Описание лабораторной установки и порядок проведения опыта
Оборудование и реактивы: сернаякислота 2% раствор (ρ=1015 Кг/м³), тиосульфат натрия 2% раствор (ρ=1005 Кг/м³), пробирки, мерные цилиндры, термометр, секундомер, стаканы.
ОПЫТ 1. ЗАВИСИМОСТЬ СКОРОСТИ РЕАКЦИИ ОТ КОНЦЕНТРАЦИИ.
Реакция тиосульфата натрия Na2S2O3 с серной кислотой протекает по уравнению:
Na2S2O3+H2SO4=Na2SO4+S↓+H2SO3
Соответствующие объемы воды серной кислоты и тиосульфата натрия отмеряем мерным цилиндром. Растворы сливаются в одну пробирку и смешиваются быстрым движением, взбалтыванием. С этого момента до начала реакции измеряется время по секундомеру. Начало реакции указывает появление в растворе мути. Опытные данные вносят в таблицу 1.
Таблица 1.
№ опыта | V(мл) H2SO4 | V(мл) Na2S2O3 | V(мл) H2O | Vобщ(мл) смеси | Время t. сек | Скорость реакции |
На основании полученных данных выразить графически зависимость скорости реакции от концентрации тиосульфата натрия.
Отложить на оси абсцисс объемы в мл тиосульфата, а на оси ординат – время в секундах.
ОПЫТ 2.ЗАВИСИМОСТЬ СКОРОСТИ РЕАКЦИИ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ.
Зависимость скорости реакции от температуры должна быть показана на основании измерения времени от момента взаимодействия растворов серной кислоты и тиосульфата натрия при трех различных температурах. Во всех трех опытах концентрации и объемы растворов серной кислоты и тиосульфата натрия одинаковы.
В первом опыте в одну пробирку отмеряют 15 мл 2 % раствора тиосульфата натрия, а в другую – 5 мл 2% раствора серной кислоты. Обе пробирки опускают в стакан с горячей водой (tº~30ºС). В то же стакан опускают термометр. Спустя 5 мин. Измеряют температуру воды и, вынув из воды обе пробирки, сливают раствор серной кислоты в раствор тиосульфата натрия. Растворы смешивают быстрым взбалтыванием. С этого момента до начала реакции (появление мути) измеряется время по секундомеру.
Такие же опыты производятся с теми же объемами растворов серной кислоты и тиосульфата натрия при 40-50ºС и при охлаждении водопроводной водой.
Полученные данные вносятся в отчет по форме таблицы 2.
Таблица 2.
№ п/п | tº C | Время, сек. |
На основании полученных результатов выразить графически зависимость реакции от температуры, отложив на оси абсцисс температуры, а на оси ординат – время в секундах.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРИМЕНТА.
При проведении лабораторного опыта необходимо каждый раствор отмерять своим цилиндром. Каждый опыт проводить в новой пробирке. При попадании на лицо, в глаза, на руки химических реактивов следует смыть немедленно водой и хорошо промыть пораженный участок большим количеством воды.
СОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТА.
1. Цель работы, рабочее задание.
2. Химическая реакция, таблица, график.
3. Вывод о влиянии концентрации на скорость химической реакции.
4. Ответы на контрольные вопросы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Глинка Н.Л. Задачи и упражнения по общей химии . Москва: Интеграл –
пресс, 2001 – 2006,79-93 с.
2. Коровин Н. В. Общая химия. – М.: Высшая школа, 2004, 142-158 с.
3.Белозерова Т.И. Химия. Конспект лекций. в двух частях для. инженерно- технических ( нехимических) специальностей.- Северодвинск: Севмашвтуз., 2009г.,часть1.
4. Белозерова Т.И. Термохимические расчеты. Химическое равновесие. Правило Ле Шателье. Методические указания к практическим работам. Севмашвтуз, 2006,
14с.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ.
1. Соблюдайте осторожность при работе с термометром и с раствором щелочи. 2 В случае попадания щелочи на одежду следует смыть её водой, а затем нейтрализовать раствором уксусной кислоты с массовой долей 5%.
3.При попадании на лицо, глаза и на руки химических реактивов следует промыть пораженный участок большим количеством воды.
4.Не оставляйте на рабочих местах грязную посуду.
Лабораторная работа № 3.
Приготовление растворов различных концентраций.
1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться готовить растворы с определенной концентрацией и определять плотность раствора.
2. РАБОЧЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Приготовить раствор с заданной массовой долей.
2. Измерить плотность полученного раствора.
3.Ответить на контрольные вопросы.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ.
Растворы - гомогенные системы переменного состава, состоящие из двух или более компонентов.