Опыт 6. Влияние рН среды на направление окислительно-восстановительных реакций

1. Возьмите четыре пробирки. В каждую из них налейте 9-10 капель раствора перманганата калия KMnO4. Первую пробирку оставьте в качестве контрольной.

2. Во вторую пробирку добавьте 3 капли 0,5 н. раствора серной кислоты H2SO4 (рН < 7).

3. В третью пробирку добавьте 3 капли 0,5 н. раствора гидроксида натрия NaOH (pH > 7).

4. В четвертую пробирку добавьте 3 капли воды (pH ≈ 7).

5. Во 2-ю, 3-ю и 4-ю пробирки добавить по каплям свежеприготовленный раствор сульфита натрия Nа23 до характерного изменения окраски растворов.

Запись данных опыта.Как меняется окраска раствора во 2-й пробирке? Какое соединение в виде осадка образовалось в 3-й пробирке? Какой ион придает раствору такую окраску? Как изменилась окраска раствора в четвертой пробирке?

Запишите уравнения реакций в молекулярной и ионно-электронной формах, уравняйте их. На основании проведенных опытов сделайте вывод о характере продуктов восстановления перманганат-иона в зависимости от рН среды. В какой среде перманганат-ион проявляет более высокую окислительную активность?

Наблюдения и уравнения:

Выводы:

Дата________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 9

КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Цель и содержание

Получение комплексов различного типа. Изучение строения комплексных ионов и их свойств.

Приборы и реактивы

Штатив с пробирками, пипетки капельные, микрошпатель, универсальная индикаторныя бумага, вода дистиллированная.

Жидкие реактивы: раствор аммиака (25%), сульфата цинка (0,5 н.), сульфата никеля (0,5 н.), сульфата меди (II) (0,5 н.), сульфата алюминия (0,5 н.), хлорида хрома (III) (0,5 н.), хлорида бария (0,5 н.), раствор аммиака (2 н.), гидроксида натрия (2 н.), сульфида натрия (0,5 н.), гексацианоферрата (III) калия (0,5 н.).

Сухие реактивы: гранулы олова, соль Мора.

Указания по технике безопасности

См. лабораторную работу 1.

Методика и порядок выполнения работы

Опыт 1. Анионные комплексы

Анионными в частности являются гидроксокомплексы. Для их получения в три пробирки раздельно поместите растворы солей цинка, хрома (III) и алюминия. В каждую из них добавьте по каплям раствор щёлочи. Наблюдайте вначале выпадение осадков по ионным реакциям типа

Опыт 6. Влияние рН среды на направление окислительно-восстановительных реакций - student2.ru ,

а затем их растворение в избытке щёлочи с образованием растворимых гидроксокомплексов

Опыт 6. Влияние рН среды на направление окислительно-восстановительных реакций - student2.ru .

Запись данных опыта. Напишите уравнения всех проделанных реакций. Гидроксиды каких металлов способны образовывать такие анионные комплексы?

Наблюдения и уравнения:

Выводы:

Опыт 2. Катионные комплексы

Катионными комплексами в частности являются аммиакаты. Для получения аммиаката никеля внесите в пробирку 3–4 капли сульфата никеля (NiSO4)и такой же объём раствора гидроксида натрия (NaOH).Образуется осадок гидроксида никеля (II). Аккуратно слейте раствор, из пробирки оставив осадок. Остатки жидкой фазы можно удалить полоской фильтровальной бумаги.

К осадку добавьте 5–6 капель концентрированного раствора аммиака. Тщательно перемешайте до полного растворения осадка. В отдельную пробирку поместите несколько капель раствора сульфата никеля и сравните его окраску с окраской раствора гидроксида гаксаамминникеля (II) полученного по реакции

Опыт 6. Влияние рН среды на направление окислительно-восстановительных реакций - student2.ru .

Запись данных опыта. Напишите уравнения проведённых реакций. Какое основание является более сильным: простое или комплексное? Ответ обоснуйте.

Наблюдения и уравнения:

Выводы:

Наши рекомендации