К курсу по выбору обучающегося«Химия в знакомых предметах и веществах»

В нашей практике проводятся разные формы уроков: лекция с элементами беседы, семинар, урок-конференция, занятия–практикумы, интегрированный урок и т.д. Предлагаемые ниже модели учебных занятий основаны на применении современных педагогических технологий и ориентированы прежде всего на освоение определенных способов деятельности, приобретения учениками опыта социального взаимодействия.

Лекция с элементами беседы призвана мотивировать учебную деятельность обучающихся, включить их в работу, прививать интерес к изучаемому вопросу. В процессе ее чтения должны быть раскрыты проблемы, которые предстоит решать на последующих этапах обучения.

Тема занятия-семинара заблаговременно сообщается обучающимся. Учитель формулирует основные и дополнительные вопросы по теме, распределяет задания между учениками с учетом их индивидуальных возможностей. Литературу и Интернет источники ребята подбирают самостоятельно. При затруднениях ребят, учитель проводит групповые и индивидуальные консультации. Семинар проводится со всем составом учащихся. Семинарское занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он формулирует задачу семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что следует обратить внимание, что нужно записать в тетрадь. Вопросы семинара обсуждаются в форме развернутой беседы, сообщений, докладов. Если ребята подготовили презентации, в этом случае потребуются компьютер, медиа-проектор, экран (у меня это интерактивная доска). Далее следует комментарий учителя, ответы на вопросы, выставление оценок докладчикам по требованиям, изложенным в настоящей программе.

Уроки – практикумы, которые я применяю в этой программе, носят творческий характер. При решении практических задач часто применяется валеологический аспект. Тексты заданий отбираются в соответствии с принципами: 1) доступность и нетоксичность реагентов; 2) практическая значимость работы; 3) форма работы – индивидуально-групповая.

В настоящей программепредлагаются 4 урока игрового содержания. Такие занятия наиболее интересны ребятам. Если проводится ролевая игра, то для ее реализации роли раздаются заранее, проводятся репетиции. Не всегда школьники заучивают роль наизусть, допустимо чтение с листа. В этом случае нужно хорошо ориентироваться в тексте. При проведении деловой игры домашних заготовок нет. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и раздаточные дидактические материалы.

Занятия в виде соревнований это тоже вид игры, но форма ее проведения чаще всего - викторина. Материалы к таким занятиям подбираются с учетом комплексных знаний обучающихся, обязательно с учетом межпредметных связей с другими предметами: физикой, биологией, литературой.

Работа на уроке-конференции строится на основе учебной программы, компьютерной развивающей игры, электронного учебника. Учащимся предлагается создать проект урока на заданную тему, но в различных вариантах – в форме экскурсии, слайд-фильма, презентации и т.д.. Эта модель занятия развивает умение самооорганизации ученика в учебном процессе, самостоятельной интерпретации новых фактов.

Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире, установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Мне наиболее близка разработка интегрированных занятий с предметами биология, литература, история. С последним предметом, например, связан проект «Самыеизвестные памятники мира из известняка»который предложили ребята, побывавшие в Праге и Дрездене.

Для проведения занятия-экскурсии я договариваюсь с каким-либо объектом (чаще всего это химический факультет ЮФУ), где ребятам в доступной для них форме рассказывают о своей работе лаборанты, или фармацевты, ученые и т.д. Основная задача такого занятия – установить связь между теорией и практикой, показать разнообразие профессий, где находит применение учебный предмет «химия».

Для реализации обратной связи каждую тему необходимо снабдить средствами входного контроля, которые показывали бы уровень подготовленности обучаемого к усвоению предлагаемого содержания. Такими средствами могут быть тестовые задания, беседа, графический диктант и т.д.

Общее число часов, затраченных на изучение любой темы не должно выходить за рамки, обозначенные программой.

ПРОГРАММА КУРСА

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Цели и задачи курса. Мифы и реалии применения химических знаний в жизни человека. Трудности применения химикатов, связанные с ограниченностью житейских познаний в химии.Значение химии в быту. Составляющие научно-химической компетентности школьников.

I.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ (1 ч)

Бытовые химикаты. Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, инсектициды, растворители, лакокрасочные материалы и т.д.). Оказание первой медицинской помощи при отравлениях и ожогах.

Основные термины: понятие бытовые химикаты, меры безопасности при обращении бытовыми химикатами, класс опасности, первая медицинская помощь при отравлении

бытовыми химикатами.

Учащиеся должны знать: едкие и ядовитые вещества в быту, простейшие противоядия, способы оказания первой медицинской помощи.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую медицинскую помощь при острых отравлениях, ожогах, порезах.

Демонстрации: бытовые химикаты: стиральный порошок, средство для мытья окон, кальцинированная сода, пищевая сода, уксус и т.д.

II. УТИЛИЗАЦИЯ ВЕЩЕСТВ (2 ч)

Бытовые приборы, содержащие ртуть: термометр, барометры и манометры, энергосберегающие (флуоресцентные трубки, компактные флуоресцентные лампы, газоразрядные лампы, люминесцентные и т.д.) ртутьсодержащие лампы.Демеркуризация. Проблемы утилизации использованных термометров и ламп. Куда сдавать ртутьсодержащие использованные приборы. ПДК ртути в воздухе. Отравление ртутью. Первая помощь при отравлении ртутью.

