Методические рекомендации. В первом вопросе необходимо дать определение науки как формы человеческой
В первом вопросе необходимо дать определение науки как формы человеческой деятельности, направленной на получение и систематизацию объективных знаний о действительности, рассмотреть ее как форму познания и духовного производства. Поскольку научная деятельность регламентирована, в ее основе находятся определенные ценности, то науку можно рассмотреть в качестве социального института. Многоаспектное рассмотрение науки позволит раскрыть ее сущность, выявить ее особенности.
Во втором вопросе возникновение науки необходимо связать с развитием общества, с формированием социального запроса на научные знания, нацеленные на объяснение мира. В истории развитии научных знаний в учебной литературе выделяют следующие периоды: подготовительный (восточная преднаука, античные и средневековые знания), период Нового времени (классическая наука, неклассическая наука, постнеклассическая наука). Далее раскрываем сущность каждого периода, его особенности, выявляем тенденции развития научных знаний.
Изучение функций науки позволяют раскрыть ее роль в жизни человека и общества, ее историческое значение. Общепринято выделять мировоззренческую, культурную, практическую функции.
Полноценное выявление места науки в историческом процессе, а также раскрытие роли научных знаний в качестве фактора социального прогресса не представляется возможным без рассмотрения вопроса о научных революциях.
Вначале даем определение понятию «революция», называем ее виды (формы), раскрываем сущность понятия «научная революция», «техническая революция». Первая научная революция связана с именами Н. Коперника и его последователями: Д. Бруно, Г. Галилеем, И. Кеплером, а также с Р. Декартом, И. Ньютоном, И. Кантом, П. Лапласом. В восемнадцатом – девятнадцатом веках развитие научных знаний совпало с промышленным переворотом. Вторая научно-техническая революция имеет свои хронологические рамки – рубеж девятнадцатого-двадцатого веков. Она имеет также и своих представителей. В первую очередь это: М. Планк, А. Эйнштейн. Необходимо отметить, что достижения научной мысли рассматриваемого периода послужили основой технической революции. Среди выдающихся изобретателей НТР можно назвать Т. Эдисона, Ч. Парсонса, Г. Даймлера, К. Бенца, Р. Дизеля, А. Лодыгина, П. Яблочкина, А. Попова, Д. Менделеева. Третья научная революция проходила с 40-ых гг. двадцатого века. Такие технические изобретения как телевидение, компьютеры, водородная бомба, искусственные спутники Земли, лазер, микропроцессоры способствовали глобализации, оказали неоднозначное влияние на систему международных отношений. Затем переходим к характеристике научных достижений на современном этапе: получение первого клона лошади (2003 г.), разработка технологии изготовления атомных часов (2004 г.) и др.
Приступая к рассмотрению пятого вопроса семинарского занятия, даем определения понятиям «прогресс», «научно-технический прогресс». Отмечаем, что научно-технический прогресс вызвал неоднозначные последствия и противоречивые оценки в научной литературе. В настоящее время наблюдается рост численности оппонентов научно-технического прогресса не только среди общественных деятелей, публицистов, но и ученых. Заметим, что при оценке последствий научно-технического прогресса понимается исследователями вопрос о соотношении результата, итогов научно-технического прогресса с его «ценой», которую приходится платить в виде существования современных глобальных проблем.
План семинарского занятия
1. Понятие науки. Наука как форма познания, социальный институт, духовное производство.
2. Причины появления науки. Основные этапы развития научного знания.
3. Функции науки. Место и роль науки в историческом процессе.
4. Научно-технические революции.
5. Научно-технический прогресс и его последствия.
Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:
1. Что такое наука? Каковы ее характерные черты?
2. Какие формы общественного производства вы можете назвать? Чем материальное производство отличается от духовного производства?
3. Какие ценности, нормы лежат в основе деятельности ученого? В чем отличие науки как социального института?
4. Чем научное познание отличается от художественного и религиозного способов познания?
5. Какие причины появления научных знаний вам известны?
6. Дайте характеристику подготовительному этапу формирования научных знаний
7. Почему возникновение науки исследователи относят к новому времени?
8. В чем отличия классической науки от неклассической и постклассической?
9. В чем состоит сущность научно-технических революций?
10. Какие научно-технические революции вам известны?
11. В чем заключается историческое значение научно-технических революций?
12. Что такое научно-технический прогресс? Как соотносятся понятия научно-техническая революция и научно-технический прогресс?
13. Каковы последствия научно-технического прогресса?
14. Какую роль играют научные знания в историческом процессе?
Приблизительная тематика рефератов: «Основные этапы развития научных знаний», «Научно-технические революции и их историческое значение», «Научно-технический прогресс и его оппоненты», «Наука как фактор социального прогресса».
Задание на дом:выполнить задания к самостоятельной работе по теме 4.6. Роль религии, науки, культуры в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций
Список рекомендуемой литературы
1. История [Текст] / П.С. Самыгин и др. – изд. 15-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 474 с.
2. Пономарев, М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время [Текст]: учеб. / М.В. Пономарев. – М.: Проспект, 2010. – 416 с.
3. Культурология [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. А.Н. Марковой. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 400 с.
4. Сычев, А.А. Основы философии [Текст]: учебное пособие / А.А. Сычев. – изд. 2-е испр. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. – 368 с.
Семинарское занятие № 9
Тема: Культура. Проблема соотношения инноваций
и традиций в историческом процессе
Цели:
-раскрыть роль социокультурного фактора в историческом процессе
- способствовать формированию общих компетенций.
Количество часов – в зависимости от специальности (см. по таблице на стр. 10 – 12)
В результате освоения темы обучающийся должен уметь:
- раскрывать сущность проблемы соотношения инноваций и традиций в историческом процессе;
- выявлять роль социокультурного фактора в историческом процессе.
Для формирования умений обучающийся должен знать:
- понятия культуры, контркультуры, субкультуры, толерантности, мультикультуризма, инновации, традиции;
- функции культуры;
- значение социокультурного фактора в историческом процессе.
Основные понятия:культура, контркультура, субкультура, традиции, инновации, толерантность, мультикультуризм.
Ход занятия
1.Вступительное слово преподавателя: определение цели, задач семинарского занятия, проверка готовности к занятию.
2.Заслушивание рефератов (при их наличии).
3.Выступление студентов по плану семинарского занятия.
4.Обсуждение вопросов, общегрупповая дискуссия.
5.Подведение итогов (комментарии к оценке ответа, сбор конспектов на проверку преподавателю, объяснение домашнего задания при его наличии).