Тема 1. Химия — наука о веществах (8 ч)
В СТРАНЕ ЧУДЕСНОЙ ХИМИИ
Программа
факультативных занятий
по химии для учащихся VII класса
общеобразовательных учреждений
Авторы-составители
Е. Я. Аршанский,
доктор педагогических наук, профессор кафедры химии
УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,
Л. А. Конорович,
отличник образования Республики Беларусь,
учитель химии высшей категории
УО «Государственная гимназия № 8» г. Витебска
Пояснительная записка
Факультативный курс «В стране чудесной химии» имеет чётко выраженную предметную и социокультурную направленность. В единстве с основным школьным курсом химии факультативный курс «В стране чудесной химии» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических понятий, законов, теорий, фактов, методов химической науки с опорой на межпредметные связи и на этой основе формировать естественно-научное мировоззрение и восприятие учащимися химического образования как элемента общечеловеческой культуры. Обращение к трудам и страницам жизненного пути выдающихся учёных является важным фактором гуманизации и гуманитаризации школьного химического образования, которое будет способствовать формированию у школьников целостных представлений об основных этапах становления и развития химии в контексте истории развития общества, науки и культуры. Предлагаемый факультативный курс носит занимательный характер, способствуя формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению химии.
Ведущие идеи факультативного курса:
· сопровождение и поддержка изучения основного курса химии средней общеобразовательной школы;
· пропедевтика изучения отдельных теоретических вопросов школьного курса химии в рамках реализации идеи опережающего обучения;
· включение элементов занимательности, способствующих возникновению у школьников познавательного интереса к изучению химии.
Цель:расширение и углубление знаний школьников, полученных при изучении основного школьного курса химии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование у них устойчивого интереса и мотивации к изучению основ химической науки.
Задачи:
· формирование в сознании учащихся понимания того, что химическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
· создание условий для углубления и расширения знаний школьников по химии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
· формирование у школьников ценностного отношения к химическому знанию как к важнейшему компоненту естественно-научной картины мира;
· обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, знакомства с методами химической науки и развитие у них экспериментальных умений;
· развитие общекультурных компетентностей у учащихся на основе внутри- и межпредметной интеграции химии с другими учебными предметами естественно-научного и гуманитарного циклов;
· формирование у школьников представлений об основных этапах истории химической науки и вкладе выдающихся учёных-химиков в её становление и развитие.
Структура и содержание факультативного курса
В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса «В стране чудесной химии» включает 7 основных тем:
· «Химия — наука о веществах»;
· «”Кирпичики” мироздания»;
· «События в мире веществ — химические реакции»;
· «Кислород и его “потомки”»;
· «Водород и его “потомки”»;
· «Удивительное вещество — вода»;
· «”Родословная” семьи неорганических веществ».
Каждая тема курса предполагает проведение демонстрационного и ученического экспериментов. Программа курса создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности школьников на основе выполнения лабораторных опытов и практических работ. Уделяется внимание решению расчётных и экспериментальных задач по химии.
Содержание
(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Список рекомендуемой литературы
1. Малышкина, В. Занимательная химия / В. Малышкина. — СПб : Тригон, 1998. — 576 с.
2. Мир химии. Занимательные рассказы о химии / сост. Ю. И. Смирнов. — СПб.—М. : Экспресс, 1995. — 160 с.
3. Полосин, В. С. Школьный эксперимент по неорганической химии: пособие для учителей / В. С. Полосин. — М. : Учпедгиз, 1959. — 302 с.
4. Савенков, А. И. Обучение детей умениям и навыкам проведения экспериментов / А. И. Савенков // Одарённый ребенок. — 2003. — № 5. — С. 64—75.
5. Савенков, А. И. Теоретические, эмпирические и фантастические темы в домашнем обучении / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 2. — С. 73—78.
6. Стёпин, Б. Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии / Б. Д. Стёпин, Л. Ю. Аликберова. — М. : Дрофа, 2002. — 432 с.
7. Хвалюк, В. Н. Сборник задач по химии: учебное пособие для 8-го класса учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования с. рус. яз. обучения / В. Н. Хвалюк, В. И. Резяпкин; под ред. В. Н. Хвалюка. — Минск : Народная асвета, 2006. — 142 с.
8. Химия: учебное пособие для 8-го класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с рус. яз. обучения с 12- летним сроком обучения / И. Е. Шиманович, О. И. Сечко, А. С. Тихонов [и др.]; под ред. И. Е. Шимановича. — Минск : Народная асвета, 2005. — 191 с.
