Раздел 2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Тема 2.1.Чрезвычайные ситуации мирного времени, природного и техногенного характера.

Классификация и признаки чрезвычайных ситуаций. Этапы развития чрезвычайных ситуаций. Техногенные и природные чрезвычайные ситуации и катастрофы.

Причины аварий и катастроф на технических объектах. Первичные и вторичные, негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях. Основные опасности при авариях на радиационноопасных объектах.

Очаг химического поражения. Зоны возможного химического заражения. Степень современной опасности химического заражения для населения России и Башкирии, способы оповещения о них в случае аварии;

Пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация пожара. Огнетушащие вещества. Способы и правила тушения пожаров. Профилактика возникновений взрывов и пожаров. Бактериологическое поражение.

Стихийные бедствия, укрытия. Спасательные и другие работы в очагах поражения. Эвакуация из опасных районов в мирное и военное время.

Социальные конфликты.

Медицинские средства оказания первой помощи пострадавшим.

Литература:

(3), 231-255

Студент должен

знать:

-определение, классификацию и признаки чрезвычайных ситуаций;

- причины и основные опасности аварий и катастроф на радиационно-, химически-, пожаро- и взрывоопасных объектах;

- способы тушения пожаров;

- способы защиты от бактериологического заражения;

- виды стихийных бедствий, протекание, возможные последствия;

- возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для районов Башкирии, способах оповещения о них в случае аварии;

- правила поведения в опасных и аварийных ситуациях,

- правила поведения в криминогенной ситуации;

уметь:

- классифицировать чрезвычайные ситуации;

- классифицировать объекты будущей профессиональной деятельности в соответствии с классификацией чрезвычайных ситуаций в России;

- применять средства индивидуальной защиты;

- оказывать первую само- и взаимопомощь несчастных случаях;

- организовать свои действия при возможных чрезвычайных ситуациях в общественных местах, при экстренной эвакуации.

Тема 2.2. Автономное существование человека в природе. Психология человека в чрезвычайной ситуации

Вынужденная смена климатографических условий. Факторы, влияющие на человеке при смене климатографических условий. Правила поведения при акклиматизации. Чрезвычайные ситуации в природе.

Возможные случаи автономного существования человека в природных условиях: в лесу, горах, степи, в малонаселенных районах.

Правила поведения. Преодоление страха и возможного стрессового состояния. Оценка ситуации, принятие решений, разработка плана действий, его выполнений. Сигналы бедствия и сигнальные средства.

Проблемы обеспечения пищей, водой при вынужденном автономном существовании в природных условиях. Ориентирование на местности, сооружение укрытия из подручных средств. Оказание самопомощи при возможных травмах, укусах насекомых и животных, отравлениях.

Медицинская аптечка. Использование природных лекарственных средств.

Литература:

(2), 229-256 (3), 231-255 (6), 59-144

Студент должен

знать:

- чрезвычайные ситуации в природе, их разновидности, возможные причины возникновения;

- правила поведения при акклиматизации;

- возможные случаи автономного существования человека в природных условиях;

- правила поведения и последовательность действий при вынужденной автономии на производстве;

- сигналы бедствия и сигнальные средства;

- правила ориентирования на местности;

уметь:

- применять правила ориентирования на местности (местонахождение и выбор направления движения, определение времени суток и т.п.);

- применять средства медицинской самопомощи в условиях природной автономии;

- организовать свои действия при возможных природных чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях.

Наши рекомендации