Особенности конструкций емкостей и баков для хранения криогенных жидкостей
Классификация криогенных емкостей по назначению:
1. стационарные: ;
2. транспортные:
· автомобильные: ;
· железнодорожные: ;
· ракетно-космические, авиационные: объём до сотен м3;
3. лабораторные сосуды: .
Резервуары криогенных систем предназначены для накопления, хранения и выдачи жидких криогенных продуктов потребителю. В ряде случаев в резервуарах осуществляется получение требуемой температуры жидкости. В резервуарах может также размещаться охлаждаемое оборудование (обычно в среде гелия); такие резервуары выделяются в особый вид и носят название криостатов.
В зависимости от назначения, размеров и вида хранимого продукта криогенные резервуары отличаются теми или иными конструктивными особенностями.
Все резервуары можно разделить на следующие группы: стационарные резервуары, предназначенные для эксплуатации в составе жидкостных криогенных систем; транспортные резервуары и цистерны, предназначенные для снабжения потребителей жидкими криогенными продуктами; лабораторные сосуды, объем и масса которых позволяют перемещать их вручную.
При разработке конструкции резервуаров решаются вопросы выбора формы резервуаров, системы опор или подвесок, а также другие схемные вопросы: обеспечение тепловой защиты и способа поддержания вакуума в изоляционных полостях; выбор материала сосудов и других конструктивных узлов.
Форма резервуаров выбирается с учетом их назначения, удобства изготовления, перевозки и эксплуатации. Дополнительное влияние на форму резервуаров оказывает стремление к уменьшению теплопритоков к хранимой жидкости. С точки зрения обеспечения минимальных теплопритоков предпочтительна сферическая форма сосудов, поскольку для сферы отношение поверхности к объему S/V минимально по сравнению с другими геометрическими формами. Однако, при сферической форме сосудов недостаточно эффективно используются рабочие площади и объемы. В связи с этим, кроме сосудов сферической формы, широко применяются вертикальные и горизонтальные цилиндрические резервуары, форма которых в лучшей степени учитывает габаритные размеры транспортных средств, позволяет более рационально использовать производственные площади, дает возможность за счет изменения длины обечайки выпускать ряд однотипных резервуаров разного объема.
Сосуды для хранения криогенных жидкостей заключены в кожух (обычно герметичный), и пространство между ними используется для тепловой защиты внутреннего сосуда чаще всего на базе вакуумированных типов изоляции. Форма кожуха в основных очертаниях повторяет форму внутреннего сосуда.
Принципиальная конструктивная схема криогенного резервуара во многом определяется решением проблемы крепления внутреннего сосуда относительно кожуха. Обычно внутренний сосуд фиксируется относительно кожуха с помощью подвесок или опор. Их конструкция рассчитана на массу сосуда с жидкостью, а для транспортных резервуаров - на дополнительные нагрузки, связанные с ускорением и торможением транспортного средства. Кроме того, они должны воспринимать усилия, связанные с температурными деформациями внутреннего сосуда. Одновременно опоры и подвески являются важнейшими элементами тепловой защиты.
Подвески сосудов выполняются стержневыми, трубчатыми, в виде тросов и цепей. В целях снижения теплопритока боковые поверхности подвесок и опор тщательно изолируются, и величина теплопритока определяется в основном их термическим сопротивлением. Наиболее простой способ уменьшения теплопритоков – увеличение длины опор и подвесок.Эффективный способ снижения теплопритоков связан с уменьшением температурного напора по длине подвески или опоры. Это может быть осуществлено за счет их охлаждения отходящими парами. Самый простой вариант охлаждаемой подвески - совмещение ее с горловиной.
В гелиевых резервуарах снижение температурного напора по длине подвесок может быть достигнуто за счет того, что сосуд с гелием подвешивается не к теплому кожуху, а к азотному экрану. Снижение теплопритоков по подвескам и опорам связано также с внедрением новых конструкционных материалов, обладающих малой теплопроводностью и высокой прочностью.
На рисунке представлены основные конструктивные схемы криогенных резервуаров, предназначенных для хранения всего ряда криогенных жидкостей, кроме гелия. Для сравнительно небольших резервуаров, имеющих форму сферы или короткого вертикального цилиндра, одним из наиболее рациональных конструктивных решений является использование в качестве подвески центральной трубы, расположенной вдоль вертикальной оси (а), которая одновременно служит для заполнения сосуда, слива жидкости и сброса пара. Пространство между сосудом и кожухом используется для размещения порошковой или слоисто-вакуумной изоляции. Такую конструкцию крепления внутреннего сосуда относительно кожуха имеют практически все криогенные резервуары объемом до нескольких сот литров. Теплоприток по тепловому мосту (горловине) в данной конструкции минимален, поскольку горловина может быть выполнена достаточной длины; перепад температур по концам горловины уменьшен за счет охлаждения при хранении с открытым газосбросом или вследствие температурного расслоения в газовой фазе при хранении без сброса паров. Для обеспечения возможности транспортировки резервуаров внутренний сосуд имеет ограничители радиальных перемещений.
Конструктивная схема более крупных сферических, а также горизонтальных и вертикальных цилиндрических сосудов предусматривает их крепление относительно кожуха с помощью подвесок (б). Расположение подвесок по касательной к внутреннему сосуду позволяет в целях снижения теплопритока выполнять их достаточной длины. Для устранения действия изгибающих моментов подвески имеют шарнирные соединения с кожухом и внутренним сосудом.
В ряде случаев, с целью удлинения подвесок, они расположены в специальных трубах, проходящих через сосуд с жидкостью, причем полость труб сообщается с изоляционной полостью резервуара (в).
В целях уменьшения металлоемкости резервуара используют конструкции, в которых внутренний сосуд крепится на жестких трубчатых опорах (г). Опоры сосуда и кожуха расположены коаксиально, и пространство между ними сообщается с межстенным пространством резервуара, образуя единую вакуумную полость. Независимая система опор внутреннего сосуда и кожуха позволяет снизить вес резервуаров.
Вертикальные трубчатые опоры применяются в отечественных конструкциях крупных вертикальных и горизонтальных цилиндрических и сферических резервуаров. В некоторых конструкциях резервуаров (в основном транспортных) внутренний сосуд закреплен относительно кожуха на нескольких стеклопластиковых опорах (д). Такая конструкция достаточно проста, технологична в изготовлении и обеспечивает восприятие значительных нагрузок, хотя и менее эффективна в тепловом отношении. Очень крупные хранилища, объемом более тысячи кубических метров для относительно высокотемпературных продуктов — кислорода, азота и метана, часто выполняются с газонаполненной изоляцией, что позволяет применить иные конструктивные решения.