Кислотность и основность органических соединений.

Для оценки кислотности и основности органических соединений наибольшее значение имеют 2 теории – теория Бренстеда и теория Льюиса.

Кислоты Бренстеда – это нейтральные молекулы или ионы, способные отдавать протон. Для количественной характеристики кислотности используют величину рКа=-lgKa, равную отрицательному логарифму константы кислотности Ка. Чем меньше величина pKa, тем сильнее кислота:

рКа

Н – СООН (муравьиная кислота) 3, 7

СН3 – СООН (уксусная кислота) 4, 7

СН3 – CH2 – OH (этанол) 18,0

С6 Н5 – ОН (фенол) 9,9

Н – ОН (вода) 15, 7

НО – СН2 – СН2 – ОН (этиленгликоль) 15, 1

Основания Бернстеда – это нейтральные молекулы и ионы, способные присоединять протон. Для количественной характеристики основности используют величину рКвн+ . Чем больше величина рКвн+, тем сильнее основание:

рКВН+

NH3 (аммиак) 9,26

СH3NH2(метиламин) 10,62

(СН3)2NH(диметиламин) 10,77

(СН3)3N(триметиламин) 9,80

С6Н5 – NH2 (анилин) 4,6

6Н5)2NH (дифениламин) 0,9

Кислота Льюиса- это акцептор электронной пары, т.е. любые соединения со свободной орбиталью, например, AlCl3, FeCl3, С2Н+5,,Na+, К+, Н+.

Основание Льюиса- донор электронной пары. К ним относятся амины RNH2, спирты ROH, простые эфиры ROR, соединения, содержащие π-связи.

Опыт 1.

ПОЛУЧЕНИЕ ЭТИЛАТА НАТРИЯ И ЕГО ГИДРОЛИЗ

В сухую пробирку поместите 3 капли абсолютного этанола и внесите размером с рисовое зернышко кусочек металлического натрия, предварительно отжатый от керосина на фильтровальной бумаге. Соберите выделяющийся водород, прикрыв пробкой. Затем уберите пробку и поднесите пробирку отверстием к пламени горелки. Смесь водорода с воздухом сгорает с характерным «лающим» звуком. Белый осадок этилата натрия растворите в 2-4 каплях этанола и добавьте 1 каплю 1%-го спиртового раствора фенолфталеина. После этого внесите в пробирку 1-2 капли воды. Объясните появление малиновой окраски. Напишите уравнение реакции получения этилата натрия и его гидролиз.

Опыт 2.

Получение глицерата меди (II)

В пробирку внесите 2 капли 2% раствора сульфата меди (II) CuSO4 и 2 капли 10% гидроксида натрия NaOH. Образуется голубой хлопьевидный осадок гидроксида меди (II) Cu(OH)2. Добавьте к нему 1 каплю глицерина. При взбалтывании осадок растворяется, появляется темно – синее окрашивание от образовавшегося глицерата меди.

Напишите схему взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II) с образованием хелатного комплекса глицерата меди.

Опыт 3.

Образование фенолята натрия и разложение его кислотой.

В пробирку с 3-мя каплями воды поместите несколько кристалликов фенола и встряхните. К возникшей мутной эмульсии добавляйте по каплям 10% раствор гидроксида натрия до образования прозрачного раствора. Подкислите этот раствор несколькими каплями 10%-го раствора хлороводородной кислоты HCl.

Напишите уравнение реакции получение фенолята натрия. Почему фенолят натрия не разлагается водой?

Опыт 4.

Основность алифатических и ароматических аминов.

1) В две пробирки внесите по 2 капли воды. Затем в первую пробирку поместите 1 каплю анилина C6H5NH2, а во вторую – 1 каплю диэтиламина (C2H5)2NH и взболтайте. Сравните растворимость этих аминов в воде. По 1 капле содержимого каждой пробирки нанесите на полоску универсальной индикаторной бумаги или красного лакмуса. Определите pH растворов анилина и диэтиламина.

2) К эмульсии анилина в воде добавьте 1 каплю 10%-го раствора хлороводородной кислоты. Образуется прозрачный раствор. К раствору диэтиламина прибавьте 3 капли насыщенного водного раствора пикриновой кислоты и перемешайте. Пробирку поместите в стакан с холодной водой. Через некоторое время выпадает осадок пикрата диэтиламина.

Сравните основность диэтиламина и анилина. Напишите уравнение реакции анилина с хлороводородной кислотой.

Результаты наблюдений и уравнение реакций запишите в таблицу 2.

Занятие 3.

Наши рекомендации