ОПЫТ 30. Сравнение восстановительных свойств галогенов.
Выполнение опыта:
В три пробирки внести по 2-4 капли дихромата калия, подкисленного 2 н серной кислотой (1-2 капли). Добавить по 2-3 капли в первую пробирку раствора иодида калия, во вторую столько же бромида калия и в третью хлорида натрия. Растворы перемешать чистой стеклянной палочкой. В каком случае восстановление дихромата калия не произошло?
Написать уравнения протекающих реакций, учитывая, что дихромат калия, восстанавливаясь, переходит в сульфат хрома (III).
ОПЫТ 31. Характерные реакции на ионы галогенов.
Образование осадков АgСl, АgВr, АgI является характерной реакцией на ионы галогенов.
Выполнение опыта:
В три пробирки раздельно поместить по 4-5 капель растворов NаСl, КВr, КI, и в каждую добавить по 2-3 капли раствора АgNО3. Отметить цвет полученных осадков.
Написать в молекулярной и ионной формах уравнения протекающих реакции. Подействовать на осадки раствором аммиака. Что происходит? Написать уравнения реакций.
Контрольные вопросы и задачи
Р – элементы III А - группы
1.Охарактеризуйте положение бора и алюминия в периодической системе.
2.Напишите электронные формулы атомов В и А1 и возможных ионов.
3.Охарактеризуйте свойства оксида бора и борной кислоты. Почему борная кислота является одноосновной?
4.Качественная реакция на борную кислоту и ее соли.
5.Опишите свойства солей борной кислоты.
6.Опишите свойства солей борной кислоты (мета- и тетрабораты), особенности гидролиза тетрабората натрия.
7.Охарактеризуйте свойства алюминия.
8.Охарактеризуйте свойства оксида и гидроксида алюминия.
9.Напишите схемы амфотерности А1, А12О3 и А1(ОН)3.
10.Как протекает гидролиз сульфата алюминия?
11.Чем объяснить различия действия избытка аммиака и гидроксида натрия на раствор сульфата алюминия?
12.Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно отличить А1С13 и NаС1.
13.В одной пробирке находится раствор МgС12, в другой А1С13. С помощью какого одного раствора можно установить, в каких пробирках находятся эти соли?
14.Почему при прибавлении нескольких капель раствора соли алюминия к раствору щелочи не получается никакого осадка, тогда как при прибавлении нескольких капель раствора щелочи к раствору соли алюминия вызывает образование осадка? Напишите уравнения соответствующих реакций.
15.В чем проявляется диагональное сходство элементов? Какие причины его вызывают? Сравнить свойства бериллия, магния и алюминия.
16.Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:
А1С13® | А1(ОН)3®NaА1О2 | ®А1(ОН)3®Nа[А1(ОН)4] |
| ¯ | ¯ |
А1 ® | А12О3 | А12(SO4)3®ВаSO4 |
Р – элементы IV А - группы
17.Дайте общую характеристику р – элементов IV группы. Как изменяются их свойства с увеличением заряда ядра?
18.Напишите электронные формулы атомов С, Si, Ge, Sn, Pb и возможных их ионов.
19.Обоснуйте особенности электронного строения атомов углерода, и почему именно он является структурной основой органических соединений?
20.Какие аллотропные модификации характерны для углерода, особенности их строения, типы гибридизации, применение?
21.Объясните особенности строения СО и как это влияет на его химические свойства?
22.Какими свойствами обладает СО2?
23.Что происходит с СО2 при его взаимодействии с водой, с избытком и недостатком щелочи? Какие соединения образуются, их классификация и названия?
24.Качественная реакция на карбонат – ион и СО2.
25.Напишите общую и структурную формулы кремниевой кислоты, ее особенности. Что такое силикагель?
26.Что такое силикаты? Перечислите природные силикаты.
27.Качественная реакция на силикат – ион. Особенности гидролиза растворимых силикатов.
28.Качественные реакции на ионы Sn(II) и Рb (II).
29.Обоснуйте почему в окислительно –восстановительных реакциях ионы Sn (II) и Рb (II) являются восстановителями, а соединения Sn (IV) и особенно Рb(IV) только окислителями. Приведите примеры.
