Тема 9. Советское государство в 1920-30-х гг

(1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Новая экономическая политика.

2. Политика индустриализации и массовой коллективизации.

3. Сталинский тоталитаризм.

Контрольные вопросы

1. Чем был вызван политический кризис в стране в начале 20-х годов , в чем он выражался, к чему привел?

2. Какова была цель нэпа? Какие оценки в отношении этой экономической политики господствовали в партии?

3. Противоречия нэп. Когда и почему нэп был свернут?

4. Какова быта цель национальной политики партии большевиков? Расскажите о национально-государственном строительстве в этот период.

5. Чем характеризуется советская социально-экономическая и политическая модель во второй половине 1920-х годов?

6. Какие проблемы общественного развития были разрешены, какие проблемы сохранились, а какие лишь появились?

7. Существовали ли предпосылки ускоренной модернизации страны в 1920-30-е годы? Определите их.

8. Существовали ли альтернативные модели построения социализма в СССР?

9. Каковы были результаты и последствия советской модели индустриализации?

10. Насколько были взаимосвязанными и взаимозависимыми форсированная индустриализация и сплошная коллективизация?

11. Покажите предпосылки складывания административно-командной системы в экономике и управлении.

12. Были ли неизбежными репрессии в сложившейся политической системе? Раскройте хронологию, масштаб и механизмы сталинских репрессий.

Рекомендуемая литература

1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2007. – С.257-272.

2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.353-386.

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.321-379.

4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2007. – С.309-335.

5. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было? – М., 1989.

6. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). – М., 1994.

7. Преображенский Е.А., Бухарин Н.И Пути развития, дискуссии 20-х годов. – М., 1990.

Тема 10. Великая Отечественная война

(1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Внешняя политика СССР в 1930-х - начале 1940-х гг.

2. Великая Отечественная война, причины первых неудач, основные этапы, итоги, уроки и цена победы.

3. Завершение II мировой войны. Формирование новой модели международных отношений и устройства мира.

Контрольные вопросы

1. Почему политика создания системы «коллективной безопасности» в Европе сменилась политикой «умиротворения» Германии?

2. Каковы причины неудач англо-франко-советских переговоров весны-лета 1939 г. и заключения договоров между СССР и Германией («О ненападении» 23.08.39, «О дружбе границе» 28.09.39.)?

3. Раскройте позитивные и негативные последствия заключения советско-германских соглашений 1939 года для СССР.

4. Почему военные действия между Германией, с одной стороны, и Англией и Францией, с другой стороны, в 1939- начале 1940 гг. характеризовались как «странная война»?

5. Назовите причины и осветите ход и последствия «зимней войны» между СССР и Финляндией (1939-1940 гг.).

6. В чем заключалась суть военной доктрины СССР накануне Великой Отечественной войны? Что вы думаете о точке зрения Б.Суворова («Ледокол») о намерении Сталина первым напасть на Германию?

7. Перечислите основные этапы создания антигитлеровской коалиции Покажите сложности ее создания.

8. Каковы причины роспуска Коминтерна в 1943 году?

9. По каким причинам после окончания второй мировой
войны сотрудничество «Большой тройки» сменилось «холодной войной»?

10. Раскройте основные направления политики СССР в отношении восточно-европейских стран после II мировой войны.

11. Покажите процесс поиска новой модели мирового устройства. В чем суть «холодной войны»?

Рекомендуемая литература

1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2002. – С.273-293.

2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.386-389, 400-416.

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2007. – С.380-418.

4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2005. – С.336-387.

5. Жуков Г.К. Воспоминание и размышление. – М.: Мысль, 1993.

6. Карпов В.В. Генералиссимус: Историко-документальное издание. Кн. 1,2. – М., 2002.

7. Суворов М. День «М»: Когда началась Вторая мировая война? – М., 2001.

8. Советско-финляндская война. 1939-1940: В 2-х т. / Сост. П.В.Петров, В.Н.Степанов. – СПб., 2003.

Тема 11. СССР в 1945-1964 гг. (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Начало «холодной войны».

2. Крах сталинизма. Попытки демократизации советского общества.

3. Реформы Н.С. Хрущева.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте новые процессы и явления в развитии послевоенной Европы.

2. Покажите причины и результаты усиления конкуренции двух мировых систем.

3. Как и за счет каких источников было восстановлено народное хозяйство после войны?

4. Чем объяснить отличия политического курса сталинского руководства до и после Великой Отечественной войны в области идеологии и национального вопроса?

5. Какое значение (экономическое, политическое, идеологическое) имели для советского общества реформы Н.С Хрущева?

6. Почему был смещен Н.С.Хрущев?

7. Каковы причины научно-технических достижений СССР?

Рекомендуемая литература

1. История России. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Курс лекций под ред. Л.А.Радугина. – М: Изд-во Центр, 2007. – С.293-308.

2. История России: Учебник / А.С.Орлов и др. – 3-е изд., перераб. и доп.– М.: ТК Верби, Изд-во Проспект, 2006. – С.417-437.

3. Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. – 4-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2009. – С.419-456.

4. Мунчаев Ш.М., Устинова В.М. История России: Учебник для вузов. – 4-е изд. – М.: Изд-во НОРМА, 2007. – С.388-397, 402-409, 418-427.

5. Вайль П., Геннис А. 60-е годы. Мир советского человека. – М., 2001.

Наши рекомендации