-10 классы
ноябрь Химический марафон. Интеллектуальное состязание для старшеклассников. 10-11 классы
декабрь Химическая елка Новогодний вечер 8-11 классы
январь Самая главная соль Химический вечер. Викторина. 8 и 9 классы
февраль Ко дню науки. «Чудеса своими руками» Экспериментальные занимательные задачи. 8-10 классы
март К всемирному дню воды. Рассказы о воде. Химический вечер. Викторина 8 и 9 классы
апрель Ко дню здоровья. Что скрывается в чашке кофе. Химический вечер. 8-10 классы

Срок реализации программы –2 года.

Формы и режим занятий:работа в библиотеках, лабораториях, экскурсии, индивидуальные консультации.

Ожидаемые результаты:

(ближайшие)

· Увеличение публикаций по проблемам преподаваемых дисциплин и методических материалов.

· Увеличение количества и качества исследовательских проектов школьников.

· Увеличение числа учащихся поступивших в ВУЗы по профилю.

· Улучшение показателя качества обучаемости по предметам естественнонаучного цикла.

· Повышение среднего балла сдачи ЕГЭ

(перспективные)

· Участие в научных проектах ВУЗов выпускников научного общества

· Поступление их в аспирантуру

· Защита диссертаций.

По окончанию обучения учащиеся должны знать:

· -основы методологических особенностей научно-исследовательской, учебной деятельности, проектирования, реферирования и т. д.;

· историю развития исследовательских методов в отечественном и зарубежном образовании;

· нормативную базу исследовательской деятельности;

· об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др.);

Учащиеся должны уметь:

· разрабатывать собственную модель организации научного исследования, учитывающую особенности объекта изучения;

· формулировать темы научных исследований и определять их ценность для науки, учащихся и педагогов;

· планировать и проводить исследование;

· представлять результаты своего труда на конференции.

Формами подведения итогов реализации программы

«Химлаборатории » являются:

· - ежегодная школьная научно-практическая конференция учащихся;

· - ежегодные предметные недели;

· - участие в дистанционных олимпиадах

· - участие во всероссийских конкурсах исследовательских работ

· - участие в международных конкурсах исследовательских работ и других мероприятиях, связанных с исследовательской деятельностью учащихся.

.Дидактический материал представлен:

Материально-техническое оснащение программы:

· Ученический набор для проведения лабораторных работ – 15 штук;

· Весы лабораторные – 3 штуки;

· Химические реактивы;

· Таблицы;

· Компьютер – 1 штука.

· Проектор – 1 штука

· Принтер – 1 штука

· Документ камера – 1 штука

Наши рекомендации