Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Мероприятия по подготовке к защите населения и территорий проводятся забла­говременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществля­ются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-кли­матических и других местных условий.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территорий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опаснос­ти на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Наиболее раци­ональным является такой подход, когда материально-технические средства защиты Могут быть использованы не только для защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, но и в интересах обеспечения функционирования объектов экономики и обслужива­ния населения в повседневной обстановке. Меры по защите населения от чрезвы­чайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, Организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация. Защита населения от поражающих факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф достигается комплексным использованием различных технологий, видов, способов и средств защиты.

Под защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях понимается комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий, проводимых с целью устранения или снижения до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей, а также ущерба, нанесенного пострадавшим территориям при уг­розе возникновения или возникновении ЧС различного характера в мирное и военное время.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС - это совокупность орга­низованных действии, направленных на решение какой-либо из задач по предупреж­дению или ликвидации ЧС, выполняемых органами управления, силами и средствами РСЧС различных уровней и подсистем. Они проводятся как в условиях повседневной деятельности (при отсутствии ЧС), так и при угрозе ЧС и их возникновении.

С возникновением чрезвычайной ситуации (или при непосредственной ее угрозе) Организуются и проводятся мероприятия по защите населения, территорий и ликвида­ции ЧС, объем и содержание которых определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся в распоряже­нии соответствующих органов управления РСЧС сил и средств.

3.7.7. Правовые мероприятия

История России всегда была связана с разного рода опасными природными явле­ниями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возни­кающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие, обретало свои нормативные право­вые акты.

Одним из важнейших условий обеспечения безопасности жизнедеятельности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих производственную, хозяйственную или иную деятельности обще­ства.

Правовые мероприятия включают разработку, принятие таких документов и ру­ководство ими в своей деятельности органами исполнительной власти, органами уп­равления РСЧС и организациями, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий в ЧС.

На рис.2 показана структурная схема законодательной базы в области предупреж­дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

К правовым документам относятся Конституция РФ, Законы РФ и, в первую оче­редь, такие важнейшие, как Законы «О защите населения и территорий от ЧС природ­ного и техногенного характера» и «О гражданской обороне», Кодексы законов по ох­ране окружающей среды; Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, директивы и указания в области защиты населения региональных, территориальных и местных органов РСЧС.

Очень важно, что вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций, прежде всего, нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993 г.).

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

| ЗАКОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    
Указы Президента Российской Федерации и утвержденные им положения          
Постановления Правительства РФ и утвержденные им положения, инструкции  
     
     
       
Приказы, положения, инструкции, иные нормативные правовые акты министерств и ведомств, входящих в государственную систему    
             
Законы и иные нормативные акта субъектов Российской Федерации
Положения, инструкции, правила и иные нормативные правовые акты местного самоуправления и руководителей организаций

Рис.2. Структурная схема законодательной базы в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Конституция Российской Федерации закрепила права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти Конституцион­на положения нашли отражение в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации нормативных документах соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Так, в законе Российской Федерации «О безопасности» (1992г.) дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения.

Определение же общих для Российской Федерации организационно-правовых )м в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дано в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятом 21 декабря 1994 г. (№ 68-ФЗ).

Этот закон определил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий, вопросы /дарственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, вопросы подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, Сходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Так, например, в целях заблаговременной подготовки населения и обеспечения его активного участия в действиях в условиях различных ЧС в «Законе о защите населения и территорий от ЧС» разработаны права и обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

В статье 18 данного Закона сказано, что граждане РФ имеют право:

• на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

• в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать
средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

• быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

• обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местногосамоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

• участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидаций чрезвычайных ситуаций;

• на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

• на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в
зонах чрезвычайных ситуаций;

• на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенса­ций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе
ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем
или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников,
инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

• на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умер­шего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по за­
щите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном
для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении
гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и пра­вопорядка

В статье 19 отражены обязанности граждан РФ:

• соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в об­
ласти защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

• соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не
допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований
экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычай­ных ситуаций;

• изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила
пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно со­вершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

• выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрез­вычайных ситуаций;

• при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных
и других неотложных работ.

