III. Историко-культурный контекст времени создания произведения
«Слово о полку Игореве» посвящено событиям 1185 года.
Существует понятие аберрации, то есть уклонения от нормы (от латинского слова aberratio — уклонение). Существует аберрация оптических систем, то есть искажение изображения, неточное соответствие объекту. Например, два предмета, которые находятся далеко от нас, но на большом расстоянии друг от друга, кажутся нам примерно одинаково удаленными. Это называется аберрацией дальности. Так, например, Солнце и Луна кажутся примерно одинаковыми по размеру, в то время как Солнце расположено в 375 раз дальше. Историки тоже знают явление аберрации, когда события, далекие от нашего времени, кажутся нам происходящими примерно в одну эпоху. Из‑за этого мы не видим динамики исторических изменений, история кажется нам застывшей, неподвижной. Жизни Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, кажется нам, протекают в одно и то же время. Мы попытаемся внимательнее присмотреться к событиям русской истории, чтобы лучше понять произведение, которое мы сейчас изучаем, — «Слово о полку Игореве».
В 1054 году умер Ярослав Мудрый, оставив после себя пятерых сыновей. Между ними и внуком Ростиславом Владимировичем князь разделил Русскую землю, за исключением Полоцкого княжества, отошедшего потомству его старшего брата Изяслава Владимировича. Порядок престолонаследия был «очередным», то есть киевский престол передавался от брата к брату, а после смерти братьев переходил к старшему племяннику. Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям жить в мире и любви, во всем слушаться старшего брата. Но отцовский завет выполнялся недолго. Почти сразу после смерти князя между братьями начались усобицы. Многие князья оказались недовольны разделом. Самым решительным из недовольных оказался Олег Святославич. В 1078 году он пошел из Тмутаракани походом на дядей, призвав на помощь половцев, но был разбит. В 1093 году умер последний из Ярославичей — Всеволод. Олег Святославич, к тому времени вновь укрепившийся в Тмутаракани, снова призвал на помощь половцев и напал на Русь. Он хотел вернуть себе Чернигов, завещанный Ярославом Мудрым его отцу Святославу. В Чернигове в это время правил Владимир Мономах, приходившийся Олегу двоюродным братом. Половцы во главе с Олегом осадили Чернигов. Заботясь о сохранении жизни населения Чернигова, Владимир Мономах уступил престол двоюродному брату, а сам ушел в Переяславль.
За те беды, которые принес Русской земле Олег Святославич, наводя на нее половцев, его прозвали в народе Олегом Гориславичем. Только в 1113 году, двадцать лет спустя после добровольного оставления им Чернигова, Владимир Мономах стал киевским князем. За двенадцать лет его княжения в Киеве единство Руси было отчасти восстановлено. Еще семь лет после смерти Владимира Мономаха Русью правил его сын, Мстислав Великий. Никто из князей не решался противостоять Мстиславу. Но после его смерти в 1132 году распри начались уже среди потомков Мономаха.Этим немедленно воспользовались Ольговичи, то есть потомки Олега Гориславича, и спокойствию Руси пришел конец. Раздробленность стала фактом. С 1132 до 1185 года — даты похода Игоря Святославича на половцев, о котором идет речь в «Слове о полку Игореве», — больше пятидесяти лет.
За пятьдесят лет со времени смерти Мстислава Великого наиболее сильной среди русских земель становится Ростово‑Суздальская земля, наиболее сильным и влиятельным князем — Юрий Долгорукий. В 1169 году войско во главе с его сыном Андреем Боголюбским штурмом берет Киев и предает его страшному разгрому. Был подожжен даже Киево‑Печерский монастырь, признанная святыня христианской Руси. Любой другой русский князь в прежние годы остался бы княжить в Киеве. Андрей Боголюбский не поехал в Киев, а остался у себя во Владимире, в Киев же послал своего младшего брата Глеба. Этот факт свидетельствует о том, что Киев в эти годы потерял свое значение как центр Русской земли.
