Опыт 1. Качественная реакция на хлорид-ион
В четыре пробирки налейте по 5 – 7 капель растворов следующих хлоридов: в первую – хлорида кальция, во вторую – хлорида бария, в третью – хлорида калия, в четвертую – хлорида натрия. Составьте уравнения диссоциации всех четырех солей. Что между ними общего?
В каждую пробирку добавьте по 2 капли раствора нитрата серебра. Сравните результаты, наблюдающиеся во всех четырех пробирках. Имеется ли сходство? Чем вы его объясните? Напишите уравнения всех протекающих реакций в молекулярной и ионной форме. Сравните между собой все краткие ионные уравнения.
Во все пробирки добавьте по 1 капле концентрированного раствора аммиака и тщательно размешайте. Что происходит с осадком? Добавьте в каждую пробирку по 1 капле концентрированной азотной кислоты. Наблюдаются ли изменения? Что можно сказать о поведении хлорида серебра в аммиачной и кислой среде? Сделайте вывод о том, какой ион является реактивом на хлорид-ион.
Опыт 2. Качественная реакция на йод
В пробирку с сильно разбавленной йодной водой капните крахмальный клейстер. Как меняется окраска смеси? Эта реакция широко применяется для распознавания простого вещества йода, она очень чувствительна.
В другую пробирку налейте 5 – 7 капель йодида калия и тоже добавьте каплю крахмального клейстера. Наблюдается ли такое же окрашивание, как в первом опыте? Почему? Сделайте вывод об отношении крахмала к свободному йоду – простому веществу и к йодид-иону.
Опыт 3. Действие на бромиды и йодиды нитрата серебра
Налейте в одну пробирку 5 – 7 капель раствора йодида калия, в другую – столько же бромида калия и добавьте в оба раствора по капле нитрата серебра. Каков цвет образующихся осадков? Для сравнения получите известным вам способом осадок хлорида серебра. Чем он отличается от первых двух осадков? Дайте осадкам некоторое время постоять. Обратите особое внимание на осадок бромида серебра. Какие изменения происходят с осадками? Чем вы это объясните?
Опыт 4. Получение хлороводорода и соляной кислоты и изучение их свойств
Соберите прибор по схеме, изображенной на рис.2. Все детали прибора должны быть совершенно сухими. Опыт проводят под тягой! В пробирку, закрепленную в штативе, положите немного сухой поваренной соли и слегка смочите ее концентрированной серной кислотой (слишком большое количество H2SO4 будет мешать). Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой. Другой конец газоотводной трубки опустите до самого дна в сухую пробирку, прикрыв последнюю рыхлым комочком ваты. Рядом поставьте чашку с водой. Слегка подогрейте пробирку.
Пробирку можно считать заполненной хлороводородом, когда над прикрывающим ее кусочком ваты появится туман. Тогда вату и газоотводную трубку из пробирки выньте, прикрывая отверстие пальцем, и быстро опрокиньте ее в воду. Наблюдайте повышение уровня воды в пробирке. Когда повышение уровня воды в пробирке прекратится, выньте пробирку из чашки вместе с вошедшей в нее водой, закрыв под водой отверстие пальцем. Испытайте раствор индикаторной бумагой. Изменилась ли ее окраска?
Рисунок 2. Прибор для получения хлороводорода
Возьмите из пробирки пробу и испытайте ее раствором нитрата серебра. Что вы наблюдаете? Напишите уравнение реакции получения хлороводорода лабораторным способом. Начертите схему прибора для его получения. Почему для проведения этого опыта все детали прибора должны быть совершенно сухими? Пойдет ли реакция, если взять исходные вещества в виде разбавленных растворов? Почему? Напишите уравнение реакции взаимодействия нитрата серебра с соляной кислотой в молекулярной, полной ионной и сокращенной ионной форме. В чем разница между соляной кислотой и хлорной водой?
Сделайте вывод о способе получения хлороводорода в лаборатории, условиях проведения реакции, правилах техники безопасности и наиболее ярких свойствах хлороводорода. Укажите, какая связь между хлороводородом и соляной кислотой.
Опыт 5. Получение кислорода
Налейте в пробирку 10 капель пергидроля (30% раствор пероксида водорода) и добавьте крупинку оксида марганца (IV). Реакция идет чрезвычайно бурно, поэтому пробирку с пероксидом водорода в руках держать не следует. Ее необходимо поставить в штатив - стойку или закрепить в металлическом штативе Бунзена, отодвинуть подальше от глаз и лишь после этого прибавлять оксид марганца (IV). Испытайте выделяющийся газ тлеющей лучинкой. Как ведет себя лучинка? Потрогайте по окончании реакции пробирку пальцами. Наблюдается ли на ощупь изменение температуры? Какую роль играет оксид марганца (IV) при разложении пероксида водорода. Напишите уравнение реакции, протекающей при разложении пероксида водорода.
Соберите прибор, изображенный на рис. 3.
Рисунок 3. Прибор для получения кислорода
В пробирку поместите 5 – 6 микрошпателей перманганата калия. Пробирку горизонтально укрепите в штативе, закройте пробкой с газоотводной трубкой, а между веществом и пробкой положите рыхлый комочек ваты. Вата должна быть расположена около самой пробки. Для собирания кислорода приготовьте ванну, наполовину налитую водой, и опрокиньте в нее наполненную водой пробирку-сборник. Нагрейте прибор и соберите выделяющийся кислород над водой. Заполненную кислородом пробирку выньте из воды, закрыв под водой пальцем. Испытайте кислород тлеющей лучинкой.
Не забудьте правило работы с подобными приборами: прежде чем прекратить нагревание, конец газоотводной трубки следует вынуть из воды, иначе воду засосет в прибор, и он лопнет.
Напишите уравнение реакции разложения перманганата калия при нагревании. Начертите схему прибора для получения кислорода. Для чего в пробирку, в которой разлагается перманганат, вкладывают вату? Растворим ли кислород в воде? Легче или тяжелее воздуха кислород? Можно ли собирать кислород в цилиндр вытеснением воздуха? Если можно, то начертите схему прибора для получения кислорода и собирания его вытеснением воздуха. Является ли реакция разложения перманганата калия окислительно-восстановительным процессом? Дайте обоснованный ответ.