На основе этого закона изданы соответствующие законы в субъектах Российской Федерации, нормативные правовые акты, определяющие различные проблемы защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, функционирование РСЧС.

Вслед за этим законом был принят Федеральный закон "Об аварийно-спаса­тельных службах и статусе спасателей" (1995 г - №151-ФЗ), который впервые ввел понятие профессионального спасателя, общие организационно-правовые и эконо­мические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварий­но-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения между различными органами, организациями и иными юридическими ли­цами по деятельности аварийно-спасательных служб, установил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в облас­ти их правовой и социальной защиты.

Наконец, 28 декабря 1997 г. впервые в России был принят Государственной думой Федеральный закон "О гражданской обороне" (№28-ФЗ), который определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, орга­низаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Эти основные федеральные законы определили основы порядка организации за­щиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, отражен в других федеральных законах, разработанных федеральными органами исполни­тельной власти в соответствии с перечнем, утвержденным Межведомственной комис­сией по предупреждению чрезвычайных ситуаций и принятых Государственной Думой. Среди этих законов, прежде всего, следует отметить: "О пожарной безопасности" (1994 г. - №69-ФЗ), "Об обороне" (1996 г. - №61-ФЗ), "О радиационной безопасности населения" (1996 г. - №3-ФЗ), "О промышленной безопасности опасных производс­твенных объектов" (1997 г. - №116-ФЗ), "О безопасности гидротехнических сооруже­ний" (1997 г. - №117-ФЗ), "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (1999 г. - №52-ФЗ), "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" {1999 г. - №65-ФЗ), "О чрезвычайном положении" (2001 г. - №3-ФКЗ), "О военном положении" (2002 г. - №1-ФКЗ) и другие.

В развитие этих законодательных актов и нормативных документов, в целях ре­ализации их требований разработан, принят и действует большое количество нормативных правовых документов, определяющих все стороны данной проблемы. Достаточно сказать, что на данный момент только органы государственной власти субъектов Российской Федерации приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере, среди них - 62 закона.

Следует отметить, что Россия активно участвует и в развитии международного гуманитарного права.

К нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопас­ности жизнедеятельности, относятся стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в ЧС (ГОСТы), санитарные правила и нормы (СанП и Н), нормы радиационной безопасности (НРБ), строительные нормы и правила (СН и П).

Санитарные нормы содержат требования по различным видам производственной и хозяйственной деятельности, требования к чистоте среды обитания {воздуха, воды, почвы), к качеству питания. В них оговариваются допустимые уровни опасных и вред­ных факторов, которые могут воздействовать на людей.

Строительные нормы и правила устанавливают требования ж строительным материалам, конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность зданий и сооружений для людей и природной среды.

Таким образом можно констатировать, что в стране на сегодня сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко прослеживают­ся основные направления государственной политики в данной области.

3.7.2. Организационные мероприятия

К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены: охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно-эпидемические и ветеринарно-противоэпизоотические мероприятия, заблаговременное отселение или эвакуация населения из неблагоприятных и потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Планирование предупредительных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывае­мых на всех уровнях РСЧС. В эти планы включаются мероприятия инженерно-техни­ческого, технологического характера, организационные и экономические меры. Прак­тические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются в рамках федеральных или территориальных целевых программ по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Конкретные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций реализу­ются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Эта подготовка осуществляется путем проведения названных ранее отдельных мероприятий, реализации упомянутых пла­нов и целевых программ, целенаправленной работы объектов и отраслей экономики в соответствующих режимах функционирования РСЧС.

В целях дифференцированного подхода к планированию предупредительных мероприятий осуществляется зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков. Территория го­рода с учетом преимущественного функционального использования подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена: для размещения жилищного фонда, об­щественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, но требующих устройства санитарно-защитных зон; для строительства путей внутриго­родского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего

пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышлен­ных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земли сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемы­ми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах указанных территорий выделяются зоны различного функционально­го назначения: жилой застройки, общественных центров, промышленные, научные и научно-производственные, коммунально-складские, внешнего транспорта, массового отдыха, курортные (в городах и поселках, имеющих лечебные ресурсы), охраняемых

ландшафтов.

