Опишите строение, свойства гликогена и его функции в организме
____________________________________________________________________________________________________
Тема: Строение и свойства аминокислот.
Занятие № 3
Блок информации ( по указанию преподавателя):
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
Качественные реакции на аминокислоты.
Цель работы:изучить основные свойства аминокислот, обусловленные их строением и наличием функциональных групп.
Сущность работы:провести опыты, указывающие на различное строение аминокислот.
Опыт 1. Цветная реакция на глицин с ионами меди.
Реактивы: 1%-ный раствор глицина, 1%-ный раствор сульфата меди(II),1%-ный раствор щелочи.
Ход работы. В пробирку помещают 2 капли раствора соли меди , 10-15 капель глицина (аминоуксусной кислоты), добавляют 4-5 капель щелочи.
Отмечают цвет образовавшегося соединения.
Уравнение реакции: |
| |
Вывод: | ____________________ |
Опыт 2. Реакция глицина с формалином:
В пробирку помещают 5 капель раствора глицина (ω = 1%) и добавляют одну каплю индикатора метил-рот. Наблюдают появление желтого окрашивания. Судят о реакции среды в растворе. К содержимому пробирки добавляют 5 капель формалина. Наблюдают изменение окраски индикатора. Делают вывод (наличие какой функциональной группы подтверждает эта реакция). Приводят уравнение реакции.
Уравнение реакции: |
| |
Вывод: | ____________________ |
Опыт 3. Ксантопротеиновая реакция:
В чистые пробирки помещают по 0,5 мл растворов яичного белка, альбумина, желатины и казеина. В каждую пробирку добавляют по 0,5 мл раствора концентрированной азотной кислоты. Нагревают. После охлаждения пробирок добавляют по 0,5 мл раствора гидроксида натрия, проводят наблюдения.
Уравнение реакции: |
| |
Вывод: | _________________________________ |
Опыт 4. Реакция Фоля на серусодержащие аминокислоты:
? |
Уравнение реакции: | |
Вывод: | _________________________________ |
Домашнее задание.
1. Приведите формулы четырех протеиногенных аминокислот.
2. Приведите формулы двух непротеиногенных аминокислот.
3. Приведите формулы трех заменимых аминокислот:
4. Приведите формулы трех незаменимых аминокислот :
5. Приведите примеры уравнений реакций, подтверждающих свойства аминокислот как амфолитов :
6. Напишите формы существования аминокислот в зависимости от рН водного раствора.
молекулярная | катионная |
анионная | биполярная (цвиттер-ион) |
7. Приведите примеры аминокислот с гидрофобными боковыми цепями.
8. Напишите уравнения реакций:
а) на тирозин (реакция Миллона), |
б) на аргинин (реакция Сакагучи). |
Тема: Строение и свойства белков.
Занятие № 4
Дата: _________
Блок информации ( по указанию преподавателя):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа.
Качественная реакция на пептидную связь.
Количественное определение белка.
Цель работы:изучить свойства белков, обусловленные их строением.
Сущность работы:провести опыты, подтверждающие наличие пептидной связи, определить содержание белка в исследуемом растворе.
Реактивы: растворов яичного белка, 1%-ный раствор сульфата меди(II),10%-ный раствор щелочи.
1. Биуретовая реакция на пептидную связь:
? |
Уравнение реакции: | |
Вывод: | ________________________________ |
2. Количественное определение белка в растворе:
В основе метода лежит биуретовая реакция ! Для построения калибровочного графика из раствора белка с точно известной массовой долей (ω = 1,00%) готовят четыре раствора методом последовательного разведения. В пять пробирок помещают по 1,00 мл растворов белка: в четыре пробирки – растворы для построения калибровочного графика, в пятую пробирку – исследуемый раствор. Содержимое пробирок перемешивают стеклянными палочками и оставляют на 20 минут при комнатной температуре. Измеряют оптическую плотность раствора на спектрофотометре ПЭ – 5300 В. Стандартный раствор готовят смешиванием 1,00 мл дистиллированной воды, 1,00 мл раствора гидроксида натрия и 0,10 мл раствора сульфата меди(II). Длина волны светофильтра – 540 нм. Записывают результаты измерений.