9. Чернобельская, Г. М. Введение в химию. Мир глазами химика: учебное пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений. 7 класс / Г. М. Чернобельская, А. И. Дементьев. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 256 с.
* Опыты для школ, имеющих специальное оборудование.
В СТРАНЕ ЧУДЕСНОЙ ХИМИИ
Программа
факультативных занятий
по химии для учащихся VII класса
общеобразовательных учреждений
Авторы-составители
Е. Я. Аршанский,
доктор педагогических наук, профессор кафедры химии
УО «ВГУ им. П.М. Машерова»,
Л. А. Конорович,
отличник образования Республики Беларусь,
учитель химии высшей категории
УО «Государственная гимназия № 8» г. Витебска
Пояснительная записка
Факультативный курс «В стране чудесной химии» имеет чётко выраженную предметную и социокультурную направленность. В единстве с основным школьным курсом химии факультативный курс «В стране чудесной химии» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися важнейших химических понятий, законов, теорий, фактов, методов химической науки с опорой на межпредметные связи и на этой основе формировать естественно-научное мировоззрение и восприятие учащимися химического образования как элемента общечеловеческой культуры. Обращение к трудам и страницам жизненного пути выдающихся учёных является важным фактором гуманизации и гуманитаризации школьного химического образования, которое будет способствовать формированию у школьников целостных представлений об основных этапах становления и развития химии в контексте истории развития общества, науки и культуры. Предлагаемый факультативный курс носит занимательный характер, способствуя формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации к изучению химии.
Ведущие идеи факультативного курса:
· сопровождение и поддержка изучения основного курса химии средней общеобразовательной школы;
· пропедевтика изучения отдельных теоретических вопросов школьного курса химии в рамках реализации идеи опережающего обучения;
· включение элементов занимательности, способствующих возникновению у школьников познавательного интереса к изучению химии.
Цель:расширение и углубление знаний школьников, полученных при изучении основного школьного курса химии, развитие общекультурных компетентностей учащихся, формирование у них устойчивого интереса и мотивации к изучению основ химической науки.
Задачи:
· формирование в сознании учащихся понимания того, что химическое образование является обязательным элементом культуры, необходимым каждому человеку;
· создание условий для углубления и расширения знаний школьников по химии, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и опыта творческой учебно-познавательной деятельности;
· формирование у школьников ценностного отношения к химическому знанию как к важнейшему компоненту естественно-научной картины мира;
· обеспечение сознательного усвоения учащимися важнейших химических законов, теорий, понятий, знакомства с методами химической науки и развитие у них экспериментальных умений;
· развитие общекультурных компетентностей у учащихся на основе внутри- и межпредметной интеграции химии с другими учебными предметами естественно-научного и гуманитарного циклов;
· формирование у школьников представлений об основных этапах истории химической науки и вкладе выдающихся учёных-химиков в её становление и развитие.
Структура и содержание факультативного курса
В соответствии с поставленными задачами структура факультативного курса «В стране чудесной химии» включает 7 основных тем:
· «Химия — наука о веществах»;
· «”Кирпичики” мироздания»;
· «События в мире веществ — химические реакции»;
· «Кислород и его “потомки”»;
· «Водород и его “потомки”»;
· «Удивительное вещество — вода»;
· «”Родословная” семьи неорганических веществ».
Каждая тема курса предполагает проведение демонстрационного и ученического экспериментов. Программа курса создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности школьников на основе выполнения лабораторных опытов и практических работ. Уделяется внимание решению расчётных и экспериментальных задач по химии.
Содержание
(1 ч в неделю; всего 35 ч, из них 1 ч — резервное время)
Тема 1. Химия — наука о веществах (8 ч)
Химия в ряду естественных наук. Возникновение понятия «химия». Из глубины веков: историческая ретроспектива становления и развития химической науки. Достижения современной химии на службе человека.
Методы исследований, используемых в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Простейшие химические приборы и посуда. Понятие о методах очистки и разделения веществ: перегонка, хроматография.
Демонстрации
1. Портреты учёных-химиков.
2. Занимательные опыты (2—3 на выбор учителя).
3. Разложение воды электрическим током*.
4. Перегонка воды.
Лабораторный опыт
1. Разделение цветных жидкостей (раствора перманганата калия; бриллиантового зелёного) методом бумажной хроматографии.
Практические работы
1. Основные приёмы лабораторных работ: измельчение, растворение, нагревание, выпаривание.
2. Измерения в химии: определение массы на рычажных весах; определение плотности жидкости ареометром; определение объёма жидкости с помощью мензурки или мерного цилиндра; определение температуры жидкости.
3. Способы очистки веществ: перекристаллизация сульфата меди(II).