Занятие № 6. Грамматика. Понятие морфемы. Грамматические значения и категории
Контрольные вопросы
1. Грамматика как уровень языка и как раздел языкознания.
2. Понятие морфемы. Корень и аффиксы.
3. Как соотносятся друг с другом грамматическая форма слова (словоформа), парадигма, лексема?
4. Виды аффиксов по функции и по положению в слове.
5. Что такое основа? Какие основы называются производными, какие – непроизводными?
6. Виды аффиксов в языках мира.
7. Исторические изменения в составе слова. Что такое опрощение? Приведите примеры.
8. Что такое переразложение? Приведите примеры.
9. Что такое изменение состава слова по аналогии? Приведите примеры.
10. Грамматическое значение как основная единица плана содержания. Специфика и основные свойства грамматического значения.
11. Грамматическая категория. Типы грамматических категорий.
12. Каким образом можно установить наличие какой-либо грамматической категории в данном языке?
13. Что такое грамматическая форма слова?
14. Объясните соотношение понятий «грамматическое значение», «грамматическая категория», «грамматическая форма».
15. Приведите примеры исторических изменений грамматических категорий.
16. Приведите примеры своеобразия грамматических категорий в языках мира.
Практические задания
1. Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня и суффикса; г) слова, состоящие из приставки и корня; д) слова, содержащие все четыре типа морфем.
Сидишь, видит, рука, колос, тепло, вбок (нар.), ни (част.), смотреть, пел, спать, иду, город, горячо, вверх, писать, под (предл.), книга, хорошо, вниз, слушать, бесстыдник, дом, чернильница, вот, беспечный, записка, печь, вскормить.
2. Аналогичен ли морфемный состав следующих слов?
а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой; б) дай, май, стай, желай; в) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, коней, мышей.
3. Чем отличаются по морфемному составу следующие пары слов? Ножом – потом, стеной – домой, вобрать – водить, ободрать – обонять, косточка – ласточка, отобрать – отоварить.
4. Сколько различных корней в следующих словах? Сгруппируйте эти слова по общности корня:
а) вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник; б) вожатый, вожу, обезвоженный, унавоженный; в) топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить.
5. В следующих словах укажите омонимичные аффиксы:
а) беру, воду, врачу, несу, в боку; б) веселей, полей, дОлей; в) море, шире, сестре, о добре; г) родина, домина, долина, скотина, свинина, купчина.
6. Укажите, какой оттенок данным однокоренным словам придают разные суффиксы:
а) дева, девица, девушка, девочка, девчурка, дивчина, девка; б) старик, старец, старикан, старичок, старикашка, старче.
7. Объедините данные слова в две группы в зависимости от типа основы (производная или непроизводная).Обоснуйте ответ.
Кость, радость, село, родина, детство, лебедь, пень, длина, бездна, весна, мыло, ласка, сетка, тьма, басня, старик, горец, зрелище, шорох, воля, сотня.
8. Действием какого грамматического закона можно объяснить появление следующих просторечных форм?
Местов нет, у метра, пОльта, красивше, ширьше, колебаюсь, плакаю, дремает, бежи ВМЕСТО мест нет, у метро, пальто, красивее, шире, колеблюсь, плачу, дремлет, беги.
9. Укажите слова, в которых производная основа стала непроизводной. Как называется такое явление?
Облако, расписание, вкус, кольцо, листок, окорок, подошва, ожерелье, пояс, ровесник, пончик, мальчик, крыльцо, забава, конец, молодец, писец, борец, брак, кончик, сугроб, позор, предмет, сокровище, забор, насекомое, восток, заноза, трус.
10. Выделите из приведённых ниже слов те, которые обладают нулевым окончанием (нулевой флексией). Укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены:
стол, ещё, коров, лучи, вперёд, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положа (руку на сердце).
11. Ниже приводятся санскритские глагольные формы и их переводы на русский язык в перепутанном порядке. Установите правильные переводы.
