Обмен белков и нуклеиновых кислот

Теоретические вопросы, которые необходимо знать для изучения данной темы.

Понятие об аминокислотах. Классификация аминокислот. Строение протеиногенных аминокислот. Физические и химические свойства аминокислот. Амфотерные свойства аминокислот. Образование пептидов. Понятие о белках, их распространение в природе. Функции белков в организме животных. Строение белков. Элементарный состав. Уровни структурной организации белковой молекулы. Первичная, вторичная и третичная структуры. Олигомерные белки и четвертичная структура. Типы связей в молекулах белков (пептидная, водородная, дисульфидная, ионная, водородная) и их роль в формировании структуры белка. Физико-химические свойства белка (молекулярная масса, растворимость, заряд белковой молекулы, онкотическое давление, амфотерные и буферные свойства). Классификация белков. Характеристика отдельных групп простых белков (альбуминов, глобулинов, протаминов, гистонов, проламинов, глютелинов, склеропротеинов). Характеристика отдельных групп сложных белков белков (хромопротеинов, фосфопротеинов, гликопротеинов, липопротеинов, нуклеопротеинов).Понятие о нуклеиновых кислотах, их классификация и биологическая роль. Состав, строение и биологическая роль ДНК. Пуриновые и пиримидиновые азотистые основания ДНК. Дезоксирибонуклеозиды. Дезоксирибонуклеотиды и порядок их соединения в молекуле ДНК. Первичная структура ДНК. Вторичная структура ДНК. Правила Чаргаффа. Третичная структура ДНК. Состав, строение и биологическая роль РНК. Пуриновые и пиримидиновые азотистые основания РНК. Рибонуклеозиды. Рибонуклеотиды и порядок их соединения в молекуле ДНК. Первичная структура РНК. Вторичная и третичная структура РНК. Виды РНК и их биологическая роль. Переваривание белков в организме животных. Ферменты, участвующие в расщеплении белков в желудочно-кишечном тракте. Особенности переваривания белков у жвачных животных. Биохимические процессы, протекающие в толстом отделе кишечника. Пути использования аминокислот в организме животных. Понятие о гликогенных и кетогенных аминокислотах. Трансаминирование и его биологическая роль. Окислительное дезаминирование аминокислот и его биологическая роль. Декарбоксилирование аминокислот. Роль биогенных аминов для организма животных. Токсичность аммиака и пути его нейтрализации (образование аммонийных солей, амидирование аспарагиновой и глутаминовой кислот, синтез мочевины). Обмен сложных белков. Распад хромопротеинов в организме животных. Желчные пигменты. Катаболизм нуклеопротеинов. Конечные продукты распада пуриновых (АМФ, ГМФ) и пиримидиновых (ЦМФ, УМФ) рибонуклеотидов. Биосинтез белка. Компоненты белоксинтезирующей системы. Краткая характеристика основных стадий синтеза белка (инициации, элонгации, терминации).

Диссоциация аминокислот

О

// нейтральная среда

Н3С¾СН¾С биполярный ион

½ \

NH3+ О-

­

½НОН

О ОН- О Н+ О

// // //

Н3С¾СН¾С ¾¾ Н3С¾СН¾С ¾¾® Н3С¾СН¾С

½ \ ½ \ ½ \

NH2 О- NH2 ОН NH3+ ОН

анион аминокислоты катион аминокислоты

(в щелочной среде) (в кислой среде)

Аминокислоты обладают амфотерными свойствами поскольку могут проявлять как кислотные так и основные свойства. Кислотные свойства проявляются по карбоксильной группе а основные – по аминогруппе. В нейтральной среде аминокислоты диссоциируют по обеим функциональным группам: по карбоксильной с образованием карбоксил-аниона а по аминогруппе – с образованием замещенного аммонийного катиона. В процессе диссоциации моноаминокарбоновых аминокислот образуется биполярный ион.

В щелочной среде (рН>7) диссоциация по аминогруппе подавлена, при этом происходит диссоциация только карбоксильной группы с образованием отрицательно заряженного аниона. В кислой среде (рН<7) подавлена диссоциация карбоксильной группы, при этом диссоциирует аминогруппа с образованием положительно заряженного аммонийного катиона. В процессе электрофореза положительно заряженные катионы пойдут к катоду, а отрицательно заряженные анионы - к аноду. Диссоциация функциональных групп в аминокислотных остатках также будет определять заряд образующегося белка.

