ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ. (Выполняется в виде решения тестовых заданий):
(Выполняется в виде решения тестовых заданий):
1. Александр II правил в период:
а: 1855 – 1881 гг.
б: 1881 – 1894 гг.
в: 1801 – 1825 гг.
г: 1879 – 1894 гг.
2. Годы царствования Александра III:
а: 1855 – 1881 гг.
б: 1881 – 1894 гг.
в: 1894 – 1917 гг.
г: 1825 – 1855 гг.
3. Окончательное раскрепощение крестьян произошло в:
а: 1649 г.
б: 1850 г.
в: 1861 г.
г: 1917 г.
4. Отмена крепостного права произошла в царствование:
а: Александра I
б: Николая I
в: Александра II
г: Александра III
5. Органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате буржуазных реформ 60 – 70-х годов XIX в.:
а: Земства
б: Дворянские собрания
в: Общины
г: Вече
6. Согласно судебной реформе 1864 г. было(а::
а: отменено телесное наказание для всех сословий
б: введена должность прокурора
в: введена состязательность суда, введен институт адвокатуры
г: была отменена смертная казнь
7. Представители общественной мысли России XIX в., отрицавшие культурные, духовные ценности общества и выступавшие против пережитков крепостного права:
а: диссидентами
б: еретиками
в: раскольниками
г: нигилистами
8. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования:
а: Николая I
б: Николая II
в: Александра II
г: Александра III
9. Писатель и историк, отстаивавший монархическую форму государственного устройства России и написавший первую многотомную "Историю государства Российского":
а: А.С. Пушкин
б: Н.М. Карамзин
в: А.А. Аракчеев
г: А.Н. Радищев
10. Герой Крымской войны 1853 – 1855 г.:
а: М.И. Кутузов
б: П.С. Нахимов
в: В.И. Чапаев
г: Г.К. Жуков
11. Император, получивший в народе имя «Миротворец»:
а: Петр I
б: Александр I
в: Александром III
г: Николай II
12. «Циркуляр о кухаркиных детях» 80-х годов XIX в. связан с политикой царского правительства в отношении:
а: всеобщей воинской повинности
б: национальных окраин
в: рабочего вопроса
г: народного образования
13. Участие различных сословий в местном управлении стало возможным в результате проведения в 1860 – 1870-х гг.:
а: крестьянской реформы
б: земской, городской реформ
в военной реформы
г: школьной реформы
14. Александр III вступил на престол после:
а: восстания декабристов
б: убийства народовольцами его отца
в: поражения России в Крымской войне
г: убийства заговорщиками Павла I
15. Даты 1861 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:
а: экономическими и социальными реформами
б: присоединением Средней Азии
в: возникновением первых рабочих организаций
г: открытием новых университетов.
Тема 6.
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (XIX-XX ВВ.). ПОЛИТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ САМОДЕРЖАВИЮ
(Одно семинарское занятие)
Семинар 10.
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ (XIX-XX ВВ.). ПОЛИТИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ САМОДЕРЖАВИЮ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
Дать оценку политическим, социальным, экономическим и духовным процессам, происходившим в России в конце XIX – начале XX вв. Охарактеризовать Николая II как политика и личности. Проанализировать особенности развития капитализма в России и мире. Рассмотреть причины, цель, характер, ход и итоги революции 1905 – 1907 гг. Дать оценку деятельности Государственных дум Российской империи. Рассмотреть ход аграрной реформы П.А. Столыпина и её результаты. Показать попытку трансформации государственного устройства России (от абсолютной монархии к «думской» монархии).
ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Исторический портрет Николая II.
2. Развитие капитализма в России в начале ХХ в. Особенности и общие черты с общемировой практикой. Деятельность С. Ю. Витте.
3. Революция 1905 – 1907 гг. Причины, цель, характер, ход и значение.
4. Формирование многопартийной системы в России.
5. Третьеиюньский государственный переворот. Сущность третьеиюньской монархии.
6. Характеристика политического курса П. А. Столыпина. Аграрная реформа.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:
1. Политический портрет Николая II.
2. Деятельность I – IV Государственных Дум.
3. П. А. Столыпин и его реформы.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1.История России [Электронный ресурс] : учебник / ред. Г. Б. Поляк. - М. : М., 2012. - 686 с.
Дополнительная литература
2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Новосибирск, 2011. - 128 с.
3. История Отечества [Электронный ресурс] : сб. тестовых заданий с эталонами ответов для студентов мед. вуза / сост. А. И. Бакшеев, Е. В. Штарк ; Красноярский медицинский университет. - б/м : б/и, 2011. - 90 с.
4. История отечества [Электронный ресурс] / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Новосибирск, 2013. - 160160 с.
Рекомендованная литература по теме:
1.История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
2.История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
3.Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2009.
4.Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
5.Пушкарев С.Г. Обзор русской истории.- М., 2007 и др. издания.
Интернет-источники:
1. http://imperator.spbnews.ru/ - сайт о Николае II.
2. http://militera.lib.ru/ - Военная литература.
3. Российская империя. Том IV. Диск 1, 2. Проект Леонида Парфёнова. 2003 г.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(Выполняется в тетради в виде конспекта либо в электронной форме путем заполнения пустых полей, представленных в заданиях):