Nayasi, icchati, anayam, nayami, icchasi, icchami, anayat – я хочу, ты ведёшь, он хочет, я веду, я вёл, ты хочешь, он вёл.
Занятие № 7. Грамматические средства и способы.
Контрольные вопросы
1. В чем разница между синтетическими и аналитическими средствами выражения грамматических значений?
2. Перечислите известные вам синтетические средства.
3. При каких условиях словесное ударение может быть грамматическим средством?
4. Что такое внутренняя флексия? Приведите примеры.
5. Что такое супплетивизм? Как появляются в языке супплетивные формы? Приведите примеры (письменно) супплетивных форм из русского и изучаемого языков.
6. Что такое редупликация? Приведите примеры.
7. Перечислите известные вам аналитические средства.
8. Приведите примеры грамматической функции порядка слов в изучаемом языке.
9. Перечислите служебные слова, используемые в качестве грамматических средств. Приведите примеры из изучаемого языка.
10. Приведите примеры использования интонации в качестве грамматического средства.
Практические задания
1. Сгруппируйте следующие пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений. Назовите эти средства и укажите, какие значения ими выражены:
книга – книгу, я –меня, читаю – буду читать, сидишь – сидит, напишу – напишем, даем – дадим, пилЫ – пИлы, плохо – хуже, тёплый – самый тёплый, иду – шёл, лЕса – лесА, читал – читала, избегать – избежать, светлый – светлее, везу – вёз, насЫпать – насыпАть, чёрный – чёрная, ходит – ходил, вымыт – был вымыт, мой – моего, много – больше, сковать – сковывать, запретить – запрещать, милый – милейший, чудо – чудеса, прыгать – прыгнуть, падаю – упал, придём – придёте, книга – книги, кладу – положу, стол – стола, она – её, гребу – грёб, выразить – выражать, хороший – лучше, белый – белого, сказал – сказала.
2. Даны слова на языке илокано (Филиппинские острова) с переводом на русский язык. Объясните, как выражается значение множ ч. в этом языке: tAlon – поле, taltAlon – поля, dAlan – дорога, daldAlan – дороги, bIag – жизнь, bibIag – жизни, ulo – голова, ulUlo - головы.
3. Даны слова на языке бонток (Филиппинские острова) и их соответствия в русском языке. Объясните, какой тип аффикса используется в этом языке для образования глаголов: fikas - сильный, fumikas – становиться сильным, kilad –красный, kumilad – становиться красным, bato – камень, bumato – становиться камнем, fusul - враг, fumusul – становиться врагом.
4. Дано несколько мордовских загадок на эрзя-мордовском языке и в переводе на русский язык. В тексте оригинала пропущены некоторые слова (см. прочерки), а в русском переводе места пропусков в мордовском тексте подчёркнуты. Заполните пропуски.
1. В одном доме живут, друг на друга смотрят, вместе не сходятся. | Ве кудсо_________, карадо-каршо ваныть, вейс а васодить. |
2. В лес едет – домой смотрит, домой едет – в лес смотрит. | Вирев _______ _____- кудов _____, _______________________________. |
3. Еду, еду – следу нету, режу, режу – крови нету. | Молян, молян – след арась, керян, керян – верь арась. |
4. Живут в лесу, когда летят – звенят. | ___________________, зярдо ливтить – бийнить. |
5. Зимой живу, весной умираю. | Тельня _______, тунда кулан. |
6. В воде живёт, умирает – краснеет. | Ведьсэ эри, _________ якстерьгады. |
7. Темнеет – они светлеют, светлеет – они темнеют. | Чополгады – сынь __________, валдомгады – сынь _____________. |
8. Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. | Чуди, чуди – а чудеви, ______________ - а чиеви. |
5. Определите грамматические значения и способы их выражения в нижеследующем предложении. Переведите данное предложение на изучаемый язык и сопоставьте грамматические категории и грамматические средства двух языков. Когда я выходил из читального зала, ко мне подошёл какой-то молодой человек.