Классификация затрат, связанных с созданием и

Хранением материалов

Классификация затрат, связанных с созданием и хранением материалов, основана на следующих принципах.

По компонентам затрат выделяют:

1. Затраты на поддержание запасов включают:

– Коммерческие затраты: проценты, страхование, налоги.

– Затраты на хранение: содержание складов, перемещение запасов.

– Затраты, связанные с риском устаревания, порчи, замены материалов, замедления темпов потребления.

– Возможности получения прибыли путём вложения средств в следующие альтернативные направления: увеличение производственной мощности, снижение стоимости продукции и др.

2. Затраты, связанные с дефицитом запасов (отсутствие необходимых материалов) включают:

– Ускорение доставки поступающих материалов: расходы на связь, разъезды, оплата агента, дополнительные расходы, связанные с малыми размерами партий, премии за быструю доставку изделий.

– Ускорение движения заказов на предприятии: затраты на изменение графика очередности заказов, дополнительные затраты, связанные с дроблением партий.

– Коммерческие убытки и расходы: конкуренты установили связи с заказчиками, время на восстановление отношений с клиентами, расходы на поощрение мероприятий по сохранению объёма продаж.

3. Затраты на управление запасами включают:

– Затраты на обучение технического и управленческого персонала,

– Затраты на содержание технического и управленческого персонала.

По степени воздействия на общую сумму затрат выделяют регулируемые и нерегулируемые затраты (подвержены и не подвержены воздействию менеджеров).

По видам работ расходы делятся в соответствии с технологией хранения запасов: погрузочно-разгрузочные, транспортные работы, сортировка, складирование, физико-химического анализа и др.

Классификация по местам возникновения зависит от организационной структуры и разрабатывается самостоятельно по структурным подразделениям, отделам, службам.

4. Учёт затрат по созданию и хранению товароматериальных ценностей

Учёт затрат на приобретение и использование материалов организуется в управленческом учёте на основе сметного метода.

Классификация по видам работ положена в основу построения смет затрат и системы контроля. Первоначально составляют смету использования материалов, а затем смету затрат на приобретение.

Таблица 1 – Пример сметы использования основных материалов.

Наименование материалов Цех № 1 Цех № 2 Всего
Кол-во, ед. цена за ед., руб. сумма, руб. Кол-во, ед. цена за ед., руб. сумма, руб. Кол-во, ед. сумма, руб.
А Б                
Итого                

Целью сметы использования является максимальное удовлетворение запросов производства при минимальных затратах.

Целью сметы затрат на приобретение материалов является обеспечение потребностей производства по запланированной цене на материалы.

Важным вопросом учёта затрат на создание и хранение материальных ценностей является правильная оценка. Однако оценка не будет полной, если в неё не входят затраты, образовавшиеся вследствие потерь запасов, затрат на транспортировку и перемещение внутри организации.

Таблица 2 – Пример сметы затрат на приобретение материалов.
Показатель Материал А Материал Б
1. Количество материалов, необходимое для производства2. Остаток на конец периода3. Итого4. Остаток на начало периода5. Итого по закупке материалов6. Планируемая цена за ед., руб.7. Всего расходы на закупку материалов, руб.    

Планирование и контроль уровня запасов

Целью управления запасами является минимизация затрат на обеспечение запасов. Контроль этих затрат осуществляется сведением к минимуму следующих показателей: количество заказов за год, длительность времени поставки и перемещения, длительность хранения на складе, количество кладовых и складов.

Длительность циклов доставки регулируется путём переговоров между отделом снабжения и поставщиком. Продолжительность перемещения регулируется выбором способов перемещения и размером партий грузов. Продолжительность хранения регулируется путём корректирования размера заказываемых партий, планирования использования материалов после их поступления на склад.

Каждая организация должна иметь систему управления запасами. Темп поступления материалов должен быть равен темпу расхода материалов, поэтому мероприятия по регулированию объёма запасов – это сведение к минимуму времени нахождения его на предприятии. Это достигается путём:

- доведения до оптимального уровня величины запаса;

- поддержания на экономичном минимуме цикла незавершённого производства;

- планирования использования материалов в короткие сроки после получения;

- минимального количества материалов на складе;

- использования минимального количества складов.

Оптимальный размер заказа – это количество, при котором стоимость объёма заказов и хранения запасов минимальна.

Методы определения оптимального размера заказа:

Табличный метод

Пример.

Организация покупает материалы за 5,0 руб. за единицу. Общая годовая потребность – 40 000 ед. Стоимость хранения единицы запасов – 600 руб. Расходы на поставку на 1 заказ – 1 200 руб.

Наши рекомендации