Кроме того, выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений, возмож­ного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, а в целях ведения гражданской обороны приграничная зона, зона световой маскировки, зона возможных разрушений, зона возможного образования завалов, загородная зона, для которых также разрабатываются и проводятся мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а для последних инженерно-технические мероприятия граж­данской обороны.

На объектовом уровне основными превентивными мероприятиями по предупреж­дению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

являются:

• прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций, их масштаба и характера;

• обеспечение защиты рабочих и служащих от возможных поражающих факторов,
том числе вторичных;

• повышение прочности и устойчивости важнейших элементов объектов, совершенствование технологического процесса;

повышение устойчивости материально-технического снабжения; повышение устойчивости управления, связи и оповещения; разработка и осуществление мероприятий по уменьшению риска возникновения катастроф, а также вторичных факторов поражения;

• создание страхового фонда конструкторской, технологической и эксплуатационной
документации, обеспечение ее сохранности;

• подготовка к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ,
установлению нарушенного производства и систем жизнеобеспечения.

Для успешной работы по рациональному размещению объектов экономики выработаны и проверены жизнью правила, учет которых позволяет значительно снизить ж возникновения чрезвычайных ситуаций.

1. Планирование защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС заключается в разработке ряда оперативных, мобилизационных, информативных и административных документов. Основными оперативными документами органов управления ГОЧС всех уровней являются «План действий по предупреждению и лик-1и чрезвычайных ситуаций» и «План гражданской обороны объекта (района, региона)». На потенциально опасных объектах вместо «Плана действий» разрабатывается "План мероприятий по защите персонала объекта».

План обычно включает два раздела и приложения. В первом разделе дается крат-1я характеристика объекта и оценка возможной обстановки при возникновении ЧС ; его территории, а также рассматриваются мероприятия, проводимые в режиме повседневной деятельности. Во втором рассматриваются: а) мероприятия, проводимые угрозе возникновения прогнозируемой ЧС (в режиме повышенной готовности) и мероприятия, проводимые при возникновении и ликвидации ЧС в чрезвычайном режиме. В каждом разделе излагаются действия КЧС, отдела (сектора) ГОЧС, служб, спасательных формирований и персонала объекта (населения района) в ходе проведения соответствующих мероприятий.

«План ГО» также имеет текстуальную часть и приложения в виде графиков и таблиц.

Одним из важнейших мероприятий, отражаемым в планах, является организация и проведение эвакуации населения (персонала объекта).

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

* по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других; по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом; | • по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа; государственная (в пределах России-Федерации);

• по временным показателям: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная — до 1 месяца; продолжи-1ьная - более месяца.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлага­тельная).

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавше­гося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрез­вычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, уча­щихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей и т.п.).

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждо­го вида опасностям критериям.

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному при­нципу. В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному при­нципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Одним из специфических способов эвакуации является рассредоточение населе­ния. Рассредоточение населения - это организованный вывод его из потенциально опасных зон и размещение на безопасной территории.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и др. местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения, в зависимости от обстановки.

Планирование, организация и проведение эвакуации населения непосредственно возлагаются на эвакуационные органы, органы управления ГОЧС.

К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии, сборные эваку­ационные пункты (СЭП), приемные эвакуационные пункты (ПЭП), промежуточные пункты эвакуации (ППЭ), группы управления на маршрутах пешей эвакуации, опера­тивные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Эвакуационные комиссии создаются во всех субъектах Российской Федерации, зве­ньях, соответствующих административно-территориальному делению их территорий, на объектах экономики, где планируется эвакуация населения, рабочих и служащих.

Председателем эвакокомиссии назначается, как правило, заместитель главы ад­министративно-территориального образования. Членами эвакокомиссий назначают­ся руководители (их заместители) органов здравоохранения, образования, социаль­ного обеспечения, транспортных организаций, органов управления ГОЧС, управлений (отделов) внутренних дел, представители начальников гарнизонов и (или) военных комиссариатов.