30.Составьте уравнения реакций идущих по схеме:
СО2®Са(НСО3)2®СаСО3®СаС12 Са(ОН)2®СаСО3
31.Составьте уравнения химических реакций, позволяющих осуществить следующие превращения:
С g СН4 g СО g СО2 g СаСО3 g Са(НСО3)2 g СаСО3 g СО2 g О2.
32.Составьте уравнения реакций идущих по схеме:
SiF4®Si ®SiO2®K2SiO3®H2SiO3®SiO2®Si®Mg2Si®SiH4®SiO2
33.Найти формулу кристаллогидрата карбоната натрия, если его навеска массой 28,6г после высушивания уменьшилась до 10,6г.
34.62,5г мрамора, содержащего 20% примесей, обработали избытком соляной кислоты, образовавшийся газ пропустили через раскаленный уголь. Какой газ и в каком объеме при этом образовался?
35.После пропускания 1 м3 воздуха (при н.у.) через раствор гидроксида бария образовалось 2,64 г осадка. Вычислите объемную долю углекислого газа в воздухе.
36.Рассчитайте, сколько м3 оксида углерода (IV) (при н.у.) можно получить из 1,5 т известняка, содержащего 90% CaCO3.
37.Через известковую воду пропущен 1 л (н.у.) смеси оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Выпавший при этом осадок был отфильтрован и высушен, масса его оказалась равной 2,45 г. Уставите содержание газов в исходной смеси (в % по объему).
Р – элементы V А - группы
38.Дайте общую характеристику р-элементов V А-группы, охарактеризуйте их положение в периодической системе. Как изменяются их свойства с увеличением заряда ядра?
39.Получение и свойства азота.
40.Опишите водородные соединения азота. Аммиак, получение, свойства.
41.Тип гибридизации и пространственная конфигурация аммиака и иона аммония.
42.Качественная реакция на ион аммония и аммиак.
43.Охарактеризуйте все известные оксиды азота. Опишите их получение, строение, свойства.
44.Производные аммиака и их применение в фармации.
45.Азотная кислота и ее соли (нитраты). Получение, свойства, применение.
46.Обоснуйте окислительно-восстановительную двойственность азотистой кислоты и нитритов, приведите примеры.
47.Изобразите электронно-структурную формулу молекулы азотной кислоты.
48.Почему азотная кислота и ее соли (нитраты) в окислительно-восстановительных реакциях могут быть только окислителями, приведите примеры.
49.Что происходит с нитратами при их термическом разложении? Как влияет на этот процесс катион металла?
50.Качественная реакция на нитраты.
51.Какие степени окисления проявляет фосфор? Какие оксиды образует, их свойства?
52.Назовите кислоты фосфора, приведите их графические формулы, опишите свойства.
53.Назовите соли оксокислот фосфора, их свойства.
54.Качественная реакция на фосфат-ион.
55.Как изменяются кислотно-основные свойства в подгруппе мышьяка (мышьяк, сурьма, висмут)?
56.Приведите реакцию Марша. Где она применяется?
57.Как изменяются кислотно-основные свойства оксидов и гидроксидов подгруппы мышьяка со С.О. +3.
58.Назовите оксиды элементов подгруппы мышьяка со С.О. +5, опишите их свойства. Какие кислоты им соответствуют?
59.Приведите качественные реакции элементов подгруппы мышьяка со С.О. +3 и +5.
60.Осуществите следующие превращения: N2®NH3®NO®HNO3®NH4NO3®NH3®N2
61.Осуществите следующие превращения: Р®Р2О5®Н3РО4®Са(Н2РО4)2®СаНРО4®Са3(РО4)2
62.Плотность паров фосфора по воздуху 4,28. Из скольких молекул состоит молекула парообразного фосфора?
63.Какое количество вещества Na2НРО4·2Н2О следует растворить в одном килограмме воды для получения раствора содержащего 4% безводной соли?
64.Сколько литров и молей NH3 требуется для получения 6,3т HNO3, считая потери в производстве 5%?