Вопрос 4 Стандартизация и сертификация продукции

Проблема повышения качества продукции занимает ведущее место в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг, построении новых отношений между производителем и изготовителем продукции, удовлетворении материальных потребностей, социальных интересов и духовных запросов общества. Стандартизация и сертификация — это те подсистемы, которые позволяют измерить и оценить качество выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного многократного использова­ния, направленная на достижение упорядоченности в сферах про­изводства и обращения продукции и повышение конкурентоспособ­ности продукции, работ или услуг.

Результаты деятельности стандартизации является нормативный документ, применение которого является способом упорядочения в определенной области.

Нормативный документ — документ, устанавливающий прави­ла, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Этот термин охватывает та­кие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации - правила, рекомендации, кодексы установившей­ся практики, общероссийские классификаторы.

В любом обществе стандартизация осуществляется в целях обеспечения:

· безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей;

· технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

· единства измерений;

· экономии всех видов ресурсов;

· безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

· обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

Государственная система стандартизации Российской Федера­ции — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением федерального органа исполнительной власти по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

Выделяют следующие категории стандартов:

♦ Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р);

♦ стандарты отраслей (ОСТ);

• стандарты научно-технических, инженерных обществ и дру­гих общественных объединений (СТО);

♦ стандарты предприятий (СТП).

При стандартизации продукции в государственные стандарты (ГОСТ Р) включает обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества потребителя; охрану окружающей среды; совместимость и взаимо­заменяемость, методы контроля соответствия обязательным требо­ваниям; методы маркировки как средство информации о выполне­нии обязательных требований и правилах безопасности использо­вания продукции.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» техни­ческие условия (ТУ) не представлены как документы по стандарти­зации. Технические условия как документ по качеству готовой про­дукции входят наряду с эксплуатационной документацией (инструк­ции, паспорта) в комплект товаросопроводительных документов. Несмотря на это технические условия являются очень распростра­ненным нормативным документом и востребованы отечественной практикой. В отличие от стандартов (ГОСТ Р, ОСТ) они разрабатыва­ются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.

Стандарты всех категорий имеют соответствующие обозначения, состоящие из индекса, регистрационного номера и года принятия {ГОСТ 15842-90; ГОСТ Р 51618-2000).

Государственный комитет Российской Федерации по стандар­тизации и метрологии (Госстандарт России) — высший орган по стандартизации;

Для успешного осуществления торгового, экономического и на­учно-технического сотрудничества стран большое значение имеет международная стандартизация. Необходимость разработки между­народных стандартов становится все более очевидной так как разли­чия национальных стандартов на одну и ту же продукцию, предла­гаемую на мировом рынке, являются барьером на пути развития международной торговли.

Основной задачей международного научно-технического сотруд­ничества в области стандартизации является гармонизация, т. е. со­гласование национальной системы стандартизации с международ­ной, региональными и прогрессивными национальными система­ми стандартизации зарубежных стран в целях повышения уровня российских стандартов качества отечественной продукции и ее кон­курентоспособности на мировом рынке.

Сертификация — форма осуществления органом по сертифика­ции подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификацияв России начала проводиться в 1993 г. в соответ­ствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертифи­кации продукции и услуг». Сертифицированные товары пользуются большим спросом на рынке (особенно международном), чем несертифицированные, что позволяет производителям выжить в конку­рентной борьбе.

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и др.

Сертификат соответствия — документ, удостоверя­ющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.

Система сертификации — совокупность правил выпол­нения работ по сертификации, ее участников и правил, функциони­рования системы сертификации в целом.

Сертификация может быть добровольной или обязательной.

Обязательная сертификация является формой государственного контроля и может осуществляться лишь в случаях, предусмотрен­ных законодательными актами РФ, т. е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Основная цель проведения обязательной сертификации товаров (работ, услуг) — подтверждение их безопас­ности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и пре­дотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите­лей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтвержде­ния соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, тех­нических условий и других документов, определяемых заявителем. Основная цель проведения добровольной сертификации — обеспе­чение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия; реклама продукции (услуги), соответствующей не только требова­ниям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги).

Знак соответствия — обозначение, служащее для инфор­мирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или националь­ному стандарту (рис. 4)

Вопрос 4 Стандартизация и сертификация продукции - student2.ru

а 6

Рисунок 6 Знаки соответствия в системе ГОСТ Р: а — знак соответствия при обязательной сертификации; б — знак соот­ветствия «Системы добровольной сертификации» Госстандарта России

Литература по теме

Основная литература

1. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов. Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 239.

2. Чепурной И. П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2008 — 460 с

Дополнительная литература:

1. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров: Учебник / Под ред. проф. Л.Г. Елисеевой. – М.: МЦФЭР, 2006. – С. 54-59.

2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учеб. для вузов. — М.: Норма, 2007. — С. 448.

3. Дубцов Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: учебник / Г.Г. Дубцов. – М.: Академия, 2010. – 332 с.

4. Кондрашова Е.А., Коник Н.В., Пешкова Т.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. - 416 с.

5. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров: учебник / В.А. Тимофеева. – Изд. 10-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – С. 5-25.

6. http://www.znaytovar.ru/tema11.html

7. http://www.grandars.ru/college/tovarovedenie/osnovy-tovarovedeniya/

Методические указания к изучению темы:

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные методы определения качества

2. В чем плюсы и минусы органолептического метода

3. Раскройте понятие фальсификации

4. Перечислите виды фальсификаций, приведите примеры для каждого вида.

5. Назовите последствия фальсификации в сфере HoReCa.

6. Каково назначение экспертизы товаров?

7. Какие функции выполняет эксперт?

8. Раскройте суть товарной экспертизы.

9. Каковы основные цели стандартизации?

10. В чем необходимость введения технического регулирования?

11. Какова взаимосвязь экспертизы, стандартизации и сертификации?

Эссе

Напишите Эссе (2-3 с) с раскрытием собственной точки зрения на одну из следующих тем:

1. Фальсификация продуктов питания в индустрии гостеприимства: культура потребления, далеко идущие последствия.

2. Органолептическая оценка качества продукции: современные проблемы и возможности.

3. Проблемы стандартизации и сертификации продукции для HoReCA.

4. Химическая консервация: плюсы и минусы – что мы выбираем?

Наши рекомендации