Опишите строение, свойства гликогена и его функции в организме
Первый Московский Государственный Медицинский
Университет им. И. М. Сеченова
Лечебный факультет
Кафедра общей химии
ОБУЧАЮЩАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ ХИМИИ БИОПОЛИМЕРОВ
СТУДЕНТА __________ ГРУППЫ
______________________ФАКУЛЬТЕТА
__________________________________ОТДЕЛЕНИЯ
__________________________________________________
__________________________________________________
Учебный год
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
Подпись
Преподавателя
Баллы за защиту 1го модуля_____________________________________
Баллы за защиту 2го модуля_____________________________________
Баллы за защиту 3-4 модуля_____________________________________
Баллы за итоговую работу_______________________________________
Баллы за лабораторный журнал____________________________________
Баллы за лекционный конспект____________________________________
Баллы за домашнее задание__________________________________________
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ_________________________________________
ЗАЧЕТ____________________________________________________________
Дата: Занятие № 1
Тема: Строение и структура биополимеров.
Способы получения, специфические свойства (семинар).
Классификация биополимеров (белки, полисахариды, нуклеиновыекислоты). Способы получения (реакции полимеризации и поликонденсации). Структура макромолекул (линейные, плоскостные, пространственные). Специфические свойства: молекулярная масса, асимметричность, гибкость, эластичность.
Цель работы:усовершенствовать знания о принципах строения биополимеров и показать влияние состава и химической природы компонентов макромолекул на их физико-химические свойства.
Целевые задачи:в результате изучения данной темыиметь представление:
- о биологической роли ВМС и их применение в медицине;
- о гибкости, эластичности, и асимметрии биополимеров;
- о методах определения молекулярных масс ВМС.
Знать:
1. Классификацию и способы получения биополимеров.
2. Факторы, влияющие на гибкость и эластичность.
3. Структуру биополимеров и характер связей в их молекулах.
Сущность работы:разобрать классификацию биополимеров; на конкретных примерах рассмотреть структуру белков, полисахаридов, нуклеотидов; изучить способы получения биополимеров и их специфические свойства.
Блок информации:
ПОЛИМЕР-
МОНОМЕР-
СТЕПЕНЬ ПОЛИМЕРИЗАЦИИ-
Задание №1.
Заполнить данную таблицу:
Классификация полимеров.
состав | природа | структура |
неорганическиеполимеры:
органические полимеры:
искусственные полимеры:
синтетические полимеры:
Линейные макромолекулы-
Плоские макромолекулы–
Пространственные(3-х мерные)-
* Биополимеры - это высокомолекулярные вещества, обеспечивающие жизнедеятельность живых систем.
Задание 2
На конкретных примерах приведите способы получения биополимеров:
1.Реакция полимеризации:
2.Реакция поликонденсации:
Задание № 3.
Приведите структурные формулы фрагментов:
полипептидной цепи | полинуклеотидной цепи |
гликозидной связи |
Задание №4
Приведите структурные формулы гетероциклических оснований:
тимина | аденина | гуанина | |
цитозина | урацила | ||
Задание № 5.
Приведите схематично четыре морфологические организации белковых структур:
первичная структура | вторичнаяструктура |
третичная структура | четвертичная структура |
Специфические свойства биополимеров:
Высокая молекулярная масса-
Асимметричное строение-
коэффициент асимметрии:
3. Гибкость макромолекул –
4. Эластичность-
.
Домашнее задание:
1. Приведите строение любого трипептида и назовите его
2. Приведите строение фрагментов следующих полисахаридов:
Крахмала | |
Гликогена |
3. Приведите фрагмент полинуклеотида с пуриновым основанием, укажите сложноэфирные и гликозидные связи, назовите его:
4.Охарактеризуйте природу связей между отдельными звеньями в макромолекулах полисахаридов
5. Напишите структуру гексапептида: глицил-тирозил-валил-лизил-треонил-лейцин. Сколько в нем пептидных связей?
Биополимеры |
Полинуклеодиды |
Классификация по составу |
Белки |
Полисахариды |
Силы Ван-дер-Вальса |
Типы взаимодействия |
Водородные связи |
Ионные связи |
Дисульфидные связи |
Первичная |
Структура биополимера |
Полипептидная цепь |
Полинуклеотидная цепь |
Цепь циклическихполуацеталей |
Вторичная |
спираль |
линейная |
разветвленная |
Третичная |
Двойная или тройная спираль |
глобулярная |
Складчатая стержнеобразная |
Четвертичная |
Несколько глобул объединяются в одну крупную частицу |
Поликонденсация |
Методы получения |
полимеризация |
СХЕМА 1
Дата: Занятие № 2
Тема: Полисахариды. Получение, строение и свойства.
Целевые задачи:в результате изучения данной темы иметь представление:
- о биологических функциях полисахаридов и их роли в жизнедеятельности;
- об особенностях физико-химических свойств полисахаридов ;
- о классификации полисахаридов.
