Ситуационные задачи. 1. Элементы IVА-VА групп и образуемые ими простые вещества, летучие водородные соединения, высшие оксиды и гидроксиды рассматриваются на основе единого

1. Элементы IVА-VА групп и образуемые ими простые вещества, летучие водородные соединения, высшие оксиды и гидроксиды рассматриваются на основе единого методического подхода к изучению химии неметаллов. Составьте краткий план изучения элементов IVА группы и образуемых ими соединений в соответствии с обозначенным подходом.

2. Рассматривая химические свойства соединений элементов VА группы, так же как и при изучении других групп неметаллов широко используются сравнительные методы обучения. При этом учащиеся вместе с учителем заполняют соответствующие таблицы, в которых сравниваются свойства простых веществ азота и фосфора, концентрированной и разбавленной азотной кислоты, общие и специфические свойства солей аммония. Составьте указанные сравнительные таблицы, заполните их и опишите методику их использования на уроках.

3. При изучении неметаллов учащиеся убеждаются, что отличие в строении атомов элементов в пределах группы приводит к резкому отличию в свойствах образуемых ими веществ. Однако, несмотря на это, у школьников часто возникают вопросы, на которые они не могут дать ответ без помощи учителя. Как бы Вы ответили на вопросы учеников: «Почему элемент фосфор образует простое вещество, состоящее из молекул Р4, а простое вещество азот – N2?», «Почему простое вещество азот очень трудно вступает в реакцию с кислородом, а фосфор активно реагирует с ним?», «Почему реакция окисления аммиака не протекает при обычных условиях, а фосфин энергично сгорает даже на воздухе?»

4. Учебной программой по химии в 10 классе в теме «Неметаллы» вводится новый тип расчетных задач на вычисление выхода продукта реакции. После того как учащиеся научатся решать задачи данного типа, учителя-практики предлагают школьникам решать комбинированные расчетные задачи. Составьте 3 комбинированные задачи, в основе решения которых лежит два типа расчетов: вычисление по уравнениям реакций, протекающих в растворах, и вычисление выхода продукта реакции.

5. Для получения углекислого газа в больших количествах в школах используют аппарат Киппа. Однако при проведении практической работы учащиеся пользуются прибором для получения и собирания газов (аппарат Кирюшкина). Аппарат Кирюшкина большего объема учитель может использовать при проведении демонстрационного опыта. Опишите методику обучения школьников получению оксида углерода(IV) в аппарате Кирюшкина.

6. Учебной программой по химии для 10 класса при изучении темы «Неметаллы» предусмотрен демонстрационный опыт «Превращение гидрокарбоната кальция в карбонат кальция». При этом учащимся важно показать не только эту реакцию, но и доказать, что карбонаты и гидрокарбонаты могут переходить друг в друга. Опишите технику и методику проведения указанных опытов.

7. При рассмотрении солей ортофосфорной кислоты важно сформировать у учащихся представление о ее возможности образовывать средние и кислые соли. Этот факт можно подтвердить демонстрацией несложных химических опытов. Опишите технику и методику проведения опытов по получению фосфата и дигидрофосфата кальция.

8. При изучении неметаллов IVА-VА групп важно развивать умения школьников по решению экспериментальных задач. Кроме того необходимо подготовить школьников к выполнению соответствующей практической работы в конце изучения темы. Составьте 5 экспериментальных задач разного уровня сложности (для 9 и 10 классов), которые Вы могли бы использовать при изучении неметаллов IVA и VА групп, и опишите методику, на основании которой Вы будете обучать школьников их решению.

9. Для закрепления знаний учащихся о химических свойствах веществ и способах их получения в школьной практике широко используют задания, при выполнении которых учащимся необходимо составить уравнения химических реакций в соответствии с предложенной схемой химических превращений. С учетом объема учебного материала, предусмотренного учебной программой по химии для 9 и 10 классов составьте задания, содержащие по 2 схемы химических превращений соединений элементов-неметаллов IVA и VA групп.

10. Календарно-тематическим планированием в 9 и 10 классах предусмотрено проведение тематической контрольной работы по теме «Неметаллы». Составьте 2 варианта контрольной работы по данной теме в текстовой и тестовой форме, выстроив задания в соответствии с пятью уровнями усвоения учебного материала по химии.

Наши рекомендации