Образование пептидной связи

Обмен белков и нуклеиновых кислот - student2.ru

валиласпартиллизин

Пептидная связь образуется за счет атомов водорода a-аминогруппы и гидроксила карбоксильной группы при этом образуются пептиды. Название пептидов складывается из названий входящих в него аминокислот. В аминокислотах, у которых в образование пептидной связи произошло по карбоксильной группе, в названиях вместо окончания -ин появляется - ил. Название С- концевого остатка аминокислоты (свободная карбоксильная группа) не меняется.

Задания для контрольной работы:

72.Приведите классификацию аминокислот по различным признакам. Приведите по два представителя на каждую классификационную единицу.

73.Приведите примеры реакций диссоциации аминокислот в кислой, нейтральной и щелочной среде каждой классификационной группы.

74.Приведите уравнения реакций для глицина и назовите полученные продукты: а) диссоциация в нейтральной, кислой и щелочной средах; б) последовательное взаимодействие с аспарагиновой кислотой и серином.

75.Приведите уравнения реакций для α-аланина и назовите полученные продукты: а диссоциация в нейтральной, кислой и щелочной средах ; б) последовательное взаимодействие с глутаминовой кислотой и валином.

76.Приведите уравнения реакций для аспарагиновой кислоты и назовите полученные продукты: а) диссоциация в нейтральной и кислой средах; б) последовательное взаимодействие с лизином и метионином.

77.Приведите уравнения реакций для валина и назовите полученные продукты: а) диссоциация в нейтральной, кислой и щелочной средах; б) последовательное взаимодействие с аспарагиновой кислотой и фенилаланином.

78.Приведите уравнения реакций для треонина и назовите полученные продукты: а) диссоциация в нейтральной, кислой и щелочной средах; б) последовательное взаимодействие с аргинином и триптофаном.

79.Приведите уравнения реакций для гистидина и назовите полученные продукты: а) диссоциация в нейтральной, кислой и щелочной средах; б) последовательное взаимодействие с глутаматом и валином; в) декарбоксилирование. Укажите биологическую роль продукта данной реакции.

80.Приведите уравнения реакций для глутаминовой кислоты и назовите полученные продукты: а) диссоциация в нейтральной, кислой и щелочной средах; б) последовательное взаимодействие с лизином и метеонином.

81.Приведите уравнения реакций для серина и назовите полученные продукты: а) диссоциация в нейтральной, кислой и щелочной средах; б) последовательное взаимодействие с аспартатом и фенилаланином.

82.Приведите уравнения реакций для тирозина и назовите полученные продукты: а) взаимодействие с соляной кислотой; б) диссоциация в нейтральной, кислой и щелочной средах; в) последовательное взаимодействие с глутаминовой кислотой и валином.

83.Что такое белки? Перечислите основные функции, выполняемые ими в организме животных. Какие белки относят к полноценным, а какие к неполноценным? Приведите примеры полноценных и неполноценных белков.

84.Охарактеризуйте первичную, вторичную, третичную структуры белков. Почему не все белки имеют четвертичную структуру?

85.Приведите классификацию белков по различным признакам: а) по химической природе; б) по кислотно-основным свойствам. На каждую единицу классификации приведите примеры названий белков.

86.Охарактеризуйте альбумины и хромопротеины, их строение, физико-химические свойства и биологическую роль.

87.Охарактеризуйте глобулины и фосфопротеины, их строение, физико-химические свойства и биологическую роль.

88.Охарактеризуйте проламины и нуклеопротеины, их строение, физико-химические свойства и биологическую роль.

89.Охарактеризуйте глютелины и гликопротеины, их строение, физико-химические свойства и биологическую роль.

90.Охарактеризуйте гистоны и липопротеины, их строение, физико-химические свойства и биологическую роль.

