Окисление альдегидов оксидом серебра
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, аммиачный раствор серебра, 10% раствор формальдегида или уксусного альдегида, спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: классификация органических соединений и проведение качественных реакций на функциональные группы
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В чистую пробирку вносят 5-6 капель аммиачного раствора серебра и прибавляют 1-2 капли 10% раствора формальдегида или уксусного альдегида. Пробирку слегка подогревают. Выделяется металлическое серебро в виде блестящего зеркального налета на стенках пробирки или образуется черный осадок металлического серебра. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык №2
Окисление альдегидов гидроксидом меди
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 10% раствор формальдегида или уксусного альдегида, 10% раствор едкого натра, спички, раствор CuSO4 держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: проведение качественных реакций на функциональные группы.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку вносят 5-6 капель 10 % раствора формальдегида или уксусного альдегида, 2-3 капли 10% раствора едкого натра и добавляют по каплям раствор CuSO4 до образования легкой неисчезающей мути. Пробирку слегка нагревают в верхней части раствора. В начале появляется желтый осадок гидроксида меди (I) CuOH, а затем красный осадок Cu2O. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 3
Диспропорционирование формальдегида в водных растворах.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 40% раствор формалина, 0,2% раствор индикатора метилового красного.
Цель работы: сформировать знания химических свойств карбонилсодержащих соединений для понимания их реакционной способности, обусловливающей протекание реакции.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
Поместите в пробирку 2-3 капли 40% формалина и добавьте 1 каплю 0,2% раствора индикатора метилового красного. Сделать вывод. | ||
Напишите реакцию диспропорционирования формальдегида. Наличие какого соединения обусловливает реакцию среды? | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык №4.
Открытие щавелевой кислоты в виде кальциевой соли
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, натриевая соль щавелевой кислоты, 10% раствор СН3СООН, 2% раствор СаС12, 10% раствор соляной кислоты.
Цель работы: Открытие щавелевой кислоты в виде кальциевой соли
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку помещают 10-12 капель натриевой соли щавелевой кислоты и добавляют 2-3 капли 2% раствора СаС12. | ||
Затем проверяют растворимость осадка, для этого разделяют осадок на две пробирки. В одну пробирку наливают 5-6 капель 10% раствора СН3СООН. Во вторую пробирку вносят столько же 10% соляной кислоты. Сделать вывод. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 5
Доказательство наличия двух гидроксигрупп в виннокаменной кислоте.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 5% раствор СuSО4, 10%-ный раствор NaOH, раствор сегнетовой соли.
Цель работы: Доказать наличие двух гидроксигрупп в виннокаменной кислоте.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку помещают 5-6 капель 10%-ного раствора гидроксида натрия, 1-2 капли 5% раствора СuSО4 и 8-10 капель сегнетовой соли (двойная соль калия натрия виннокаменной кислоты). Происходит растворение гидрата окиси меди с образованием алкоголята меди синего цвета. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык №6
Получение средней и кислой солей виннокаменной кислоты.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 1% раствор виннокаменной кислоты, 5%-ный раствор КOH, стеклянная палочка, 5% раствора NaOH
Цель работы: Доказать наличие двух карбоксильных групп в виннокаменной кислоте.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку наливают 5-6 капель 1% раствора виннокаменной кислоты и прибавляют 1-2 капли 5% раствора едкого калия. Содержимое пробирки перемешивают стеклянной палочкой (создание центров кристаллизации) до появления осадка кислой соли виннокаменной кислоты. После этого в пробирку добавляют несколько капель 5% раствора NaOH до растворения осадка. Образуется хорошо растворимая в воде двойная соль калия натрия виннокаменной кислоты , называемая сегнетовой солью. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 7
Реакции на серосодержащие аминокислоты.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, исследуемый раствор (раствор белка), 30% раствор гидроксида натрия NаОН, 5% раствор ацетата свинца Рb(СН3СОО)2, спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: проведение качественной реакции на серосодержащие аминокислоты.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
К 5 каплям исследуемого раствора (раствор белка) добавляют 5 капель 30% раствора гидроксида натрия NаОН и 1 каплю 5% раствора ацетата свинца Рb(СН3СОО)2. При нагревании жидкость в пробирке постепенно темнеет и выпадает черный осадок сульфида свинца PbS. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 8
Ксантопротеиновая реакция.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, исследуемый раствор (раствор белка), концентрированная азотная кислота, концентрированный раствор аммиака или 30% раствор едкого натра NаОН, спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: проведение качественной реакции
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
К 5 каплям исследуемого раствора белка прибавить 3 капли концентрированной азотной кислоты и осторожно нагреть. Осадок белка, образующийся после добавления кислоты, медленно растворяется и жидкость в пробирке окрашивается в желтый цвет. После охлаждения раствора в пробирку осторожно добавляют 5 капель концентрированного раствора аммиака или 30% раствора едкого натра NаОН. Желтая окраска переходит в оранжевую. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 9
Биуретовая реакция.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 1% раствор СuSО4, исследуемый раствор (раствор белка), 10% раствор едкого натра NаОН.
