Роль научно-технического творчества в социально-экономическом развитии Украины

Народно-хозяйственный эффект применения того или иного технического новшества определяется прежде всего тем, насколько слаженно и оперативно функционирует триединая цепочка «наука – техника – производство», в которой cпециалист занимает ключевую позицию. Его творческая деятельность базируется на доскональном изучении самых передовых научных исследований и разработок, с одной стороны, а с другой – на глубоком знании технологии производства, его реальных возможностей и динамики развития.

Научно-технический прогресс неотделим от изобретательской деятельности, многообразие которой является предметом научного исследования. Психологи изучают изобретения как результат интеллектуальной деятельности человека, его творческого поиска. Новая наука – эвристика рассматривает механизмы деятельности человека, вскрывает закономерности создания изобретений. Социологи устанавливают взаимосвязь между развитием изобретательской деятельности, социальным и научным прогрессом. Изобретения являются предметом изучения историков, так как знаменуют собой новую ступень исторического развития науки и техники. Экономисты рассматривают изобретение как средство повышения эффективности производства. Статистика свидетельствует, что с экономической точки зрения нет более эффективной деятельности, чем изобретательство и рационализация. В нашей стране ежегодная экономия от внедрения изобретений и рацпредложений более чем в 15 раз превышает затраты на организацию технического творчества. Это говорит о том, что прибыль от использования различных технических новшеств может целиком поглотить убытки от неудачных попыток даже в том случае, если реализуется лишь одно изобретение или рацпредложение из пятнадцати опробованных. Риск, таким образом, практически всегда оправдан, так как опасность не совершить попытку (внедрить новшество) и опасность испытать неудачу от этого шага не равны. В первом случае мы теряем огромные блага и возможности для удовлетворения наших потребностей, а во втором затрачиваем сравнительно небольшую часть ресурсов. Безусловно, с возрастанием технической сложности новшеств объем отвлекаемых на эту деятельность материальных и трудовых ресурсов растет. Однако не следует забывать, что по приводившимся данным статистики многократно растет и результат от каждой успешной попытки.

Генеральный курс развития народного хозяйства на современном этапе – неуклонный рост эффективности общественного производства. Создаваемая техника должна отличаться высокой производительностью, надежностью, экономичностью.

Сегодня задачи дальнейшего экономического развития нашего общества диктуют необходимость более полно использовать творческие потенции каждого участника производства. А для этого необходимо не только четко представлять, что не устраивает нас в существующей практике развития творческой активности трудящихся, в научно-технической деятельности, но и попытаться через призму недостатков и потребностей в повышении эффективности использования творческого потенциала трудового коллектива в уже имеющемся положительном опыте найти, нащупать те его черты и соответствующие им методы работы, которые способствуют ускорению процесса выработки и реализации новаторских идей, созданию режима наибольшего благоприятствования для новшеств, обеспечивающих опережающий рост результатов производства относительно затрат на него.

Достижение этих целей требует, чтобы все участники общественного производства, от рабочего до руководителя, ясно представляли себе узловые направления приложения творческих способностей, содержание и технологию творческой работы, стоящие на пути изобретателей и рационализаторов барьеры, а также способы их преодоления.

Поэтому очень важно привлечь к активной трудовой деятельности молодых, тех, кто только начинает трудовую жизнь. Однако, как показывает опыт, значительная часть молодых специалистов на первых порах не участвует в рационализаторской работе, а некоторые прекращают эту деятельность после первых неудачных попыток внести и осуществить предложение. Происходит это потому, что начинающие часто поначалу не знают, чем заняться в первую очередь, не обучены приемам поисков новых решений, не знакомы с тактическими методами преодоления трудностей при реализации идей в производстве.

Все эти знания приобретаются в результате общения в коллективе, а также путем специального обучения. Должен быть и толчок к творчеству. Что-то должно встряхнуть психику человека, настроить его на решение производственных проблем.

Побуждением к творчеству может послужить поиск выхода из производственного затруднения, стремление облегчить свой труд и труд товарищей, пример опытного новатора или природные способности личности: энтузиазм, честолюбие и т. д.

Роль научно-технического творчества в социально-экономическом развитии Украины - student2.ru

Рисунок 4.1 – Изменение ВВП относительно 1988 года, и численности рационализаторов и изобретателей, а также изданных охранных документов относительно 1990 года.
5. Ассоциативные методы поиска технических решений

Ассоциативные методы активизации творческого мышления основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

К ассоциативным методам относятся (во многом аналогичные): метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Между двумя совершенно различными, несвязанными понятиями (словами) можно осуществить логическую связь, установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Возьмем два различных понятия — «древесина» и «мяч». Осуществим ассоциативный переход: «древесина» — «лес», «лес» — «поле», «поле» —-«футбольное», «футбольный» — «мяч». Или такие два понятия, как «небо» и «чай»: «небо» — «земля», «земля» — «вода», «вода» — «пить», «пить»— «чай».

Изобретательство связано с поиском отдаленнх аналогов, переносом знаний из одной области в другую, интерпретецей нового посредством известных понятий, поэтому в нем трудно обойтись безобходных слов, преносного смысла, метафорических выражений, которые вызывают новые ассоциации. Последние разделяют по сходству, контрасту, смежности и смыслу. Ассоциации по сходству – это материал для эвристической аналогии, по контрасту – для эвристической инверсии, по смежности – для преобразования в пространстве и времени, по смыслу – для семантической интерпретации проблемной ситуации, установления причинно-следственных связей между техническим объектом, его элементами, человеком, средой и т.д.

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры.

Метафоры могут служить подсказкой для нахождения изобретательской идеи. С целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций)», т. е. семантически взаимосвязанным цепочкам. Чаще всего применяют две их разновидности: а) концентрированные гирлянды (грозди), различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие; б) гирлянды последовательных метафор (ассоциаций), при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.

Наши рекомендации