!!!( эту часть работы делать не надо, в таблице представлены данные для построения калибровочного графика).
В чистую пробирку помещают 2мл исследуемого раствора , добавляют по 2,00 мл раствора гидроксида натрия и 0,20 мл раствора сульфата меди(II). Содержимое пробирок перемешивают стеклянной палочкой и оставляют на 15 минут при комнатной температуре. Измеряют оптическую плотность раствора на спектрофотометре ПЭ – 5300 В. Длина волны светофильтра – 540 нм. Строят калибровочный график D = f (ω, %) (на миллиметровой бумаге) по готовым данным из таблицы и определяют массовую долю белка в исследуемом растворе. Делают вывод о содержание белка в исследуемом растворе.
Массовая доля белка ω, % | 1,000 | 0,75 | 0,5 | 0,25 | Испытуемый раствор |
Оптическая плотность, D | 1.1 | 0,8 | 0.5 | 0,2 |
Калибровочный график D = f ( ω, %) :
? |
Вывод:_____________________________________________________________
Домашнее задание.
1. Приведите фрагменты простых и сложных белков:
простой | сложный |
2. Приведите примеры глобулярных и фибриллярных белков:
глобулярные | |
фибриллярные |
3. Какие факторы влияют на денатурацию белка? Какие явления называют необратимой денатурацией?
_____________________________________________________________________________
4. Приведите две резонансные формы пептидной связи в белках:
Кето-форма | Енольная форма |
5. За счет чего стабилизируются вторичная и третичная структуры белка?
_____________________________________________________________________________
6. Напишите цепь гептапептида, состоящего из последовательности аминокислот: серин, валин, тирозин, глутаминовая кислота, валин, аланин, гистидин. Укажите N- и С- концевые остатки. Назовите данный гептапептид.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
«Полинуклеотиды». Семинар.
Занятие №5.
Целевые задачи:
иметь представление :
- о биологических функциях полинуклеотидов и их роли в организме;
- о физико-химических свойствах полинуклеотидов, обусловленных особенностями их строения.
Знать:
1. Химический состав и строение ДНК и РНК.Уровни их структурной организации ( первичная и вторичная структуры).
2. Строение нуклеотидов и нуклеозидов.
3. Свойства полинуклеотидов : кислотно-основные, хелатирующую способность, способность к денатурации, жидкокристаллическое состояние нуклеиновых кислот.
Блок информации (по указанию преподавателя):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
(Рекомендуется сделать домашнее задание на занятии).
1. Приведите фрагменты полинуклеотидной цепи:
РНК | ДНК |
2. Приведите примеры :
Рибонуклеозида (назовите его) | Дезоксирибонуклеозида (назовите) |
3. Напишите формулу аденозинтрифосфата, укажите сложноэфирные и гликозидные связи:
4. Покажите схематично образование водородных связей в комплементарной паре: цитозин-гуанин.
Занятие № 7
Дата: _________
Вязкость растворов биополимеров.
Целевые задачи:
иметь представление :
- о типах вязкости;
- об основных причинах высокой вязкости биополимеров;
- о методах измерения вязкости растворов ВМС.
Надо знать:
1. Что такое аномальная вязкость, почему она возникает в растворах ВМС?
2. Факторы от которых зависит вязкость растворов биополимеров.
3. Понятия удельной , характеристической, приведенной вязкости полимеров.
4. Законы Ньютона, Пуазейля, уравнение Штаудингера.
Блок информации ( по указанию преподавателя):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа.
«Определение молекулярной массы биополимера
вискозиметрическим методом».
Цель работы:освоить вискозиметрический метод для определения молекулярной массы ВМС.
Выполнение эксперимента:
Оборудование:вискозиметр ВПЖ-2м, секундомер, цилиндры вместимостью 25 мл, воронки, резиновые груши.