В период правления Всеволода Большое Гнездо (десятый сын Долгорукого) (1176— 1212) Владимирское княжество достигло наивысшего могущества. Даже в спорах князей за самые отдаленные земли Руси его слово долго оставалось решающим. Именно к периоду княжения на северо‑востоке Всеволода Большое Гнездо относятся события «Слова о полку Игореве». Тем не менее соперничество среди русских князей за первенство продолжалось. На княжеском съезде в Любече было провозглашено: «Кождо да держит отчину свою». Но князья не только стремились держать свои отчины, но и захватить или пограбить земли других князей.Например, Игорь Святославич, внук Олега Гориславича (главный герой «Слова...»), правивший в Новгороде‑Северском, что в Черниговской земле, незадолго до похода на половцев «взял на щит» город Глебов у Переяславля, «кровопролитье сотворил в земле христианской», «не пощадил христиан». Об этом рассказывается в «Повести о походе Игоря Святославича на половцев», включенной в Киевскую летопись.
Игорь причинил христианам такие беды, что «живые мертвым завидуют». Всеволода Большое Гнездо половцы не тревожат — Владимирская земля, казалось бы, надежно укрыта от кочевников лесами и болотами. В Киеве в это время княжит двоюродный брат новгород‑северского князя Святослав Всеволодович, тоже потомок Олега Гориславича. За три года до похода Игоря, в 1182 году, ему приходится пойти на компромисс с Рюриком Ростиславичем, правнуком Ярослава Мудрого. Этот энергичный князь потребовал власти над городами Киевской Руси. Двенадцать лет сохранялось это двойственное положение: Киев и формальное старшинство принадлежало Святославу Всеволодовичу, а все остальные города Киевской земли принадлежали Рюрику Ростиславичу. Это «двоевластие» в Киевской земле прекратилось только после смерти Святослава в 1194 году. Мы видим, что каждый князь стремился действовать независимо от других. Русские земли объединяла православная вера, общие письменность и язык, но в разных княжествах уже возникали свои особенности, князья ставили себе разные цели. Народ еще помнил о былом величии Руси, и трагическая раздробленность болью отозвалась в душе автора «Слова о полку Игореве».И вот в 1185 году, не посоветовавшись с другими князьями, Игорь со своим сыном Владимиром, с братом Всеволодом, княжившим в Трубчевске, и со своим племянником Святославом Ольговичем из Рыльска выступает в поход на половцев.
IV. Зачин
+ Чтение Лихачева + Самостоятельно (переложение) + Табаков
Ученики высказывают свои догадки относительно смысла зачина. Не будем торопиться поправлять их: пусть самостоятельно попробуют понять то, что хотел сказать своим читателям древнерусский автор, имени которого мы, вероятно, так никогда и не узнаем. Будем радоваться каждому словосочетанию, каждой фразе, самостоятельно понятой учениками. После этой коллективной работы прочитаем вслух перевод текста на современный русский язык:
Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. Помняшеть бо рече, първыхъ временъ усобице. Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей; который дотечаше, та преди песнь пояше - старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боянъ же, братие, не 10 соколовь на стадо лебедей пущаше, нъ своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше;они же сами княземъ славу рокотаху. | Дословный перевод Д.С. Лихачева Пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? Пусть начнётся же песнь эта по былям нашего времени, а не по замышлению Бояна. Ибо Боян вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Вспоминал он, как говорил, первых времён усобицы. Тогда напускал десять соколов на стаю лебедей, и какую лебедь настигали - та первой и пела песнь старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, прекраcному Роману Святославичу. Боян же, братия, не десять соколов на стаю лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами князьям славу рокотали. |
После объяснения развернутой метафоры: соколы — персты, лебеди — струны — смысл отрывка становится понятен ученикам. Однако необходимо обратить внимание на то, что в переводе утрачена важнейшая составляющая древнерусского текста — ритмичность, напевность. Перевод уже не очаровывает, не звучит так завораживающе, как подлинный текст. Важно, чтобы школьники сами почувствовали эту особенность. Скажем ученикам, что мы будем изучать текст в основном в переводе, но самые выразительные отрывки будем непременно читать на древнерусском языке. Коллективно отрабатывая чтение зачина, будем внимательно следить за реакцией учеников: важно, чтобы все факты и слова были поняты школьниками. Прежде чем читать и комментировать текст, расскажем ученикам об исторических событиях и политической ситуации XII века.
Домашнее задание
Прочитать первую часть «Слова о полку Игореве» (прозаический перевод) до слов: «Унылы городские стены, и веселие поникло» (для работы в профильных классах — по оригиналу до слов: «Уныша бо градомъ, забралы, а веселие пониче»). Подготовить выразительное чтение зачина.
http://old-russian.chat.ru/05slovo.htm