Методические рекомендации для студентов. Изучение 1-го вопроса начните с понятия политический режим

Изучение 1-го вопроса начните с понятия политический режим. Сравните основные политические режимы (демократический, авторитарный, тоталитарный). Постарайтесь выявить объективные и субъективные предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР. Обратите внимание, что понятие “тоталитаризм” не тождественно понятию “диктатура вождя”, поэтому в поиске его причин необходимо выходить за рамки внутрипартийной борьбы второй половины 1920–1930-х гг.

Семинар может проводиться в групповой форме. В этом случае учебная группа разделяется на три минигруппы, каждая из которых получает задание – на основании подготовленных дома материалов выявить положительные или отрицательные черты тоталитаризма, авторитаризма и демократии для развития России в разные исторические периоды. После этого вопрос обсуждается в форме дискуссии о наиболее приемлемой форме правления для СССР 1930–1940-х гг.

Вопросы и задания для обсуждения

1) Сформулируйте отличительные признаки тоталитаризма как политического режима в СССР в 1930-е гг.

2) Составьте сравнительную таблицу «Политические режимы» (рассматриваются тоталитарный, авторитарный и демократический режимы, их особенности в экономической, политической, идеологической сферах общества).

3) Объясните, что такое «культ личности». Проанализируйте, как происходило формирование культа личности И. В. Сталина.

4) В чем была причина политики массовых репрессий? Рассмотрите органы репрессивного аппарата СССР в 1930-е гг., определите их функции и направления деятельности.

5) Проанализируйте основные направления репрессий. Против кого она была направлена? Укажите основные политические процессы.

6) Подумайте, почему в тот период велась столь активная борьба против Русской Православной Церкви. Каковы были формы ее реализации?

Литература

1. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917–2004 : Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2005.

2. Боффа Д. История Советского Союза. – Т. 1. – М., 1994. – С. 450–469, 502–521.

3. Боханов А. Н. и др. История России: XX век. – М., 1999.

4. Верт Н. История советского государства. 1900–1991. – М., 1992. – С. 225–237.

5. Жуков Ю. Н. Репрессии и Конституции СССР 1936 года // Вопросы истории. – 2002. – № 1.

6. Жуков Ю. Н. Иной Сталин. – М., 2004.

7. Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. Кн. 1. От начала до Великой Победы. – М., 2001.

8. Конституция СССР 1936 г. // Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М., 1999.

9. Мунчаев Ш. М., Устинов В.М. Политическая история Россия. От становления самодержавия до падения Советской власти. – М., 1999.

10. Павлова И. В. Механизм политической власти в СССР в 20–30-е годы // Вопросы истории. – 1998. – № 11–12. – С. 49–66.

11. Павлова И. В. 1937: выборы как мистификация, террор как реальность // Вопросы истории. – 2003. – № 10.

12. Сталин: в воспоминаниях современников и документах эпохи / Автор-составитель М. Лобанов. – М., 2002.

13. Тоталитаризм как исторический феномен. – М., 1989.

Тема 24. Великая Отечественная война (1941–1945) (1 часть)

План семинара

1. Международное положение СССР в предвоенные годы:

а) СССР в системе международных отношений накануне Второй мировой войны; Пакт о ненападении между СССР и Германией и его современная оценка.

б) начало Второй мировой войны. Внешнеполитическая деятельность Советского правительства: достижения и просчеты;

в) мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

2. Великая Отечественная война советского народа 1941–1945 гг.:

а) нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач и поражений Красной Армии в начальный период войны;

б) коренной перелом в ходе войны и ее победоносное завершение. Разгром милитаристской Японии;

3. Итоги и уроки второй мировой и Великой Отечественной войны, источники победы СССР:

а) уроки войны, источники и цена победы советского народа;

б) решающий вклад СССР в разгром фашистской Германии;

в) всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной и Второй мировой войне.

Темы докладов

1. Антигитлеровская коалиция в годы Второй мировой войны.

2. Полководцы периода Великой Отечественной войны.

Вопросы и задания для обсуждения

1) Назовите причины Второй мировой войны.

2) В чем причины поражений Красной армии в первые месяцы войны?

3) Какое значение имела битва за Москву?

4) Какие события считаются переломными в ходе Второй мировой войны?

5) Перечислите основные военные операции Великой Отечественной войны.

6) Каковы источники и цена победа СССР в Великой Отечественной войны?

7) Назовите основные конференции союзников.

8) Каковы итоги Великой Отечественной войны?

Литература

1. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917–2004 : Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 2005.

2. Великая Отечественная война, 1941–1945: Военно-исторические очерки. – В 4-х кн. – Кн. 1.: Суровые испытания. – М., 1998; Кн. 2.: Перелом. – 1998; Кн. 3.: Освобождение. – 1999; Кн. 4.: Народ и война. – 1999.

3. Горьков Ю.А., Семин Ю. Н. О характере военно-оперативных планов СССР накануне Великой Отечественной войны. Новые архивные документы // Новая и новейшая история. – 1997. – № 5. – С. 108–129.

4. Гуркин В. В. Людские потери Советских Вооруженных Сил в 1941–1945 гг.: новые аспекты // Военно-исторический журнал. – 1999. – № 2. – С. 2–13.

5. Зверев Б. Н. Оружие – фронту // Отечественная история. – 1995. – № 3. – С. 59–69.

6. Мельтюхов М. И. Советская разведка и проблема внезапного нападения // Отечественная история. – 1998. – № 3. – С. 3-20.

7. Наджафов Д. Г. Советско-германский пакт 1939 года: переосмысление подходов к его оценке // Вопросы истории. – 1999. – № 1. – С. 154-167.

8. Соловьев Б., Суходеев В. Цена победы // Диалог. – 1998. – № 5. – С. 52-60.

Наши рекомендации