Тема 7. Грамматические значения и грамматические категории

Грамматическое значение - это абстрактное языковое содержание грамматической единицы, имеющее в языке регулярное (стандартное) выражение (например, грамматическим значением слов новый, старыйявляется общее категориальное значение признаковости, а также частные грамматические значения - рода, числа и падежа: все эти значения имеют в языке стандартное выражение в аффиксальной морфеме -ый.Грамматическое значение отличается от лексического более высоким уровнем абстракции, т.к. «это абстракция признаков и отношений» (А.Д. Реформатский). Грамматическое значение неиндивидуально, поскольку оно принадлежит целому классу слов, объединенных общностью морфологических и синтаксических свойств. Некоторые частные грамматические значения могут меняться в слове в разных его грамматических формах. В отличие от лексического значения, грамматическое не называется словом прямо, непосредственно, а выражается в нем «попутно» с помощью специальных грамматических средств (аффиксов). Оно как бы сопутствует лексическому значению слова, являясь его добавочным значением.

Абстрагированное языковое содержание, выражаемое грамматическим значением, имеет разную степень абстракции, т.е. по своей природе грамматическое значение неоднородно: оно может быть более абстрактным или менее абстрактным. В зависимости от характера грамматического значения, т.е. от того, является ли оно внутренне присущим слову (например, значение предметности у существительного) или же реализуется в словоформе в определенном контексте в составе словосочетания или предложения (например, значение числа и падежа у существительного), различаются несинтаксические или референциальные грамматические значения, которые внутренне присущи слову (например, значение рода у существительных), и синтаксические или реляционные грамматические значения, указывающие на отношение слова (а точнее словоформы) к другим словам в словосочетании или предложении (например, значение рода, числа, падежа у прилагательного). Наконец, в зависимости от соотношения грамматического значения с характером отображаемых объектов, различают объективные или диктальные грамматические значения, которые передают объективные, не зависящие от субъекта признаки и отношения (ср. грамматические значения признака у прилагательных, времени и вида у глагола) и модальные, отражающие отношение говорящего к тому, о чем он говорит или с кем он говорит (ср. грамматические значения субъективной оценки, наклонения и т.д.).

Грамматическое значение слова выводится из его отношения к другим единицам того же класса (например, грамматическое значение формы прошедшего времени глагола несвыводится путем соотношения ее с другими временными формами -несет, будет нести).

К грамматическому значению слова относят нередко и его словообразовательное значение (если слово производное), поскольку словообразование является частью грамматического строя языка.

В любом знаменательном слове совмещаются два значения -лексическое и грамматическое. Носителем лексического значения является основа слова.

Грамматическое значение выступает как добавочное к лексическому и выражает различные отношения (отношение к другим словам в словосочетании или предложении, отношение к лицу, совершающему действие, или к другим лицам, отношение сообщаемого факта к действительности и времени, отношение говорящего сообщаемому и т. д.).

Обычно слово имеет несколько грамматических значений. Так, существительное страна имеет значение женского рода, именительного -падежа, единственного числа; глагол читал содержит в себе грамматические: значения прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, несовершенного вида.

Грамматические значения находят в языке свое морфологическое или синтаксическое выражение. Они выражаются в основном формой слова. Существуют различные способы образования форм слова Синтаксический способ (выражение значений в самом слове). Сюда входят:

а) аффиксация (образование форм слова с помощью окончаний,
приставок, формообразующих суффиксов): дом, дома, домуи т. д.; делать - сделать, писать - написать; опоздать - опаздывать, настоять - настаивать;

б) внутренняя флексия (чередование звуков): запереть - запирать, собирать - собрать;

в) ударение: дома (род. п., ед, ч.) - дома (им. п., мн. ч.), разрезать -
разрезать;

г) супплетивизм (формы одного и того же слова, образованные от
разных корней или основ): человек - люди (формы числа), брать - взять
(значения вида), хорошо - лучше (значения степени сравнения);

д) повторы: синий - синий, просил - просил, еле-еле.
Аналитический способ (выражение значений вне слова): читаю – будучитать (значения времени), высокий - более высокий (значения степени сравнения).

Смешанный способ (синтаксический и аналитический): к дому(значение дательного падежа выражено предлогом и падежной формой), я пишуличное местоимение и глагольное окончание для выражения значения 1-го лица).

Грамматическое значение в слове может выражаться также с помощью других слов, с которыми данное слово связано в предложении.

Словообразовательное значение - это обобщенное значение, присущее лишь мотивированным словам, выраженное словообразовательными средствами. Оно представляет собой определенное смысловое соотношение между членами словообразовательной пары - производящим и производным словами. Как и грамматическое значение, оно не индивидуально, а характеризует целые классы слов, относящихся к одному словообразовательному типу. Словообразовательное значение имеет разную степень абстрактности. Поскольку смысловые отношения между производящим и производным словом могут складываться по-разному, то различают несколько семантических типов словообразовательного значения: 1) при котором значение производного слова выводится из значения производящего, т.е. производное слово выступает как носитель признака, названного производящим, при этом частеречная принадлежность производного слова может совпадать, а может и не совпадать с производящим (ср. хлеб- хлебница, читать - читатель);транспозиционный тип, при котором значение производного слова полностью сохраняет грамматическую семантику производящего, хотя оно переводится в другой частеречный класс (ср. значение опредмеченного действия в слове ходьбаили значение отвлеченного признака в слове мудрость)и модификационный тип, при котором значение производного слова, получающего дополнительный семантический компонент, лишь модифицируется, поскольку значение производящего слова полностью включается в семантический объем производного, частеречная принадлежность которого не меняется.

Материальным выражением грамматического значения слова в широком смысле является его грамматическая форма, В узком смысле слова под грамматической формой понимается одно из регулярных видоизменений слова (например, любая форма слова при его склонении или спряжении). Грамматическое значение и грамматическая форма неотделимы друг от друга, они являются двумя сторонами языкового знака. Однако отношения между ними не однозначные: одна и та же грамматическая форма может передавать несколько грамматических значений и наоборот, одно и то же грамматическое значение может быть передано несколькими грамматическими формами. Совокупность грамматических форм одного слова называется парадигмой.

Несмотря на то, что грамматическое значение является как бы побочным значением слова, оно играет существенную роль в создании целостного значения предложения.

несклоняемого слова депо в первом предложении и родительного - во втором создаются разными связями этого слова с другими словами).

Под термином «грамматические категории» понимается совокупность однородных грамматических значений. Так, значения отдельных падежей объединяются в категорию падежа, значения отдельных форм времени объединяются в категорию времени и т. д. Категория рода выявляется, например, в слове окно тем, что это существительное имеет значение среднего рода; категория наклонения в слове читай обнаруживается тем, что эта глагольная форма выражает грамматическое значение повелительного наклонения. Таким образом, грамматическая категория относится к грамматическому значению как общее к частному.

При выявлении грамматической формы имеются в виду языковые средства, служащие для выражения грамматических значений. Так, в слове беру окончание -ууказывает на лицо (1-е), число (единственное), время (настоящее), наклонение (изъявительное). Выразителем значения совершенного вида у глагола сделатьслужит приставка с.Материальное выражение грамматических значений (грамматический способ их выражения) теснейшим образом связано с самими значениями, поэтому грамматическая форма представляет собой единство грамматического значения и способа его выражения, или, иными словами, соотношение грамматического значения и грамматического способа в их единстве.

Наши рекомендации