Объектовую эвакокомиссию возглавляет, как правило, один из заместителей ру­ководителя предприятия, учреждения, организации. В ее состав входят начальники основных служб (отделов), начальники цехов или их заместители.

Эвакоприемные комиссии создаются для разработки планов и организации не­посредственного приема, размещения и обеспечения населения, эвакуированного из зон чрезвычайных ситуаций. Комиссии формируются при органах местного самоуп­равления. В их состав включаются представители местной администрации, а также предприятий, объединений, учреждений, организаций сферы материального произ­водства или непроизводственной сферы независимо от их организационно-правовой формы.

Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно со­ответствующим руководителям органов исполнительной власти и работают в тесном контакте с органами управления ГОЧС,

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора и регист­рации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения. СЭПы размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяются с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. На ШЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения, в случае необходимости, подготавливаются защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные сооружения), оборудуются простейшие укрытия. СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну). СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакокомиссия ми, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами. Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов власти, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) развертываются в пунктах высадки эвакуируемого населения и предназначаются для его встречи и отправки в места Доследующего размещения. Местами для развертывания ПЭП могут быть школы, клубы и др. общественные и административные здания, обеспечивающие временное размещение людей в любую погоду, а в зимнее время - возможность обогрева. В за­мости от количества прибывающего населения и времени его прибытия на ПЭП предусматривается организация питания и снабжения питьевой водой. Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон чрезвычайных ситуаций осуществляется, как правило, без развертывания СЭП.

Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы. Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) размещаются на внешней границе зоны чрезвычайной ситуации и должны обеспечивать: учет, перерегистрацию, дозиметрический и химический контроль, санитарную обработку и отправку населения в веста размещения в безопасных районах. При необходимости на ППЭ производится "Имен или специальная обработка загрязненной (зараженной) одежды и обуви. На ППЭ осуществляется пересадка населения с транспорта, работавшего в зоне чрезвычайной ситуации, на «чистые» транспортные средства, которые будут осуществлять перевозки на незагрязненной (незараженной) территории. Для организации движения пеших колонн создаются группы управления во главе с начальниками маршрутов эвакуации, назначаемыми решениями органов местного самоуправления из числа Приветственных работников дорожных организаций.

Эвакуация населения пешим порядком осуществляется колоннами численностью 1к> 500- 1000 человек во главе с начальниками колонн из руководящего состава объ­екта. Глубина суточного перехода может достигать 25-30 км при 8-10 часах движения Со средней скоростью 3-4 км/час. Для отдыха на маршрутах назначаются привалы: Малые — на 10-15 мин через каждые 1-1,5 часа движения и большой — на 1-2 часа, обычно во второй половине суточного перехода, после выхода из опасной зоны (зоны возможных разрушений).

Обеспечение транспортом эвакоперевозок возлагается на транспортные орга­ны, министерства, ведомства и объекты экономики, располагающие транспортными средствами.

Организация медицинского обеспечения эвакоперевозок возлагается на органы здравоохранения.

Дорожное обеспечение эвакомероприятий планируется и организуется органами, ведающими строительством и эксплуатацией автомобильных дорог.

Кроме того, на эти органы возлагается обеспечение мероприятий по инженерной разведке, оборудованию СЭП, ПЭП, ППЭ, пунктов посадки и высадки, защитных со­оружений, подготовка помещений для размещения эваконаселения, а также строи­тельство и оборудование объектов для его обслуживания.

Планирование эвакомероприятий осуществляется эвакокомиссиями при участии органов управлений ГОЧС, органов исполнительной власти.

Планы эвакуации оформляются в виде разделов планов действий по предупреж­дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприяти­ях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей рабочих и служащих включаются в списки по месту рабо­ты главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно и уточняются при периодической корректировке планов эвакуации, а также при угрозе возникнове­ния чрезвычайной ситуации. Эти списки и паспорта являются основными документа­ми для учета, размещения и обеспечения эвакуированного населения.