91.Приведите структурную формулу пептида N-сер-глу-вал-асп –С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

92.Приведите структурную формулу пептида N-вал-асн-фен-тре –С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

93.Приведите структурную формулу пептида N-асп-цис-ала-тре –С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

94.Приведите структурную формулу пептида N-сер-ала-вал-тир –С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

95.Приведите структурную формулу пептида N-сер-лиз-цис-асп –С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

96.Приведите структурную формулу пептида N-лиз-тре-вал-арг –С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

97.Приведите структурную формулу пептида N-арг-глу-вал-сер –С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

98.Приведите структурную формулу пептида N-глу-вал-асп -три–С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

99.Приведите структурную формулу пептида N-глу-глу-тре-асп –С. Приведите его диссоциацию в нейтральной среде. Укажите полюс электрода, к которому он будет двигаться при электрофорезе.

100.Приведите все возможные пути нейтрализации токсичности аммиака в организме сельскохозяйственных животных.

101.Приведите возможные пути превращения пировиноградной кислоты и вовлечение её в обмен липидов и углеводов.

102.Приведите структурную формулу аденозинмонофосфата (АМФ) и назовите его составные компоненты.

103.Приведите структурную формулу гуанозинмонофосфата (ГМФ) и назовите его составные компоненты.

104.Приведите структурную формулу цитидинмонофосфата (ЦМФ) и назовите его составные компоненты.

105.Приведите структурную формулу уридинмонофосфата (УМФ) и назовите его составные компоненты.

106. Приведите структурную формулу дезоксиаденозинмонофосфата (д-АМФ) и назовите его составные компоненты.

107.Приведите структурную формулу дезоксигуанозинмонофосфата (д-ГМФ) и назовите его составные компоненты.

108.Приведите структурную формулу дезоксицитидинмонофосфата (д-ЦМФ) и назовите его составные компоненты.

109.Приведите структурную формулу динуклеотида, состоящего из АМФ и ЦМФ.

110.Приведите структурную формулу динуклеотида, состоящего из ГМФ и ЦМФ.

111.Приведите структурную формулу динуклеотида, состоящего из УМФ и АМФ.

112.Приведите структурную формулу динуклеотида, состоящего из ЦМФ и ГМФ.

113.Приведите конечные продукты обмена нуклеиновых кислот в организмах сельскохозяй- ственных животных. Приведите химизм катаболизма одного из азотистых оснований нуклеиновых кислот.

114.Укажите все возможные виды РНК и охарактеризуйте их роль в организме животных.

115.Охарактеризуйте строение первичной, вторичной структур ДНК и РНК.

116.Вторичная структура ДНК. Принцип комплементарности. Правила Чаргаффа.

117.Дайте определения понятиям «ген», «транскрипция», «трансляция». Укажите биологи-

ческую роль ДНК.

118.Дайте понятие об азотистом балансе. В каких физиологических состояниях он становится отрицательным? Каково его значение в ветеринарии?

119.Приведите схему переваривания белков в желудочно-кишечном тракте животных. Укажите ферменты, участвующие в этом процессе.

120.Охарактеризуйте процессы дезаминирования аминокислот в клетке. Приведите схемы возможных путей данного процесса. В какие процессы обмена веществ могут включаться безазотистые остатки аминокислот?

121.Приведите схему трансаминирования аминокислот. Какова роль a-кетоглутарата в дан ном процессе?

122.Приведите возможные пути нейтрализации аммиака в организме животных. Укажите биологическую роль орнитинового цикла.

123.Приведите схему реакции декарбоксилирования гистидина. Укажите биологическую роль продукта реакции.

124.Приведите схемы реакций декарбоксилирования аспарагиновой и глутаминовой кислот. Укажите биологическую роль продуктов реакций.

125.Дайте понятие о глюкогенных и кетогенных аминокислотах. В каких процессах могут использоваться безазотистые остатки глюкогенных и кетогенных аминокислот? Приведите примеры представителей каждой группы и возможные пути включения их безазотистых остатков в обмен веществ.

126.Укажите возможные пути использования фенилаланина в организме животных.

127.Укажите возможные пути использования цистеина в организме животных.

128.Приведите возможные пути включения в обмен веществ аспаргиновой и глутаминовой кислот. Назовите биологическое значение продуктов реакций.

129.Приведите схему катаболизма хромопротеинов на примере гемоглобина. Каково значение глюкуроновой кислоты в данном обмене. Назовите конечные продукты обмена.

130.Приведите схему катаболизма ГМФ. Укажите конечные продукты распада.

131.Приведите схему катаболизма ТМФ. Укажите конечные продукты распада.

132.Приведите схему катаболизма УМФ. Укажите конечные продукты распада.

Наши рекомендации