Автору «курса русской истории» в 5 частях
вершине русской дореволюционной мысли в отечественной истории. Он решительно порвал с традицией рассматривать историю России по царствованиям, когда в основу периодизации ставилось политическое начало. Основным фактором русской истории, около которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась совместно с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».)
I | VIII - XIII вв. | Русь Днепровская, городовая, торговая |
II | XIII - сер. XV в. | Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая |
III | сер. XV - нач. XVII в. | Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно- земледельческая |
IV | нач. XVII - сер. XIX в. | Всероссийский, императорско-дворянский период |
Всеобщей историей занимались и С.М. Соловьев и, хотя и в меньшей степени, В.О. Ключевский. Не имея возможности подробно остановиться на их трудах и их подходах к периодизации истории, мы не можем не упомянуть о Т.Н. Грановском (1813-1855), несомненно, крупнейшем русском всеобщнике XIX в.
Исследования по отечественной истории оказали значительное влияние на учебно-методическую литературу России. Причем, необходимо отметить и появление учебников, где параллельно подавалась как всеобщая, так и русская история. Наиболее популярным из этой серии был учебник И.И. Беллярминова (1837-1917), подготовившего также учебные пособия и по древней истории, и по всеобщей, и по русской, выходившими многими изданиями. Больше всего изданий выдержал его “Элементарный курс всеобщей и русской истории”, вышедший в 1911 г. 39-м изданием.
Авторами учебников были такие крупные российские историки как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.М. Богословский (1867-1929), С.Ф. Платонов (1860-1933) и др. Но так получилось, что наиболее распространенными учебниками как по всеобщей, так и российской истории стали учебники Д.И. Иловайского (1832-1920), выдержавшие десятки изданий. Д.И. Иловайский получил специальное историческое образование в Московском университете, учился у Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева, сам был историком-исследователем, ярым противником норманнской теории происхождения русского государства. Известен он трудами по истории Рязанского княжества, своим пятитомником “История России” и другими работами. Его схемы русской истории, в соответствии с которыми I в. до н.э.- IX в. н.э. относились к периоду предыстории Руси. Период начинался с роксоланов, которых Иловайский относил к предкам русских. Он даже проповедовал так называемую роксоланскую теорию. Далее у Д.И. Иловайского шел киевский период - X-XII вв., владимирский - XII-XIII в., московско-литовский - XIV-XV вв., московско-царский - XVI-конец XVII в. (в него входила Смута, которую он определял 1603-1613 гг.), то есть до царствования Петра I.
В практику изучения истории Отечества в современных условиях (2002), по мнению отдельных исследователей, можно положить следующую периодизацию:
Периоды | Хронологические рамки | Содержательные рамки |
I | IX - XIII вв. | Образование и становление древнерусского государства |
II | XIII - середина XV в. | Удельная раздробленность на Руси |
III | Вторая половина XV - XVII в. | Объединение русских княжеств в единое государство, расширение русских земель |
IV | XVIII - начало XX в. | Российская империя |
V | 1922 - конец 80- х гг. XX века | Советское государство |
VI | Начало 90 - х гг. XX – наше время. | Новая Россия(условное название) |
" ... Такая периодизация истории России, как и все предшествующие не бесспорна, но она аккумулирует в себе многообразие точек зрения, заложенных в большинстве современных учебников...".
СЛАЙД 7. Заключение |
Изученные мною материалы позволяют сделать следующие выводы:
· история - это наука о прошлом, о процессе развития социума во времени и пространстве.
· изучение истории выполняет целый ряд познавательных и интеллектуально-развивающих функций. Кроме того, история обладает огромным воспитательным воздействием. Изучение истории своего Отечества, своего народа формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет понять роль личности в истории, истоки отечественной культуры и её достижения. Приобретение этих знаний помогает понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию.
· история - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.
СЛАЙД 8. Список источников |
Список источников
1. Гросул В.Я. О периодизации всемирной и отечественной истории // Труды Института российской истории. Выпуск 8 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров, сост. Е.Н.Рудая. М.: Наука, 2009. С. 26-69.
2. Постоянный адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/12163855
Автор ___________________/В.Э.Попова/
Согласовано:
Заместитель директора _____________/Г.И.Краславская/