С целью создания условий для организованного проведения эвакуации планиру­ются и осуществляются мероприятия по транспортному, медицинскому, инженерному и материально-техническому обеспечению, охране общественного порядка и обеспе­чению безопасности дорожного движения, связи и оповещению, разведке.

Руководителям органов исполнительной власти, местного самоуправления, орга­нов управления ГОЧС необходимо помнить, что плохо организованное проведение эвакомероприятий может порой привести к негативным последствиям, сопоставимым с потерями, ущербом от чрезвычайных ситуаций.

Почти в обязательном порядке в ходе эвакомероприятий приходится решать такие острые вопросы как:

• не потерять управление массами эвакуируемых людей;

• организовать охрану жилищ и имущества эвакуируемых;

• обеспечить эвакуацию домашних животных;

• обеспечить работу коммунальных служб;

• накормить и обеспечить кровом эвакуируемое население и т.д.
Эти вопросы должны быть проработаны заранее.

2. Подготовка и поддержание в постоянной готовности сил и средств для ликвидации ЧС. Определение необходимого количества, состава и оснащения сил РСЧС, предназначенных для ликвидации ЧС и проведения АС и ДНР, осуществляет­ся централизованно, на всех уровнях системы на основе прогнозирования характера возможных ЧС, в том числе военного характера, в различных регионах страны. При этом исходят из наиболее сложной обстановки, которая может сложиться в прогнози­руемых ситуациях.

Одним из основных требований к создаваемым силам РСЧС является обеспече­ние их готовности к действиям по сигналам ЧС в минимальные сроки.

Готовность различных частей и формирований РСЧС имеет следующие времен­ные характеристики: мобильных групп ГО и МО - от 0,5 до 1,5 часа; дежурных смен

ПСС - от 0,2 до 2,5 часа; прибытие пожарных расчетов к месту ЧС: в городах - 8 мин., в сельской местности - до 20 мин.; готовность к убытию в район ЧС дежурных смен Минатома - 2-3 часа; готовность подразделений газоспасателей - 0,5-3 часа, горно­спасателей - 3-5 часов,

В целях своевременного и квалифицированного проведения защитных меропри­ятий, АС и ДНР и ликвидации последствий аварий на крупных потенциально опасных объектах промышленные объединения, владельцы опасных производств должны на собственные средства создавать профессиональные аварийно-спасательные отряды, предназначенные для защиты населения, проживающего в зонах возможного загряз­нения или заражения опасными веществами.

3. Создание запасов средств индивидуальной защиты и поддержание их в готовности к использованию.

По своему назначению средства индивидуальной защиты делятся на средства за­щиты органов дыхания, кожи и медицинские.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) по принципу очист­ки воздуха делятся на фильтрующие и изолирующие

Фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания включают про­тивогазы, самоспасатсли, респираторы и простейшие средства.

Фильтрующий противогаз предназначен для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица от воздействия БХОВ, АХОВ, радиоактивных веществ и бактериальных средств. В нем используется принцип очистки наружного воздуха от вредных примесей при Прохождении его через фильтрующе-поглощающую коробку. К фильтрующим противогазам относятся гражданские, детские, промышленные и общевойсковые. Детский фильтрующий противогаз ПДФ-2Ш (школьный) предназначен для детей от 7 до 17 лет, а противогаз ПДФ-2Д (дошкольный) - для детей от 1,5 до 7 лет. Для защиты детей в возрасте до 1,5 лет используется защитная детская камера (КЗД-6). Основой камеры является оболочка из прорезиненной ткани, которая монтируется на разборном металлическом каркасе, образующем вместе с поддоном кроватку-раскладушку Время непрерывного пребывания ребенка в камере - до 6 часов. Камера весит около 4 кг и может переноситься на плечевом ремне или перевозиться на коляске.

Ни один из существующих типов гражданских фильтрующих противогазов не защищает от угарного газа, поэтому категорически запрещается использовать эти противогазы (без специальных дополнительных патронов) при тушении пожаров.

В зависимости от типа используемых в производстве опасных химических веществ промышленные противогазы выпускаются с различными фильтрующими коробками, каждая из которых обладает избирательной способностью по поглощению ядовитых веществ, находящихся в ат

Наши рекомендации