Упаковочные материалы. Виды упаковки. Проблема утилизации вторсырья. Экологичная упаковка. Защита окружающей среды. Изготовление упаковки своими руками. Экологическая маркировка.

Основные термины: термометр, люминесцентная лампа, демеркуризация, упаковка, проблемы утилизации ртутьсодержащих приборов и упаковки, ПДК, первая помощь при отравлении ртутью. Маркировка на упаковке.

Учащиесядолжнызнать:приборы, содержащие ртуть и методы их утилизации,

демеркуризация, способы утилизации вторсырья, способы защиты окружающей среды от ртути.

Учащиеся должны уметь: оказывать первую помощь при отравлении ртутью, упаковывать различные предметы.Читать знаки, информирующие об экологически чистых способах утилизации упаковки.

Демонстрации: приборы, содержащие ртуть: ртутный термометр, манометр, барометр, энергосберегающая и люминесцентная лампы; виды упаковок.

Практические занятия: изготовление упаковки своими руками; чтение знаков экомаркировки.

III. «ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ ХИМИКОВ» (2 ч)

Вторсырье (газеты, пластиковые бутылки, использованные одноразовые шприцы и т.д.). Химическое оборудование (мерный цилиндр, пробирка, спиртовка, держатель для пробирки и т.д.). Способы утилизации вторсырья.

Основные термины: вторсырье, химическое оборудование.

Учащиеся должны знать: назначение химического оборудования.

Учащиеся должны уметь: изготавливать простейшее химическое оборудование (мерный цилиндр, пробирку, спиртовку, держатель для пробирки и т.д.) своими руками из пластиковой бутылки, шприца и т.д.

Практические занятия: простейшее химическое оборудование из вторсырья (2 ч).

IV. ВЕЩЕСТВА (14 ч)

1. Вещества пищевого назначения:

Строение молекулы воды. Физические свойства. Аномалии воды: температуры кипения и замерзания, образование ассоциатов воды, удельная теплоёмкость, поверхностное натяжение воды. Вода и пластиковая бутылка. Жесткость воды и способы ее устранения.

Соль. Физические свойства. Соляные бунты, добыча соли, поделки из соли (Величка в Польше). Значение поваренной соли для жизнедеятельности человека (по знакам Зодиака). Нормы потребления соли. Избыток и недостаток соли. Физраствор. Применение соли в медицине, быту, промышленности.

Чай. Виды чая. Состав чая. Дегустация. Титестер. Достоинства и недостатки черного и зеленого чая. Как приготовить хороший чай. Травяной чай.

Углеводы. Состав углеводов и их значение в питании человека. Дисахариды. Сахароза. Сахар белый и коричневый. Получение инвертного сахара.

Мед. Классификация. Состав меда. Продукты пчеловодства (перга, пыльца, маточное молочко и т.д.). Как определить натуральный мед (при покупке, в домашних условиях, в лаборатории). Искусственный мед. Диастазное число. Применение: в пищу, в косметологии, в медицине.

Уксусная, этановая, ледяная кислота. Уксусная эссенция. Уксус. Виды уксуса (яблочный, винный, бальзамический, чайный и т.д.). Концентрация. Получение уксусной кислоты. Применение.

Сода пищевая, каустическая, кальцинированная, кристаллическая. Физические свойства. Добыча соды. Применение соды в медицине, быту, промышленности.

Растительные масла. Состав. Рафинированное/нерафинированное, дезодорированное масло. Польза и вред растительных масел. Переработка масла. Олифа. Чипсы. Эрзац сливочного масла (маргарин). Спрэд.

Жвачка. История создания. Польза и вред. Нетрадиционные способы применения.

Мороженое. Виды. Состав. Польза и вред. ГОСТ и ТУ.

Основные термины: аномалии воды, жесткость воды и способы ее устранения; физраствор; дисахариды, инвертный сахар; ГОСТ и ТУ, мед, продукты пчеловодства; уксусная эссенция, ледяная кислота; сода пищевая, каустическая, кристаллическая, кальцинированная; рафинированный, дезодорированный, олифа, маргарин, спрэд;

Учащиеся должны знать: причины аномалий воды, строение молекулы воды, определение общей, постоянной и временной жесткости, способов устранения жесткости, физраствор, состав и виды чая; польза и вред травяного чая; состав углеводов и их значение в питании человека; отличие натурального и искусственного меда, сорта меда, продукты пчеловодства;отличие между ледяной кислотой и уксусной эссенцией; отличие разных видов соды по составу; состав растительного масла, отличие маргарина от спрэда, состав и назначение олифы; состав жвачки, пользу и вред данного продукта; отличие ГОСТа и ТУ.

Учащиеся должны уметь: устранять временную и постоянную жесткость воды; готовить и пробовать чай; готовить инвертный сахар на водяной бане; выбирать мед при покупке; уметь распознавать бутылку с уксусной эссенцией на ощупь; объяснять разницу между понятиями «спрэд» и «эрзац»; понимать этикетку и определять соответствие продукта ГОСТУ или ТУ на основании состава;

Демонстрации: разные сорта/виды чая, сахара, меда, уксуса, соды; маргарин и спрэд, олифа, этикетки разных видов мороженого.

Практические занятия: устранение жесткости воды, приготовление чая, инвертного сахара, приготовление искусственного меда, приготовление раствора уксусной кислоты заданной концентрации.

Расчетные задачи:Расчеты, связанные с понятием «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. Вычисление молярной концентрации раствора.

Наши рекомендации