Реактивы:водные растворы крахмала четырех концентраций:0,5 г/л; 1г/л; 2 г/л; 4 г/л, дистиллированная вода.
Выполнение эксперимента:
1. В тщательно вымытый сухой вискозиметр c помощью воронки наливают строго определенный объем растворителя – дистиллированную воду (10мл), отмеренную цилиндром через колено 2. С помощью груши, надетой на патрубок 3, зажав указательным пальцем колено 2, нагнетают в прибор воздух так, чтобы уровень жидкости дошел приблизительно до середины резервуара 4, затем , открыв колено 2, определяют с помощью секундомера время опускания уровня жидкости между метками М 1 и М2 с точностью до десятой доли секунды.(t 0).
2. Затем повторить те же операции и в той же последовательности с растворами крахмала различной концентрации, начиная с минимальной концентрации ( по 10 мл каждого раствора ) и измеряя время истечения жидкости для каждой концентрации: (t 0,5, t 1.5, t 1,8, t 4.0).
Рис. Вискозиметр ВПЖ-2м.
Результаты эксперимента заносят в таблицу:
Концентрация растворов крахмала (С, г/л) | Время истечения Жидкости (t,сек) | удельная | приведенная |
0 (вода дистил.) | - | - | |
0,5 | |||
1,5 | |||
1,8 | |||
4,0 |
Расчеты :
Расчет удельной вязкости проводится по уравнению:
( уд.) = t раствора - t 0 / t 0
( уд.) 1 =
( уд. )2 =
( уд.) 3 =
( уд.) 4 =
Приведенную вязкость рассчитывают по уравнению:
( привед.) = ( уд.) / С ( конц.исслед.раствора);
( привед.)1 =
( привед.)2 =
( привед.)3 =
( привед.)4 =
По рассчитанным значениям удельной вязкости для четырех различных концентраций (данные занести в таблицу), строим график зависимости приведенной вязкости от концентрации:
График:
По графику определяем характеристическую вязкость (точка пересечения графика с осью ординат) [ ] =
Молярную массу биополимера рассчитывают по уравнению Штаудингера:
= K * Mα , отсюда M = =
K – константа, характерная для полимеров одного гомологического ряда (для гомологического ряда полисахаридов К = 6,1х 10-6 )
α – константа, характеризующая гибкость макромолекул и их взаимодействие с молекулами растворителя (α= 0,63)
? |
Вывод:
_____________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
1.Определите молярную массу рибонуклеазы, если результаты вискозиметрического метода для водных растворов рибонуклеазы следующие: характеристическая вязкость водного раствора полимера = 0,033 м3/кг ; К= 5,1х10-5;α = 0,68
2.Рассчитайте удельную и приваеденную (относительную) вязкость раствора белка, если время истечения этого раствора равно 600 сек., а время истечения воды – 240 сек. Плотность раствора белка равна 1,008 г/ см 3.
3. Молярная масса биополимера 230000 г/моль. Вычислить характеристическую вязкость раствора биополимера, используя следующие эмпирические константы: К=1.15 х 10-4 ; α = 0,72 .
4. Приведенные (относительные) вязкости ряда водных растворов биополимера определены вискозиметрическим методом при температуре 298К :
Результаты определения представлены в таблице:
Концентрация раствора в г/л | 0,247 | 0,499 | 0,999 | 1,998 |
Относит. вязкость | 1,355 | 1,782 | 2,879 | 6,090 |
Определите характеристическую вязкость раствора биополимера.
Занятие № 8
Тема: «Свойства растворов биополимеров».
Устойчивость растворов биополимеров.
Целевые задачи:
Иметь представление :
- об устойчивости растворов биополимеров;
- о факторах , влияющих на устойчивость растворов биополимеров;
- о коацервации и микрокапсулировании.
Знать:
1. Основные причины нарушения устойчивости растворов биополимеров.
2. Сущность высаливания, высаливающее действие ионов, способность ионов к гидратации (лиотропные ряды).
Блок информации (по указанию преподавателя):
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа.