Населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Проблема защиты населения от различных опасностей издавна является актуальной проблемой человечества. С незапамятных времен люди стремились расселяться в более безопасных местах, менее подверженных природным явлениям. В целях защиты от вооруженного нападения стали строить крепости. В меру имеющихся возможностей люди пытались бороться с пожарами, эпидемиями, наводнениями.

Один из парадоксов исторического развития человечества заключается в том, что человек, развивая бурную хозяйственную деятельность, сам стал создавать источники угроз как для самого себя, так и для окружающей его природы. Основным источником опасности постепенно становилась созданная человеком техносфера. Увеличивающиеся антропогенные воздействия, происходящие техногенные аварии и катастрофы стали приводить не только к человеческим жертвам, но и уничтожению окружающей среды, ее глобальной деградации.

По мере развития цивилизации и технического прогресса стала возрастать роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В настоящее время многие страны пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями и техногенными чрезвычайными ситуациями необходима как целенаправленная государственная политика, так и единая государственная координирующая организационная система. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных, государственных и общественных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Данная задача, обеспечивающая национальную безопасность государства, является приоритетной и для России. Созданная Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) не только эффективно вписалась в систему государственного управления, но и востребована обществом.

Развитие системы, отвечающей за выполнение важнейшей задачи защиты населения и территорий нашей страны, имеет большую историю и осуществлялось в несколько этапов. Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы всегда была одной из самых важных задач. Во все времена для успеха военных действий и исхода войны в целом большое значение имело состояние тыла воюющих государств. С ростом влияния тыла на исход войны усиливалось взаимное стремление противоборствующих сторон нарушить его прочность, дезорганизовать жизнедеятельность. В России (СССР) пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне прежде всего при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе Гражданской войны и особенно после ее окончания, когда бурное развитие получила авиация, способная наносить удары по тылу противника.

Для защиты населения от воздушного нападения противника в 1932 г. была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), которую можно считать родоначальницей гражданской обороны, а следовательно, и РСЧС. Мероприятия МПВО носили локальный (местный) характер и ограничивались только угрожаемой приграничной полосой, т. е. зоной досягаемости бомбардировочной авиации. Основными задачами МПВО являлись сведение к минимуму возможных потерь и разрушений, а также обеспечение бесперебойной работы предприятий. Мероприятия МПВО рассчитаны были на защиту населения и территорий от воздействия только обычных средств поражения.

Во время Великой Отечественной войны МПВО выполняла следующие задачи: строительство убежищ и укрытий; светомаскировка предприятий, домов, улиц; ведение аварийно-восстановительных работ; ликвидация последствий бомбардировок; обучение населения приемам и способам защиты от воздушных нападений; эвакуация населения и т. д. Объемы работ, выполненных личным составом МПВО страны в годы Великой Отечественной войны, представлены в табл. 19.

Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения, создание условий функционирования объектов народного хозяйства. МПВО превратилась из локальной в общественную систему защиту тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных сил страны.

Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки были причиной того, что проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела еще большую остроту и важность.

Поэтому в 1961 г. было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Система защитных мер гражданской обороны должна была обеспечить защиту населения и территорий от поражающих факторов качественно нового оружия – оружия массового поражения. На гражданскую оборону были возложены задачи всеобщего обучения населения способам защиты от оружия массового поражения, подготовки средств индивидуальной и коллективной защиты населения, организации и ведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ и др. Следует подчеркнуть, что основной особенностью развития МПВО-ГО до 1986 г. являлись планирование и подготовка к выполнению мероприятий по защите населения и территорий только в условиях военного времени или в угрожаемый период. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время как задача перед гражданской обороной не ставились.

Т а б л и ц а 19

Наши рекомендации