Цель работы: проведение качественной реакции
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку к 5 каплям 1% раствора белка добавляют 3 капли 10% раствора едкого натра и 1 каплю 1% раствора СuSО4. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 10
Обнаружение водородных связей в белках.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, исследуемый раствор (раствор белка), спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: обнаружение водородных связей в белках
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В две пробирки вносят по 10 капель 1% раствора белка. Одну из пробирок нагревают. Нагретый раствор белка сильно опалесциирует (но не выпадает в осадок). | ||
Объяснить причину опалесценции. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 11
Реакция Троммера.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 1% раствор глюкозы, 10% раствор NaOH, 5% раствор сульфата меди, спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: проведение качественной реакции
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку вносят 5-6 капель 1% раствора глюкозы добавляют 2-3 капли 10% едкого натра NaOH и по каплям добавляют 5% раствор сульфата меди до образования легкой неисчезающей мути. Пробирку осторожно нагревают, сначала появляется желтое окрашивание жидкости, а затем образуется желтый или кирпично-красный осадок. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 12
Реакция Фелинга.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 1% раствор глюкозы, реактив Фелинга, спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: проведение качественной реакции
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку вносят 5-6 капель 1% раствора глюкозы, добавляют 3-5 капель реактива Фелинга и нагревают. | ||
Запишите уравнения реакции. Укажите, какие свойства проявляет глюкоза в этой реакции. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 13
Реакция Селиванова на фруктозу.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, раствор фруктозы, реактив Селиванова, спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: проведение качественной реакции
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В пробирку вносят 5-6 капель фруктозы и добавляют 2-3 капли (0,5 г резорцина в 100 мл 20% соляной кислоты). Содержимое пробирки кипятят 2-3 в течение 2-3 минут. Постепенно образуется вишнево-красное окрашивание. | ||
Умение составления уравнений проведенных химических реакций. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 14
Изучение восстанавливающих свойств дисахаридов.
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 1% раствор сахарозы, мальтозы и лактозы, реактив Фелинга, спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: изучить восстанавливающие свойства дисахаридов.
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В три пробирки раздельно вносят по 5-6 капель 1% раствора сахарозы, мальтозы и лактозы. Затем со всеми тремя растворами проделывают реакцию Фелинга и отмечают, какие дисахариды восстанавливают гидроксид меди. | ||
Объяснить причину разного отношения дисахаридов к реактиву Фелинга. Записать формулы оксо-формы восстанавливающих дисахаридов | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |
Практический навык № 15
Реакция Селиванова с дисахаридами
Приборы и реактивы: штатив с пробирками, 1% раствор сахарозы, мальтозы и лактозы, реактив Селиванова, спички, держатель для пробирок при нагревании, сухое горючее.
Цель работы: проведение качественной реакции
Алгоритм выполнения.
№ | Оценка практического навыка по шаговой методике | Баллы |
В три пробирки раздельно вносят по 5-6 капель 1% растворов сахарозы, мальтозы, лактозы и проделывают с этими растворами реакцию Селиванова. Для этого в пробирку вносят 5-6 капель исследуемого раствора и добавляют 2-3 капли реактива Селиванова (0,5 г резорцина в 100 мл 20% соляной кислоты). Содержимое пробирки кипятят 2-3 минуты. Постепенно образуется вишнево-красное окрашивание. | ||
Сравнить полученные результаты и сделать вывод, в каких дисахаридах содержится фруктоза. Записать формулу дисахарида, содержащего фруктозу. | ||
Правильность выполнения лаб. работы, соблюдение техники безопасности. | ||
Умение анализировать и делать выводы. | ||
Максимальный балл - 100 | ||
Время, отведенное на задание - 20 мин. |