Знать:
1. Особенности строения гомополисахаридов: крахмала (амилазы, амилопектина), гликогена, целлюлозы, хитина.
2. Особенности строения гетерополисахаридов: гепарина, гиалуроновой кислоты, агар-агара.
3. Химические свойства полисахаридов, обусловленные их строением.
Сущность работы:дать определение полисахаридам,разобрать классификацию полисахаридов,на примерах крахмала и целлюлозы рассмотреть структуру полисахаридов; изучить специфические свойства полисахаридов.
Блок информации( по указанию преподавателя):
ПОЛИСАХАРИДЫ-
ГОМОПОЛИСАХАРИДЫ –
ГЕТЕРОПОЛИСАХАРИДЫ-
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛИКОЗИДНЫХ СВЯЗЕЙ:
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.
Качественные реакции на полисахариды, Гидролиз полисахаридов.
Цель работы:изучить основные свойства полисахаридов, обусловленные их строением.
Сущность работы:провести реакции, характеризующие свойства крахмала и целлюлозы.
Опыт 1. Цветная реакция на крахмал:
Характерной реакцией на крахмал служит реакция с раствором йода в йодиде калия ( иод-крахмальная реакция).
Реактивы: крахмал 1%-ный раствор, раствор Люголя (J2 + КJ); (в 100 мл воды растворено 20 г йодида калия и 10 г йода).
Ход работы. В пробирку помещают 1 – 2 мл раствора крахмала, приливают одну каплю раствора Люголя; отмечают окраску раствора, затем нагревают и охлаждают.
Опишите наблюдения | ______________________________ | |
Опыт 2. Гидролиз крахмала:
Реактивы: крахмал (1%-ный раствор), соляная кислота (конц.), раствор Люголя, лакмус, 10%-ный раствор гидроксида натрия, раствор Фелинга.
Ход работы: в пробирку наливают 5 мл 1 %-го раствора крахмала и 6 капель концентрированной соляной кислоты. Перемешивают и кипятят на пламени горелки. Через 1-2 мин после кипения берут несколько капель раствора пипеткой и приливают в пробирку, в которой находится 6 мл дистиллированной воды, сюда же приливают 2 капли раствора Люголя. Отмечают полученное окрашивание. Пробирку с остатками крахмала кипятят еще 1-2 мин и снова проводят такую же пробу с раствором йода в йодиде калия. Отмечают полученное окрашивание. Затем кипятят еще 4 мин и проводят пробу с реактивом Люголя, после чего должно получиться желтое окрашивание. Это значит, что крахмал расщепился до глюкозы. Гидролизованный раствор крахмала нейтрализуют с помощью лакмуса раствором гидроксида натрия, добавляют реактив Фелинга и нагревают.
Опишите наблюдения | ______________________________ |
Напишите уравнения реакций | ______________________________ |
Опыт 3. Гидролиз целлюлозы:
Ход работы: в пробирку помещают кусочек ваты, заливают его крепким раствором серной кислоты (72 %-ный). После полного растворения (приблизительно через 15 – 20 мин) раствор осторожно разводят водой в 10 – 15 раз и кипятят. После окончания гидролиза нейтрализуют крепким раствором щелочи до сильно-щелочной реакции (по лакмусу) и по каплям добавляют СuSО4.
Опишите наблюдения | ______________________________ |
Напишите уравнения реакций |
Выводы: | 1опыт. 2опыт. 3опыт.. |
Домашнее задание.
1. Напишите структурные фрагменты:
амилозы | амилопектина |
целлюлозы | хондроитин-4-сульфата |
Гиалуроновой кислоты | гепарина |
2. Перечислите полисахариды, которые входят в состав соединительных тканей:
_____________________________________________________________________________
3. Напишите вещества, которые можно отнести к:
Гомополисахаридам | |
Гетерополисахаридам | |
Олигосахаридам |
Опишите строение, свойства гликогена и его функции в организме.
____________________________________________________________________________________________________
Дата: Занятие № 3
Тема: Строение и свойствааминокислот.
Целевые задачи:в результате изучения данной иметь представление:
- о биологических функциях аминокислот и их роли в жизнедеятельности;
- об особенностях физико-химических свойств аминокислот;
Знать:
1.Классификацию аминокислот.
2.Особенности строения 20-ти аминокислот, входящих в состав белков живого организма.
3.Строение незаменимых кислот.
4.Качественные реакции на отдельные аминокислоты и функц. группы, входящие в их состав.
Сущность работы:дать определение аминокислотам,разобрать их классификацию, остановиться на редких протеиногенных кислотах (4-гидроксипролин, 5-гидроксилизин, селеноцистеин, альфа-аминолимонная кислота). Привести примеры заменимых и незаменимых кислот.
Блок информации:
АМИНОКИСЛОТЫ-
Классификации аминокислот :
Стереоизомерияальфа-аминокислот: