Методические рекомендации. Раскрывая первый вопрос, необходимо дать понятие права, раскрыть содержание основных признаков права (государственно-волевой характер

Раскрывая первый вопрос, необходимо дать понятие права, раскрыть содержание основных признаков права (государственно-волевой характер, нормативность, властно-регулятивная природа). Студенту следует уяснить содержание общесоциальных (культурно-исторической, воспитательной, информационно-ориентирующей, социального контроля) и собственно юридических (регулятивной, охранительной) функций права, охарактеризовать общие принципы права (справедливости, равноправия, единства прав и обязанностей, гуманизма, сочетании убеждения и принуждения в праве, демократии). В заключении следует рассмотреть понятие «типология права», раскрыть такие понятия как базис, национальные правовые системы, правовые семьи

При ответе на второй вопрос, необходимо дать определение системы права, отразить предпосылки развития права как системы и подробно остановиться на характеристике элементов системы права (нормы права, отрасли права, подотрасли права, института и субинститута). Далее, следует дать характеристику системе законодательства, ее структуре, и, в заключение ответа, осветить соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства.

В третьем вопросе темы необходимо определить компоненты, входящие в понятие международного права, его структуру, определить круг источников и субъектов, на которых распространяют свою юрисдикцию нормы международного права, а также обозначить специфику, благодаря которой международное право не входит ни в одну национальную систему права.

Отвечая на четвертый вопрос, следует сначала раскрыть понятие и классификацию социальных норм (правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные и т.д.). Особое внимание следует уделить соотношению права и морали в контексте их единства, различия, взаимодействия и противоречия. Далее следует дать понятие нормы права и основных признаков нормы права (официальное выражение, формальная определенность, обеспечение выполнения принудительной силой государства, регулятивный характер и др.). Затем необходимо рассмотреть структуру нормы права и дать определение ее элементам (гипотезе, диспозиции, санкции), далее следует раскрыть основные классификации правовых норм (по предмету и методу правового регулирования, по субъекту правотворчества, по сфере действия, исходя из особенностей структурных элементов и т.д.). В заключение необходимо рассмотреть вопрос о соотношении нормы права и статьи нормативно-правового акта.

Пятый вопрос направлен на уяснение студентом понятия формы права. Отвечая на поставленный вопрос, следует охарактеризовать содержание видов форм права, таких как правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, нормативно-правовой акт. Особое внимание следует уделить нормативно-правовому акту, как основной и наиболее совершенной форме права. Необходимо выделить его признаки (содержит общеобязательные правила поведения, принимается и реализуется в особом порядке, направлен на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, рассчитан на постоянное либо длительное применение и т.д.). В заключении следует рассмотреть классификацию нормативно-правовых актов по различным основаниям (исходя из правового положения субъекта правотворчества, в зависимости от сферы действия, и от срока действия и др.) и охарактеризовать виды нормативно-правовых актов (законы и подзаконные акты).

Ответ на шестой вопрос предполагает знание студентом правил действия нормативно-правовых актов во времени (вступление нормативно-правовых актов в силу, прекращение действия нормативно-правовых актов), в пространстве (территориальный и экстерриториальный принципы), и особенности действия нормативно-правовых актов по кругу лиц.

Ответ на седьмой вопрос следует начать с определения правоотношения, затем следует охарактеризовать признаки правоотношения (реализация через право, волевой характер, охрана со стороны государства, наличие встречных прав и обязанностей) и в заключение необходимо подробно остановиться на структуре правоотношения (субъекты, объект, субъективное право, юридическая обязанность).

Изучая восьмой вопрос, студенты должны уяснить понятие законности и ее принципов (единство законности, гарантированность основных прав и свобод граждан, неотвратимость наказания, и т.д.), а также понятие правопорядка и общественного порядка и их соотношения.

В девятом вопросе необходимо дать определение правонарушения и его основных признаков (общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость и т.д.), рассмотреть виды правонарушений. Особое внимание следует уделить понятию юридической ответственности и ее принципам (законности, обоснованности, справедливости, целесообразности, неотвратимости). В заключении ответ на поставленный вопрос должен содержать в себе характеристику видов юридической ответственности (конституционной, уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной, материальной.)

Тесты:

1. Норма права- это:

А) правила поведения, регулирующие отношения к прекрасному и безобразному;

Б) правила поведения, регулирующие отношения между нациями, социальными группами, направленные на завоевание и использование государственного аппарата;

В) правила поведения, имеющие общеобязательный характер, поддерживаемые силой государственного принуждения.

2. Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой- это:

А) распоряжение

Б) закон

В) указ

3. Нормы, подлежащие обязательному закреплению в письменной форме:

А) обычаи

Б) нормы морали

В) нормы права.

4. Санкция- это:

А) мера государственного принуждения

Б) правило поведения

В) штраф.

5. Признаками права может быть:

А) честь и достоинство

Б) возможность государственного принуждения

В) традиции, этикет.

СЕМИНАР № 3.

Наши рекомендации